Тех.карта "Центнер, тонна"
план-конспект урока по математике (4 класс)

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4kl._tsentnertonna.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок математики в 4 «В» классе (УМК Школа России)

Тема

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с единицами массы: центнером, тонной; закрепить и обобщить знания учащихся об отношениях между изученными единицами; развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление, умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Подвести учащихся к «открытию» новых единицы массы – центнер, тонна; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Совершенствовать умения и навыки сравнивать многозначные числа в выражениях; отработка вычислительных навыков.

Личностные результаты

Применяют правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

Познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений; анализируют, сравнивают, делают выводы;

Коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении партнеров и самих себя.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Основные понятия

Центнер. Тонна.

Образовательные ресурсы

Учебник, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Технологическая карта

Этап урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности.

- Здравствуйте, ребятаэ

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пронесите с собой хорошее настроение до конца урока.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карточки с заданиями и ручка.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

II. Устный счет.

Цель: выявление опорных знаний учащихся по теме, актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Решение задачи (устно)

Решение выражений.

Сравнение выражений.

- Итак, наш урок мы начнем с устного счета.

- Первым заданием вам необходимо решить устно задачу.

- Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

- Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)

Сл.1

- Вы отлично справились с задачей, посмотрим, как вы можете легко решать выражения. Посмотрите на слайд, перед вами выражения, вам необходимо вставить такое число с наименованием величины, чтобы ответ получился верным.

780 г + … = 1 кг (220 г)
400 г + … = 1 кг (600 г)
999 г + … = 1 кг (1 г)
990 г + … = 1 кг  (10 г)

Сл.2

- На слайде вы видите выражения, вам необходимо их сравнить.

4 кг < 5000 г      1000 г = 1 кг                    1 кг 342 г <  1345 г

650 г > 300 г       3500 г = 3 кг 500 г          8 кг 500 г > 9000 г

- Что мы повторили в ходе устного счёта? (Мы повторили единицы массы – грамм, килограмм; решение выражений с единицами массы)

Поводит устный опрос, выявляет уровень знаний учащихся.

Проводит устный опрос, выявляет уровень знаний учащихся

учебного материала.

Демонстрируют готовность к деятельности через целеполагание и планирование учебного сотрудничества

III.Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Беседа о единицах массы.

Формулирование темы и задач урока.

- Для чего нам нужно знать единицы массы? (Чтобы знать вес предмета, знать вес продуктов в магазине, при погрузке, вес тела человека)

- Когда мы говорим о предмете, что он легче или тяжелее, то мы имеем в виду свойство, которое называется МАССОЙ.

- Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

- А если нужно узнать массу корзины с яблоками? (Килограмм)

-  Если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

- Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)

- Может быть кто-то из вас знает, какие единицы массы нужны для взвешивания больших грузов? (Тонна, центнер)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Единицы массы: центнер, тонна»)

Задает вопросы, подводящие учеников к теме урока, получает ответы, на поставленные вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы, формулируют тему урока, задачи урока.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов. которые привели к определенному выводу.

Знакомство с единицами массы – тонна, центнер.

Решение задачи (устно, с.45 №201)

Решение задачи (устно с.45 №202)

- Как мы уже сказали, для измерения массы больших грузов используются более крупные единицы массы.

- Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам открыть страницу 45-ю и прочитать правило.

«Для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм, единицы массы – центнер и тонну.

1ц = 100кг               1т = 1000кг»

- Какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов? (тонна, центнер) 

- Посмотрите, как кратко записываются названия единиц массы - т, ц. Запомните, что в конце букв точка не ставится.

- Сколько кг в 1 ц? в 1 т? (1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг)

- Прочитайте задачу 201-ую самостоятельно. Прочитайте условия задачи вслух.

- О чём говорится в задаче? (В одном мешке 50 кг)

- Что нужно узнать? (Сколько понадобится мешков для 1 ц)

- Прежде, чем приступить к вычислениям, вспомним сколько же килограммов в 1 ц? (1 ц = 100 кг)

- Итак, если в один мешок помешается 50 кг картофеля, сколько же понадобится мешков для 100 кг? (Для 100 кг картофеля понадобится 2 мешка, т.к. 100:50 = 2)

- Верно!

- Прочитайте условия задачи №202 и попробуйте сразу дать верный ответ.

Масса нагруженного автомобиля 1275 кг, а масса груза 275 кг. Чему равна масса самого автомобиля?

Вычтем из массы нагруженного автомобиля массу груза:
1275 − 275 = 1000 (кг) = 1 (т) − масса автомобиля.
Ответ: масса автомобиля равна 1 т.

Обеспечивает осмысление, первичное запоминание знаний, связей, отношений, обеспечивает правильность, и осознанность   усвоения нового.

Совершают активные действия под руководством учителя, самостоятельно добывают знания, извлекают из текстов необходимую информацию.

Физминутка

- Предлагаю всем дружно встать и немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

- Присаживайтесь.

Осуществляет профилактику переутомления учащихся.

Показывает физические упражнения.

Повторяют упражнения за учителем.

 

       

Оформление рабочей тетради.

Решение задачи №204.

         

Задание на слайде (устно)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Прочитайте задачу №204 самостоятельно. Прочитайте вслух.

- Какой вопрос поставим? (сколько парников заняты луком, салатом, огурцами)

- Прочитайте задачу ещё раз, но уже с поставленным вопросом.

- О чем говорится в задаче? (о парниках)

- Что нам известно? (что всего 100 парников, 5 часть занята луком, салатом в 2 раза меньше, а остальная часть занята огурцами)

- Что надо узнать? (сколько парников заняты луком, салатом, огурцами?) 

- Какие слова возьмем для схемы? (Лук, салат, огурцы)

- Составим схему задачи.

                        огурцы                                 салат             лук

                    ? п.                                          ? п.                  ? п.

                                                                 в 2 р. меньше      

                                                                                                                                           

                                                   100 п.

- Повторим задачу по схеме.

- Что сказано о луке? (Луком занята 5 часть)

- Что говорится о салате? (Что салатом занято в 2 меньше, чем луком)

- Что говорится об огурцах? (Что остальное часть занята огурцами)

- Сколько всего парников? (Всего 100)

- Что неизвестно? (Сколько парников занял лук, салат, огурцы)

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему? (неизвестно, сколько парников занято луком)

- Можем ли мы узнать это? (да)

- Каким действием мы это узнаем? (делением)

- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему (не знаем, сколько парников занято салатом)

- Можем ли мы узнать это? (да)

- Каким действием мы это узнаем? (делением)

- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему (не знаем, сколько парников занято огурцами)

- Можем узнать? (да, т к знаем, что все остальные парники заняты луком)

- Каким действием это узнаем? (вычитанием)

- Сколько действий в задаче? (в задаче 4 действия)

- Что узнаем 1 действием? (сколько парников занято луком)

- Что узнаем 2 действием? (сколько парников занято салатом)

- Что узнаем 3 действием? (сколько парников занято луком и салатом)

- Что узнаем 4 действием? (сколько парников занято огурцами)

- Запишите решение задачи и ответ.

1) 100:5= 20 (п.) занято луком.

2) 20:2=10 (п.) занято салатом.

3) 20+10=30 (п.) занято луком и салатом.

4) 100-30=70 (п.) занято огурцами.

Ответ: луком занято 20 парников, салатом-10, огурцами-70.

- Посмотрите на слайд.

Сл.3

- Какие из равенств верные? Объясните.

2 ц = 200 кг (верно) 1 ц = 100 кг, 100 кг · 2 = 200 кг

600 т = 6 000 кг (неверно) 1 т = 1 000 кг, 600 т = 600 000 кг

10 ц = 1 000 кг (верно) 1 ц = 100 кг, 100 кг · 10 = 1 000 кг

1 т = 1 000 000 г (верно) 1 т = 1 000 кг, 1 000 кг = 1 000 000 г

1 ц = 100 000 г (верно) 1 ц = 100 кг, 100 кг = 100 000 г

1 т 5 ц = 15 ц (верно) 1 т = 10 ц, 10 ц + 5 ц = 15 ц

Организует работу над задачей; решение примеров с действиями в скобках.

Решают задачу под руководством учителя; решают примеры.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: проверка уровня усвоенного за урок школьниками материала.

Самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием. Вы подписываете свою карточку и выполняете задание на карточке. Условия задачи читайте внимательно!

Вариант 1

1. Решите задачу.

Бегемот за месяц съедает 2 тонны травы, а слон 6 тонн. На сколько килограммов травы больше требуется на неделю слону, чем бегемоту?

Ответ: на 4000 кг

2. Выразите:

5 ц =5000кг                  

1 т 50 кг =1 050г          

5 ц 23 кг = 523кг

1600 кг =16ц  

3. Решите задачу: Слон на 4 ногах весит 6 т. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?

Ответ: 6 т

Вариант 2

1. Решите задачу.

Верблюд за месяц съедает 3 тонны травы, а корова 5 тонн. На сколько килограммов травы больше требуется на неделю корове, чем верблюду?

Ответ: на 2000 кг

2. Выразите:

4 ц =4000кг                        

1 т 60 кг = 1060кг        

4 ц 32 кг =432кг

2100 кг =21ц

3. Решите задачу: Бегемот на 4 ногах весит 4 т. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?

Ответ: 4 т

Выявляет уровень знаний учеников, после изучения основного материала урока, проводит проверку.

Демонстрируют знания и умения, полученные в ходе урока, выполняют самостоятельную работу на карточках.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока, выявить эмоциональный фон учащихся после проведения урока.

Обобщающая беседа.

Выставление оценок.

Домашнее задание

- Наш урок подходит к концу.
- Вспомним, с какими новыми единицами массы познакомились с вами на уроке. (
тонна, центнер)

- Сколько кг в тонне? ( 1 т = 1000 кг)

- Сколько в центнере кг? (1ц = 100 кг)

- Какие затруднения возникли в ходе урока?
- Чему новому научились на уроке?
- За активную работу на уроке оценки получают …

- Ребята, дома вам необходимо выполнить задание № 239.

- Урок окончен!

Подводит итоги урока, выявляет эмоциональный фон класса

Делают выводы вместе с учителем, демонстрируют отношение к предмету, к данному уроку в частности.

Дает инструкцию по выполнению домашнего задания.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....

Урок литературного чтения во 2 м классе «УМК»Гармония». Тема: Определение эмоционального тона для передачи характера персонажа. К. Ушинский “Спор деревьев”

Развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; ...

Учебный материал к уроку математики в 3 классе "Тонна, центнер"

Тема урока «Единицы массы. Тонна и центнер» Тип урока:  изучение нового материала.Цели урока :-        Расширить у детей понятие о единицах массы, по...

Разработка урока на тему "Тонна. Центнер"

Этот  открытый урок я провела в 4 классе по математике на тему "Тонна. Центнер" для национальных школ по программе "Школа России" по учебнику М.И. Моро...

Единицы массы.Центнер.Тонна.

Решение задач на нахождениенесколькихдолей целого, знакомство с центнером и тонной....

Конспект урока по математике3 класс "Тонна. Центнер"

Расчитан для закрепления знаний учащихся об из­вестных единицах массы; знакомства с новыми еди­ницами массы; установления соотношения междутонной и килограммом, центнером и килограммом; закреп...

Единицы массы. Тонна, центнер.

Урок в 4 классе по математике.УРОК-МОДУЛЬ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГОЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ  Тема: Единицы массы. Тонна, центнер.  УЭО. Интегрирующая цель урока.Знать: 1) Новые единицы массы – т...