Конспект урока математики для 1 класса «Числовые и буквенные выражения»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Дробязко Лариса Валентиновна

Цели:

  1. Образовательные:

- познакомить с числовыми и буквенными выражениями;

-сформировать умение отличать, буквенные выражения от числовых выражений;

- закрепить табличные приемы  вычитания из 10;

-повторить таблицу сложения и вычитания;

-закрепить умение находить неизвестный компонент сложения и вычитания;

-закрепить умение решать обратные задачи;

-формировать умение отличать задачу от «не задачи» (др. видов заданий);

-повторить структуру задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_urok_matematiki.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

«Числовые и буквенные выражения»

1 класс

Цели:

  1. Образовательные:

- познакомить с числовыми и буквенными выражениями;

-сформировать умение отличать, буквенные выражения от числовых выражений;

- закрепить табличные приемы  вычитания из 10;

-повторить таблицу сложения и вычитания;

-закрепить умение находить неизвестный компонент сложения и вычитания;

-закрепить умение решать обратные задачи;

-формировать умение отличать задачу от «не задачи» (др. видов заданий);

-повторить структуру задачи.

  1. Развивающие:

- развивать навыки устного счета, логическое мышление, память и внимание;

- развивать правильную математическую речь, умение оценивать товарища.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике;

- воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи при работе в группе, эстетические чувства.

Этапы урока

Содержание работы

Ответы учащихся

Орг. момент

I этап

Повторение  пройденного и проверка ЗУН

II этап

Изучение нового материала

III этап

Закрепление пройденного материала

Итог урока

Здравствуйте ребята, сегодня урок математики буду вести у вас я. Меня зовут Татьяна Васильевна.

Приветствие – стихотворение:

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с числовыми и буквенными выражениями, будем сравнивать и решать задачи,  а также  повторим  табличное вычитание из 10.

- Для начала повторим то, что нам необходимо будет на уроке.

1.Индивидуальная работа по карточкам

(перфокарты- 10 экземпляров)

1 вариант Ф.И.

8 – □ = 3        □ – 3  = 3

□ – 4 = 5       10 -  □ = 4

10 – □ = 7       □ – 2  = 4

□ – 6  = 4       □ – 8 = 2

2 вариант Ф.И.

10 – □ = 6       □ – 2 = 8

□ – 2  = 3       6 -  □ = 3

10 – □ = 5        □ – 2  = 6

□ – 4  = 5       □ – 3 = 6

-вам необходимо вставить в пустые окошечки, пропущенные числа, а для этого вспомните таблицу сложения и вычитания.

2.Самостоятельная работа у доски (2 ученика)

-вам необходимо прочитать задачу, составить краткую запись, решение и записать ответ.

I

На лугу пасутся ягнята и козлята. Количество ягнят 10, а козлят на 3 меньше. Сколько всего козлят?

II

На лугу пасутся ягнята и козлята. Количество козлят 7, а ягнят на 3 больше. Сколько всего  ягнят?

I.

Ягнят – 10

Козлят  - ?,  на 3 меньше

10-3=7 (к)

Ответ: 7 козлят.

II.

Козлят – 7

Ягнят - ?, на 3 больше

 7+3=10 (я)

Ответ: 10 ягнят.

Коллективно:

-Чтение 1-ой задачи учителем.

  • - Каким действием решили задачу? Почему?
  • -А что такое на 3 меньше?
  • - Чтение 2-ой задачи учителем.
  • -Каким дейтсвием решили задачу? Почему?
  • -А что такое на 3 больше?

Столько же

Столько и еще

  • - Давайте сравним эти задачи.
  • -Как называются такие задачи?

-Чем они похожи?

- А что вы заметили?

Оценивание учащихся, решавших задачу. И награждение фишками активных детей при коллективном разборе задач.

3.Фронтальная работа с классом:

    Д/игра «Кто быстрей?».

Цель: повторить табличные приемы вычитания  из 10.

       1 ряд                     2 ряд

10 – 3  =                      10 – 9 =

10 – 8   =                     10 – 1 =

10 – 0   =             10 – 4 =

10 – 2  =              10 – 5 =

10 – 7   =             10 – 6 =

-Вам нужно правильно подставить полученное число к примеру.

Взаимопроверка и награжение.

Итог: Какаие приемы вычисления мы сегодня повторили?

 Молодцы!

Проверка с.р у доски,  оценивание .

Итог по I этапу:

- Так какие задачи мы решали?

- Какую таблицу мы сегодня повторяли?

- Из какого числа мы сегодня вычитали?

- Ребята, а кто мне скажет, какое сегодня число?

- В слове «классная» сколько букв «с»?

- Назовите первую  гласную в первом слоге в слове «работа»?

- Отступаем 1 клетку сверху.

Запись числа, «Классная работа».

А сейчас мы проведем Графическую минутку.

Я предлагаю вам отгадать загадки, а вы должны отгадать какая это цифра.

Столько ножек у стола

И углов в квартире,

Догадались, детвора?

          Их всегда… (Четыре)

**********

— Сколько ты имеешь ножек? — Осьминога тихо спросим.

Тот ответить нам не сможет,

Но и так мы знаем — …

                                (Восемь)

Теперь пропишите у себя в тетрадях эти числа, чередуя.

- Следить за осанкой, писать красиво, как на образце.

1.Коллективная работа

Иллюстрация с беседой

Цель: познакомить с разными видами выражений.

Запишите у себя в тетрадях сумму чисел 6 и 4.

(показываю 6+4)

6+4

Сделайте отступ вниз и запишите разность чисел 10 и 7. (показываю10 -7)

10-7

-Что мы записали?

- С помощью чего записали?

-Как назовем такие выражения?

Правильно, то, что мы с вами записали – это числовые выражения.

 

 Теперь я хочу вам рассказать историю. Учитель задумал число.

-Можно ли записать сумму задуманного числа и 4?

Тогда обозначим задуманное число в виде «окошка» □. (показываю «окошко»)

- Разность 10 и задуманного числа.

□ + 4

 10 – □

-Как записываем неизвестное число?

В математике вместо неизвестного числа пишут букву. Поэтому  □ заменим буквой а.

- А как называются такие выражения, где есть буква?

Правильно- Это буквенные выражения.

Теперь запишем в тетради эти выражения. От первого  столбика вправо  отступаем 6 клеток. И во второй столбик записываем а+4 (сумма неизвестного числа и 4-х)

А вот на следующих уроках вы будете находить буквенные выражения, вместо буквы подставлять задуманное число.

Итог: Итак, с какими выражениями мы с вами познакомились?

Какие выражения числовые, а какие буквенные?

Можем ли мы найти значение числовых выражений? Почему?

А значение буквенных выражений? Почему?

2. Фронтальная работа.

Д/ игра «Помоги облачкам»

Цель: научить различать буквенные и числовые выражения.

Computer Icon Vector Png - Viewing Gallery

Ребята, вам нужно соотнести  облако, либо к буквенным, либо к числовым выражениям. И доказать почему, вы  так определили.

Теперь запишите в каждый столбик по 2 выражения, буквенных и числовых.

Затем выполните взаимопроверку и определите, правильно ли вы выписали выражения.

(возле доски один учащийся)

Итог: Как вы определили буквенные выражения от числовых? Молодцы ребята, вы верно соотнесли выражения, и теперь вы знаете , как отличить буквенное выражение от числового.

Итог по II этапу: 

С какими выражениями мы познакомились?

А почему их так называют?

Чем они отличаются?

Давайте немного отдохнем.    

И проведем физ. Минутку.

1.Коллективная работа по учебнику.

Стр.149 №4

Цель: будем отличать задачу от «не задачи».

Запишите в своих тетрадях слово «Задача». Ребята, как пишется «Ча, ща»?

Ребята, а кто мне скажет, из чего у нас состоит задача?

Перед тем, как на перейти к чтению задачи, я бы хотела вам показать в виде снеговика , из чего же состоит задача. (показываю снеговика)

Давайте прочитаем две задачи на стр.149 № 4

Чтение учащимся задач.

- Ребята, теперь сравните первую и вторую задачу. Какая из них является задачей? Почему?

Теперь давайте решим эту задачу. Еще раз ее прочитаем.

1.Чтение задачи.

2.О чем говорится в задаче?

Выходит к доске один ученик и записывает краткую запись задачи. Остальные дети записывают в тетради.

Анализ задачи:

-  Сколько росло яблонь в саду?

- Сколько яблонь посадили?

- Что нам нужно найти?

 Итак, записываем краткую запись.

Росло- 6 яб.

Посадили- 2 яб.          ? яб.

- Можем ли мы узнать, сколько яблонь стало в саду?

- А каким действием мы будем решать? А почему?

Записываем решение (все записывают у себя в тетрадях решение, не смотря на доску, затем проверите, правильно ли вы решили, сравнив с доской):

 6+2= 8 (яб.)

Записываем ответ: Ответ: стало 8 яблонь.

- Ребята, скажите мне, так почему 1-ая задача не является задачей?

- Давайте с вами поставим вопрос к 1-ой не задаче, чтобы она стала задачей?

В саду росло 6 яблонь. Посадили еще 2 яблони. На сколько яблонь больше росло,  чем посадили?

(к доске один учащийся для краткой записи  и решения задачи, остальные записывают в тетради только решение и ответ)

Росло- 6 яб.           На ? яб. Больше

Посадили- 2 яб.

Решение:

6-2= 4 (яб)

Ответ: на 4 яблони росло больше.

Итог: Из каких частей состоит задача?

(показываю снеговика)

- Ребята, с какими выражениями мы с вами сегодня познакомились?

- Как вы теперь определите где буквенное выражение, а где числовое?

- А что мы повторяли в начале урока?

- Какие части есть в задаче?

- Какие задания вам понравились? Почему?

-Что для вас было трудным? А что легким?

Оценивание (фишки)

Урок окончен!

1 вариант

5;        6

9;         6

3;         6

10.      10

2 вариант

4;         10

5;          3

5;          9

9.           9

I )  7

II ) 10

Вычитанием. На 3 меньше.

Столько же, но без 3.

Сложением. На 3 больше. Столько и еще 3.

Обратные задачи

Сюжетом и числами  3, 7, 10.

Кол-во козлят в первой задаче неизвестно, а во второй известно.

Кол-во ягнят в первой задаче известно, а во второй неизвестно.

1 ряд: 7, 2, 10, 8, 3.

2 ряд: 1, 9, 6, 5, 4.

Табличные приемы вычитания из 10.

Обратные задачи

Таблица + и –

Из 10

-4 марта

-2

Четыре

Восемь

  1. и 8

- выражения

- чисел

-числовые

Нет

- буквенные

Числовые и буквенные выражения.

Да, содержаться числа.

Нет, содержится буква.

Буквенные выражения:

4-а ; 7-а;  а-4;  а+4; 8-а.

Числовые выражения:

9-4; 3+7;  5+4; 2-2; 9-6.

Числовые и буквенные выражения. В числовых содержаться числа, а в буквенных буквы.

С буквой а.

Вторая задача, т.к. есть условие, вопрос, ее можно решить и найти ответ.

О саде, в котором росли яблони.

- В саду росло 6 яблонь.

- Посадили еще 2 яблони.

-Сколько яблонь стало в саду.

Да

Сложением. Объединить сколько росло и сколько посадили.

Условие, вопрос, решение, ответ.

Буквенные и числовые выражения.

Вычитание из 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс по теме "Буквенные выражения"

В данной работе предстален конспект урока с использованием интерактивной доски по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока математики 2 класс "Числовые выражения"

Цель: сформировать представление обучающихся о числовом выражении, значении выражения.Задачи урока:Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями «числовое выражение», «значен...

Презентация к уроку математики 2 класс "Числовые выражения"

Презентация к уроку математики 2 класс "Числовые выражения". Презентация содержит слайды для организации начала урока, устный счет, физкультминутку и рефлексию....

Технологическая карта урока математики 3 класс УМК "Перспектива" "Буквенные выражения"

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме: "Буквенные выражения".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о буквенных выражений.Д...

План конспект урока математики 3 класс" Вычисление числового выражения. Умножение суммы на число".

План конспект урока математики  3 класс" Вычисление числового выражения. Умножение суммы на число"....

Конспект урока математики для 1 класса «Числовые и буквенные выражения. Повторение»

Цели:Образовательные:-формировать умение различать буквенные и числовые выражения;-научить находить значения буквенных выражений(буквенной разности);-закрепить знания табличных случаев сложения и вычи...