Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
классный час (2 класс) на тему
В рабочей программе содержится пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование занятий кружка "Занимательная математика"для 1-4 классов, планируемые результаты освоение обучающимися программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ» с. Гурьевка
Прилузского района Республики Коми.
Программа курса
«Занимательная математика»
(ФГОС внеурочная деятельность)
Составитель
Рубцова Анна Михайловна
Учитель начальных классов.
2013 год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня математического развития;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Способы отслеживания результатов
• наблюдение за детьми в ходе работы
• проведение практических работ
• выполнение творческих работ
• участие в олимпиадах, участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Материально – техническое обеспечение.
Библиотечный фонд.
1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).
2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.
3.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.-48с.
4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.
5.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.
6.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.
Печатные пособия.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Игры и игрушки.
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь.
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Занимательная математика»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планир. дата | Фактич. дата |
I год обучения | |||||
I | История в математике | 5 | Изучать истории счета, математических знаков; Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки; Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах; Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение; Оценивать правильность составления числовой последовательности; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; | ||
1 | Как люди учились считать | 1 | |||
2 | Из истории линейки | 1 | |||
3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах. | 1 | |||
4 | Открытие нуля. | 1 | |||
5 | Возникновение математических знаков + и - | 1 | |||
II | Числа и операции над ними | 5 | |||
6-7 | Нахождение суммы ряда чисел | 2 | |||
8-9 | Интересные приемы устного счета | 2 | |||
10 | Задачи, связанные с нумерацией | 1 | |||
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | |||
11-12 | Числовые головоломки | 2 | |||
13-14 | Математические ребусы | 2 | |||
15 | Составление простейших математических ребусов | 1 | |||
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 8 | |||
16-17 | Задачи на сообразительность | 2 | |||
18-19 | Табличная логика | 2 | |||
20-21 | Задачи-шутки | 2 | |||
22-23 | Комбинаторные задачи | 2 | |||
V | Геометрия вокруг нас | 5 | |||
24-25 | Задачи о квадрате | 2 | |||
26-28 | Геометрия и счет | 3 | |||
VI | Математические развлечения | 5 | |||
29 | Праздник чисел | 1 | |||
30 | Конкурс знатоков | 1 | |||
31-32 | Математические конкурсы и фокусы | 2 | |||
33 | Задачи со спичками | 1 | |||
Итого: | 33 | ||||
Содержание программы 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
| |||||
2-ой год обучения | |||||
I | Исторические сведения о математике | 3 | Использование интересных приемов устного счета; Применение приемов, упрощающих сложение и вычитание; Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов; Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Работать с информацией; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений Нахождение периметра и площади составных фигур Изготавливать модели геометрических фигур; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами Классифицировать геометрические фигуры; | Планир. дата | Фактич. дата |
1 | Нумерация древних римлян. | 1 | |||
2 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 1 | |||
3 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | |||
II | Числа и операции над ними | 7 | |||
4-6 | Интересные приемы устного счета. | 3 | |||
7-8 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | |||
9-10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | |||
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | |||
11 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | |||
12-13 | Числовые головоломки | 2 | |||
14-15 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | |||
16 | Приемы вычислений. | 1 | |||
17 | Разгадывание магических квадратов | 1 | |||
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | |||
18 | Простейшие математические софизмы. | 1 | |||
19 | Задачи на сообразительность. | 1 | |||
20 | Задачи-смекалки. | 1 | |||
21 | Комбинаторные задачи. | 1 | |||
22 | Задачи-маршруты. | 1 | |||
23 | Задачи на переливание. | 1 | |||
24 | Олимпиадные задачи. | 1 | |||
V | Геометрия вокруг нас | 5 | |||
25-26 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | |||
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | |||
VI | Математические развлечения | 5 | |||
30 | Праздник «Удача». | 1 | |||
31 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | |||
32 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | |||
33 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» | 1 | |||
34 | Математический КВН. | 1 | |||
Итого: | 34 | ||||
Содержание программы 2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
| |||||
3 год обучения | |||||
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Планир. дата | Фактич. дата |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | |||
2. Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 1 | |||
3. Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | ||||
4. Решение занимательных задач в стихах. | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | ||||
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | ||||
6. Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |||
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | проверочный тест | |||
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | работа с алгоритмом | контрольный тест | |||
9. Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |||
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | ||||
11. Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |||
12. Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | тест | |||
13. Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |||
14. Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||||
15.Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |||
16. «Газета любознательных». | 3 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | 3 | |
17.Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 3 | |||
18.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
20. Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | ||||
21. Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | ||||
22.Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | |||
23. Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | ||||
24.Решение логических задач. | схематическое изображение задач | ||||
25.Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | ||||
26.Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |||
27.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | ||||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |||
29.Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | ||||
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | тест | |||
31.Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | ||||
32.Математический КВН | работа в группах | ||||
33. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование | |||
ИТОГО: 34
Содержание программы 3 класс
- часа, 1 час в неделю)
1.Исторические сведения о математике (3ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и операции над ними (6ч) Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3.Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов.
4.Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.
5.Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
6.Математические развлечения (5ч) Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Четвёртый год обучения
Учебно-тематическое планирование
на четвёртый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Планир. дата | Фактич. дата |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | разгадка «математических фокусов» | |||
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | групповая работа, решение нестандартных задач | ||||
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках | ||
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | ||||
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» | |||
6. Игра «Удивительный квадрат». | работа в группе, решение упражнений с квадратами | ||||
7. Преобразование фигур на плоскости. | конструирование фигур на плоскости из различного материала | ||||
8. Задачи-смекалки. | решение нестандартных задач | ||||
9. Симметрия фигур. | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» | |||
10.Соединение и пересечение фигур. | вычерчивание геометрических фигур | ||||
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | решение нестандартных заданий на меры длины | ||||
12.Вычисление площади фигур. | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | ||||
13.Объём фигур. | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта | |||
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | решение задач на упорядочивание множеств | ||||
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. | мини-проект «Наша детская площадка» | ||||
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта | 4 | 4 |
17.Школьный тур олимпиады | решение заданий повышенной трудности | ||||
18. Международная игра «Кенгуру» | Решение нестандартных математических заданий | ||||
19. Открытие нуля. | исследовательская работа «Почему так?» | ||||
20. Экскурсия в компьютерный класс. | экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» | |||
21.Компьютерные математические игры. | сообщения о домашних компьютерных математических играх | ||||
22. Конкурс знатоков (отборочный тур) | решение нестандартных заданий | ||||
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» | |||
24. Конкурс знатоков (итоговый тур) | решение нестандартных заданий | ||||
25. Учимся разрешать задачи на противоречия. | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | ||||
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | повторение единиц измерения | ||||
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | решение задач повышенной сложности | ||||
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» | творческая работа |
ИТОГО: 34
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1. Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Предварительный просмотр:
МБОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. Гурьевка
Прилузского района Республики Коми.
Внеклассное мероприятие
«Огонь и человек»
Автор – Рубцова Анна
Михайловна, учитель
начальных классов МБОУ
«СОШ» с. Гурьевка
классный руководитель
3-го класса, стаж работы
26 лет.
2013 год.
Цель: закрепить знания, умения, навыки детей по противопожарной безопасности.
Задачи:
- Показать роль огня в жизни человека.
- Выявить причины, приводящие к возникновению пожара.
- Составить памятку о поведении при пожаре.
Учитель. Ребята, сегодня у нас занятия «Огонь и человек». Отгадайте загадку: без рук, без ног, а в гору полез? (Ответы детей.) Правильно. Огонь. Что такое огонь? Какие чувства вызывает у вас огонь? (Ответы детей.) Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что огонь им прислал великий бог, они буквально молились на него. И все таинства, связанные с колдовством и магией, всегда совершаются при свечах или кострах. Люди слагали про огонь легенды и сказки. Многие праздники на Руси сопровождались разжиганием огня – Иван Купала, Масленица и др. В наше время Олимпиада начинается с того, что на стадионе зажигают факел. У могилы неизвестного солдата горит вечный огонь. Огонь человека согревает, дает возможность приготовить пищу. Много значит огонь для человека. Я буду читать стихотворения, а вы мне поможете:
Стихи про огонь.
Печь – громада мартен пышет жаром,
Варят сталь для страны…(сталевары).
Чтобы все ребята были сыты,
Ставим пищу в духовку, на… (плиты).
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас…(защищает)
Но бывает огонь и другим
Превращает все в пепел и…(дым).
Не согреет ладошек он ваших
И жесток он, и грозен, и…(страшен).
Для забавы, для игры
Спичек в руки…(не бери).
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать…(зла).
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «01» набрать,
И быстрей пожарных…(звать).
Быть нельзя огню в близи
Там, где краска, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят…(«Огнеопасно»).
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня.(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания(машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.).
Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает нам огонь в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем?(К пожару).
Обратимся к словарям Ожегова и Даля:
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же (зачитывают с доски).
Причины пожаров
- Неосторожное обращение с огнем.
- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
- Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
- Возгорание телевизоров, радио аппаратуры.
- Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
- Шалости детей с огнем.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий человек – ребенок.
Чтение и обсуждение детьми стихотворения Д.Лапина и П.Юрциньш, показ иллюстраций к ним с последующим прикреплением к доске.
Не шали с огнем!
Огонек всегда такой
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомек,
Что опасен огонек.
Возле газовой плиты
Расшалился – жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой.
Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.
Чайник все кипел, кипел,
И весь выкипеть успел.
И от злости поволок
Черный дым на потолок.
- У окна,- сказала мать,-
Калорифер не включать!
- Поздно,- зайка говорит,-
Занавеска-то горит!
Если загремит гроза,
В страхе закрывать глаза
Неразумно и смешно.
Надо закрывать окно.
Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костер
И закончил разговор.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Сено вспыхнет непременно
От соседа-огонька…
А не дашь Буренке сена,
Не получишь молока.
Побежал, как ручеек,
В старой травке огонек.
Разве скажет кто-нибудь
Где он свой закончит путь?
Просмотр мультфильма «Уроки осторожности Тетушки Совы». Беседа: дети высказывают свое мнение о том, к чему приводят шалости с огнем.
При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой смертельной опасности радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, Отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. В память об этих смелых и мужественных людях мы посмотрим «Танец со свечами» в исполнении девушек 11 класса.
Агитбригада юных пожарных
«На страже здоровья».
В ролях: Вася и Петя – учащиеся 2 класса, 1-й и 2-й дружинники – учащиеся 7 класса.
Двое школьников выходят на сцену.
Вася: Скучно…
Петя: Да, скучно.
Вася: О, я, кажется, придумал. (Достает спички.)
Ну-ка, спичка, загорись,
Пламя быстро разлетись,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Петя: Нет, маленький огонь не интересно. Давай большой костер разведем.
Входят два дружинника.
1-й дружинник: Что вы делаете?
Вася: А что вы кричите, как на пожаре.
2-й дружинник: Не появись мы, и до пожара недалеко.
Петя: Да что вы понимаете?
Огонь – это сила и красота,
Любая подвластна ему высота.
1-й дружинник: Огонь – это не только красота.
Еще – это горькие слезы, беда.
Сколько жизней огонь унес.
2-й дружинник: Кто-то спички случайно принес,
Кто-то бездумно взял и зажег,
И вот уже есть печальный итог.
1-й дружинник: Хватит, давайте сюда спички.
Вася: Да что вы раскомандовались… Кто вы такие?
2-й дружинник: Мы – юные друзья пожарной охраны.
Все (вместе): Наш девиз:
«Чтоб от огня не случилась беда,
На страже здоровья будем всегда».
Петя: Что вы говорите. Что-то мы не слышали, чтобы у нас в школе была такая организация.
1-й дружинник: Вы в школе задания не пропускайте, тогда будете в курсе всех событий.
2-й дружинник: Знает каждый первоклассник, что длинный звонок – это сигнал пожарной тревоги.
1-й дружинник: А еще у нас в школе установлена пожарная сигнализация, и если она сработает, то также необходимо срочно эвакуироваться из школы.
2-й дружинник: А мы должны помогать учителям, чтобы эвакуация проходила организовано и без паники.
1-й дружинник: Сразу видно, ни на одном учении по противопожарной безопасности вы не были.
Вася: Ой,ой, сами-то вы много знаете. Быстро отвечайте, по какому номеру звонить при пожаре?
1-й дружинник: Конечно «01»!
Вася: Хорошо, а почему именно этот номер?
2-й дружинник: Потому что этот номер простой – даже в темноте можно найти на диске телефона.
Петя: А если на вас горит одежда, что нужно делать?
1-й дружинник: Нужно упасть на землю и кататься, чтобы сбить пламя.
2-й дружинник: А теперь у нас к вам вопрос: назовите основные причины возникновения пожаров.
Вася: Неосторожное обращение с огнем. Нельзя баловаться со спичками или разводить костер просто так.
1-й дружинник: А еще?
Петя(неуверенно вспоминает): Нарушение правил пожарной безопасности. Уходя из дома, нужно обязательно проверить, выключены ли все электроприборы.
Вася: А еще грозовые разряды и поджоги.
2-й дружинник: Правильно, поэтому спички – не игрушка. (Забирает спички).
Дружинники раздают учащимся инструкции по противопожарной безопасности и кроссворды по ОБЖ «Пожар в квартире» (см. Приложение 1,2).
Выступление учителя химии Косныревой Л.В. о соблюдении правил поведения в кабинете химии во время лабораторных работ. Показ опыта: взаимодействие активных металлов с водой.
Викторины и конкурсы:
Участниками данного мероприятия были ребята с 1 по 7 класс, школьная агитбригада была в гостях в детском саду, в конкурсах участвовали дети с 3-х лет.
Конкурсы предложены для детей разного возраста.
1.Работа в группах.(Собрать пословицы)
- Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
- От маленькой искры большой пожар бывает.
- Не бывает дыма без огня.
- Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять.
- Из огня да в полымя.
- Огонь воды боится.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
2. Тренировка с ватно-марлевой повязкой и противогазом.
3. Разведение костра. Задание: из 6 палочек-«дров» сложить заготовку для разведения костра.
- Позвонить «01». Добежать до телефона, сказать скороговорку, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес, передать карточку следующему игроку.
- Юный пожарный. Участники выходят, снимают обувь, перемешивают ее и по команде обуваются. Кто быстрей?
- Спасение пострадавших. Задание: 2 участников берут носилки с «пострадавшим», добегают до ориентира и обратно, передают носилки следующей паре.
Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Каждому из нас знакомы эти строчки Корнея Чуковского. О чем эти детские стихи? Об играх с телефоном. А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру «01»? Допустимы ли такие действия? Почему?(Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему.( За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)
Заключение:
- Сейчас я проверю насколько хорошо вы запомнили правила пожарной безопасности. Если вы согласны с утверждением, громко отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если нет – молчите.
1. Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре?
2. Кто из вас, завидев дым, говорит: «Пожар! Горим!»?
3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит на «04»?
5. Кто костров не разжигает и другим не позволяет?
6. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
7. А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
- На следующем классном часе мы пойдем на экскурсию в пожарную часть.
Литература.
1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов / авт.- сост. Я. Ю. Мартынова. – Волгоград. Учитель, 2006. с. 152-160.
2. Воспитательная работа в 4 классе / сост. Н.А. Горбунова – Волгоград: Экстремум, 2004.
3. Досуг в школе : газ. - 2004 - №1.
4. Досуг в школе : газ. - 2006 -№3.
5. Журнал «Кроссворды для детей» - 2005, №15.
6. Загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю. Т. Круглов. – М: Просвещение, 1988.
7. ОБЖ: 4 класс / Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
8. Педагогическое творчество: 2003, - №11.
9.Педсовет: газ. – 2004, - №12.
10. Педсовет : газ. – 2005, - №5.
11. Сборник загадок / сост. М. Т. Карпенко. – М. : Просвещение, 1998.
12. Школьные КВНы и конкурсы. – Ростов Н/Д : феникс, 2003.
Предварительный просмотр:
МБОУ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
с. Гурьевка Прилузского района Республики Коми.
Особенности каллиграфии письма в УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией чл.-кор. РАО проф. Н.Ф. Виноградовой.
Автор – Рубцова
Анна Михайловна,
учитель начальных
классов.
2013г.
Особенности каллиграфии письма в УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией чл.-кор. РАО проф. Н.Ф. Виноградовой.
УМК «Начальная школа XXI века» разработан исходя из психофизиологических основ процесса письма и особенностей формирования любого навыка, в том числе и графического, учитывая низкую готовность большинства детей к овладению письмом. Это- методика обучения письму шестилетних первоклассников.
Ее особенности:
1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. Основной секрет формирования хорошего почерка кроется, во-первых, в правильно организованном подготовительном этапе и, во-вторых, в том, чтобы ученик четко осознавал свои действия в процессе овладения письмом. В школу приходит довольно большое количество детей с низким уровнем ориентировки в пространстве, с существенными проблемами координации движений глаз и рук. Поэтому не нужно сразу с первых уроков предлагать ученику работу на строке. Важно уделить внимание работе на нелинованном листе бумаге, что способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребенка.
На подготовительном этапе закладывается умение точно следовать инструкции, осознанно ориентироваться на точки, указывающие начало движения, и на стрелки, указывающие направление движения. В то же время отрабатывается такое важное понятие, как «параллельность линий», и формируется соответствующий навык проведения параллельных линий сначала в более крупном масштабе и только потом на строке.
2. Изменение высоты строки в прописях. Детям очень трудно учиться писать по прописям, в которых высота линейки для строчных букв равна 4 мм. Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Кроме того, для формирования осознанности всех действий при формировании навыка письма необходимо специально учить детей видеть строку, ее середину, чувствовать величину элементов, расстояние между ними, мысленно выделять для этого элемента его «клеточку» и располагать в ней элемент. Конечно, для этого более удобна большая высота строки, так как для большинства детей осознанная ориентация на линейке высотой 4 мм просто невозможна.
В рабочих тетрадях, которые предлагаются детям в первом классе, рабочая строка увеличена и разделена на две равные части по горизонтали, чтобы имелись четкие ориентиры высоты букв. Высота строки при этом достаточно удобна для выполнения и круговых, и поворотных движений, она не сковывает их. Наиболее приемлемой является строка высотой 24 мм (12+12) для начального этапа и строка 16 мм (8+8) для этапа закрепления графического навыка (Приложение 10).
3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. Это связано с тем, что рука шестилетних детей еще недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных.
На уроках курса «Грамота» одновременно с изучением букв дети усваивают зрительные образы печатных и письменных (заглавных и строчных) букв, анализируют элементы, входящие в состав курсивной буквы, запоминают образы письменных букв, но при этом пишут на данном этапе только печатные буквы. Буквы легче запоминаются, а параллельно совершенствуется и мелкая моторика руки.
По такой логике обучения я добиваюсь главного: формирую те самые предпосылки овладения письмом, без которых невозможно формирование полноценного письма: совершенствуется моторика руки, зрительно-моторные и пространственные координации; дети овладевают умением ориентироваться на строке, передавать устную речь системой букв. Оберегаю ребенка на первых порах от дополнительных трудностей, связанных с овладением курсивным шрифтом.
4. Упрощение начертания некоторых курсивных букв. Алфавит написан курсивными буквами и помещен в конце рабочих тетрадей. Буквы стали проще по начертанию, некоторые буквы выглядят непривычными, «некрасивыми». Моя задача – научить ребят писать с наименьшими трудностями (Приложение 11).
Принцип, который положен в основу изменения конфигурации букв, заключается в том, что все буквы состоят из определенного набора элементов, и не стоит дублировать похожие элементы, увеличивая тем самым их количество. На начальном этапе важно научить детей простому начертанию букв, это существенно облегчает процесс овладения письмом. А привычный образ букв (таким, например, как А, Ю, К и т. д.), показываю детям на уроках обучения грамоте (коми) в прописях № 1,2,3.
5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. Дело в том, что безотрывного письма в принципе не существует. В тех случаях, когда учитель поддерживает методики безотрывного письма, школьники все равно делают паузы между элементами, так как это обусловлено физиологически, но при этом дети вынуждены не отрывать ручку от бумаги, удерживать ее в одной точке, что сильно увеличивает статическое напряжение мышц. В УМК «Начальная школа XXI века» специально заложен принцип поэлементного написания букв. При этом большое внимание уделяется осознанности действий, ребенок точно знает точку начала следующего элемента. По мере развития навыка появляется связность движений, выражающихся в том, что, закончив один элемент, ребенок ведет линию и точку начала следующего элемента и пишет его. Постепенно на последующих этапах буква начинает писаться за одно движение. При таком подходе связность появляется автоматически, а не навязывается ребенку, когда его рука еще не готова к осуществлению длительных движений с большой траекторией. Этот же принцип лежит в основе соединения букв. В качестве способа соединения учащимся предлагается единый соединительный штрих, не вводятся понятия «нижнее соединение», «верхнее соединение», связность письма нескольких букв приходит по мере развития навыка письма. И здесь при написании нескольких букв в рамках одного слова ребенок точно знает точку начала следующей буквы и приводит туда линию. При этом каждый ребенок работает на той стадии и в том темпе, который соответствует его возможностям в данный момент времени. Этим вопросам будет уделено внимание ниже.
Последовательность работы по формированию графического навыка условно делится на 10 ступеней работы, на каждой из них ляются характерные виды заданий.
Первые 7 ступеней относятся к добукварному периоду обучения грамоте, являются подготовительными. Насколько успешно начнется обучение, зависит формирование навыка. В этот период на уроках обучения грамоте письму отводится не более 10 минут.
Следующие две ступени – восьмая и девятая – соответствуют этапам изучения гласных и согласных букв и чтению в пределах всего алфавита. В это время в общей структуре урока обучения грамоте идет постепенное увеличение времени, отводимого на письмо.
Последняя, десятая, ступень соответствует послебукварному периоду обучения. В это время идет изменение акцентов: значительное время урока чтения и письма отводится отработке навыка письма.
Последовательность работы на каждой ступени:
- Учимся правильно сидеть.
Успешность формирования навыка письма и особенно становление почерка во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но очень важно уделять им внимание не только на начальных этапах, но и в процессе всего обучения. Это необходимо потому, что правильные поза, положение ручки и верная координация движений позволяют сформировать технику письма, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Обращаю внимание детей на положение тела во время письма, объясняю, как надо сидеть, чтобы не навредить своему здоровью. Для этого рассматриваем с ними рисунки, помещенные в рабочей тетради.
- Учимся правильно держать ручку и бумагу.
Не менее важным считаю научить школьника правильно располагать на столе тетрадь. От этого зависит не только четкость почерка, но и правильная поза при письме. Напоминаю о положении тетради по отношению к поверхности стола и по отношению к ребенку:
- тетрадь должна быть сдвинута вправо так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди, по мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх;
- сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется – сверху.
Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки. Обеспечивается оно прежде всего тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, держится вертикально и так, что свободный конец ручки направлен от пишущего. Невозможны свободные движения при письме и в том случае, когда рука опирается о стол тыльной стороной.
Обращаю также внимание детей на положение ручки. Она должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.
Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки 15 см, очень короткие или очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твердый стержень, толщина ручки более 7 мм, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма. Психологически настраиваю детей на работу в тетради:
Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
- Учимся рисовать прямые линии.
Учу учеников начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении.
Линии должны быть равными (длину штриха каждый ребенок выбирает сам) и ровными.
В предложенных в рабочей тетради заданиях последовательно отрабатываются умение рисовать прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии.
- Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии
Объясняю им, какие считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение: линии – на одинаковом расстоянии друг от друга).
- Учимся рисовать полуовалы.
Письмо полуовалов – важный момент как в развитии моторики, так и в отработке положения руки с опорой на мизинец. Появляются задания с использованием рабочей строки.
6.Учимся рисовать круги и овалы.
Особое внимание детей необходимо обратить на различие кругов и овалов. Овал является одним из основных элементов курсивных букв. Важно, чтобы это был именно овал, а не круг.
7. Учимся рисовать зигзаги, плавно передвигая ручку.
Задания требуют от детей точных движений, строгого следования направлению движения, заданному стрелкой.
- Учим печатные и письменные буквы, учимся правильно писать печатные буквы.
Эта ступень обучения совпадает с началом изучения гласных букв. У детей закрепляется зрительный образ печатной и письменной букв как условного знака, передающего определенный звук.
Параллельно с изучением букв на уроках обучения грамоте ввожу зрительные образы печатных и письменных (заглавных и строчных) букв, но отрабатываем двигательный образ только печатных букв.
После введения первой согласной буквы появляются упражнения, связанные с печатанием слогов, слов:
- соединение одинаковых слов, написанных печатными и письменными буквами;
- написание (списывание) печатными буквами заданного слова или предложения, причем образец может быть написан либо печатными, либо письменными буквами;
- преобразование набора букв в слово и печатание получившегося слова.
Для печатного шрифта выделяются следующие пары сходных букв: А – Л, Л – М, А – Д, Л – Д, В – Р, В – З, ь – ы, Г – Т, Г – Б, В – Б, Г – Е, К – Ж, Ж – Х, У – Х, Г – П, П – И, И – Ц, Ц – Щ, Ш – Щ, О – Ю, С - О, О – Р.
Одной из задач этой ступени является отработка навыка списывания слов, предложений, а также письмо под диктовку. Ученики списывают предложения и пишут диктанты печатными буквами, во всем остальном их работа не отличается от традиционной.
- Учимся писать элементы письменных букв.
Практически эта ступень вводится одновременно с предыдущей. Учитывая особенности формирования движений при письме, обучение начинаю не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы конструируем, собираем любую букву из элементов. В русском курсивном письме не так уж и много этих элементов.
В строчных это прямая наклонная черта, черта с закруглением внизу; « г» - черта с закруглением вверху и внизу; « о» - овал; « с» - правый и левый полуовалы, есть еще начальный элемент букв «л», «м», «я»; короткие петли, петли, выходящие вверх за строку и вниз.
На парте у каждого ребенка лежит полоска с написанными на ней основными элементами букв. Это помогает ребятам сознательно подойти к анализу букв; при знакомстве с каждой новой буквой дети находят и показывают на полоске те элементы, из которых она состоит.
При объяснении способа выполнения буквы выделяю точку начала движения.
В процессе изучения элементов букв ребенок осваивает основные правила красивого письма:
- все буквы (графические элементы) одинаковой высоты;
- все буквы (графические элементы) одинаковой ширины;
- если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они заканчиваются на одном расстоянии от строки;
- расстояние между элементами букв одинаковое;
- расстояние между буквами в слове одинаковое;
- все линии при письме параллельные;
- прямые линии при письме ровные.
Основные типы заданий, связанных с отработкой письма элементов букв:
А) Письмо изолированного элемента.
Б) Письмо элемента буквы.
В) Вписывание одного и того же элемента в различные буквы, его содержащие.
Г) Поочередное дописывание элементов, составляющих букву.
Д) Дифференциация сходных элементов, а также дифференциация букв, сходных по количеству элементов или их расположению в пространстве.
Перед переходом на последнюю десятую ступень обучения проверяю сформированность умений учащихся.
- Учимся писать курсивные буквы.
После длительного подготовительного периода подготовки необходимой основы для письма процесс овладения письмом курсивных букв в пределах всего алфавита осуществляется в предельно короткие сроки. К этому времени дети уже умеют передавать звучащую речь печатными буквами, могут писать все элементы письменных букв, знают зрительный образ всех букв, дифференцируют близкие в оптическом отношении буквы. Основная задача данного этапа заключается в замене при письме печатных вариантов букв курсивными.
Особенностью формирования навыка письма является то, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может.
Оптимальная скорость письма для шестилеток – 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту в конце года, у семилеток скорость письма может быть на 3-4 знака в минуту больше.
Темп письма определяется индивидуальными особенностями ребенка. Письмо – это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и своя скорость.
Постоянно напоминаю детям алгоритм написания буквы, еще и еще раз показываю точку начала движения (она всегда указана в прописях), направление движения (оно указано вспомогательными стрелочками).
Дифференцирую буквы, сходные по начертанию.
В тетрадь включены задания на установление соответствия буквенного и звукового состава слов. Предлагаю задания «Выбери и напиши», а также задания, дающие возможность отработать правила о буквосочетаниях «жи» - «ши», «ча» - «ща», «чу» - «щу».
Детям нравится, что в качестве материала для письма используем интересные стихотворные тексты, загадки, скороговорки. В процессе выполнения этих творческих заданий отрабатывается не только техника письма, но и элементы письма как особой речевой деятельности. Активизируется словарный запас детей.
Вывод: принципиальные отличия УМК «Начальная школа XXI века» обусловлены психофизическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями первоклассников. И главная моя задача – добиться того, чтобы учеба была для моих воспитанников радостью, а не тяжким и часто просто непосильным трудом.
Со 2 класса провожу специальные упражнения по каллиграфии на материале, имеющем орфографические трудности или интересном в плане развития речи учащихся. Стараюсь быть особенно требовательной ко всем формам записей на доске, в тетрадях учащихся.
Литература.
1.Агаркова Н.Т. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму. Н.Ш. 1992г. №2 с. 62-66.
2.Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь №3 к учебнику «Грамота», 1-е полугодие – 2-е изд., переработанное – М.: «Вентана – Граф», 2005 г.
3.Безруких М.М. Кузнецове М.И. Как научить детей писать красиво. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 класс 4-летней начальной школы. Под ряд Л.Е. Журовой. 2-е изд. перераб. и доп. М. Вентана-Графф, 2001г. с. 144-173.
4.Гладкова М.Ю. Обучение каллиграфическому письму по методике В.А. Илюхиной. Н.Ш. 1995г. №10 с. 46-47.
5.Жедек П.С. , Тимченко М.И. Списывание в обучении правописания. Н.Ш. 1989г. №8 с. 23-28.
6.Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания. Н.Ш. 1989г. №3 с. 17-19.
7.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса ОУ/Под редакцией Л.Е. Журовой – 3-е изд., доработанное – М.: Вентана – Граф, 2005 г.
8.Илюхина В.А. Письмо с «секретом» Н.Ш. 1990г. №4 с. 79-72.
9.Кузнецова М.И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом. Н.Ш. 1995г. №11 с. 11-14.
10.Никитина, Н.С. Рождественский и др. Под ред Н.С. рождественского. 2-е издание. М. : Просвещение, 1979г.
11.Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте, Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001 г.
12.Полякова Э.И. Азбука. Учебник для 1 класса школ Республики Коми: в 2-х частях. Ч.2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.
13.Полякова Э.И. Тетрадь по письму для 1 класса: в 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.
14.Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников. Н.Ш. 1987г. №6 с. 65-75.
15.Потапова Е.Н. Радость познания: книга для учителя. М. :Просвещение, 1990г.
16.Прудникова М.С. Приемы развития сенсорно- моторных навыков при обучении письму. Н.Ш. 2006г. №8 с. 28-32.
17.Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма. Н.Ш. 1985г №10 с.2-7.
18.Суворова Г.Ф. Урок грамматики и правописания. Методика грамматики орфографии в начальных классах. В.А.Кустарева, Н.К.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наш девиз : Будем делать хорошо и Не будем плохо !
- Как вы понимаете слово ДОБРО? Когда надо спешить делать ДОБРО ?
Продолжите сказку: Вспомните добрых героев сказок: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…. Вспомните злых героев сказок: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…
Подберите Пословицы и поговорки к злым и добрым героям.
- Добрый человек в добре живет век - Добрая слава лежит, а худая бежит. - Доброе дело питает и душу, и тело. - Худо тому, кто добра не делает никому.
Высказывание: « В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других.» Л.Н. Толстой.
Подумай: - Легко ли быть добрым? - Кто может быть добрым? - Каким делает человека доброта?
А ты: - Какие добрые дела сделали вы? - Добры ли вы к растениям? - Добры ли вы к животным? - Что вам сделали доброго?
Игра: « Почему это произошло?» - Девочка громко хлопнула дверью класса. - Мальчик бросил недоеденный пирог на пол.
Заучивание слов: В начале хорошо подумай, Потом сделай доброе дело!
Утром рано я встаю Бога я благодарю. Солнцу, ветру улыбаюсь, И при этом не стесняюсь. Слово «Здравствуй!» - говорю. С ним встречаюсь поутру. Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю. Хватит места на Земле Людям, всем животным. Чтоб моя Земля цвела, Я желаю всем ДОБРА!
До свидания! Спасибо за работу!
С вами была: Студентка 5 курса Коснырева Нина Михайловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...