Конспект урока по математике в 4 классе "Сложение и вычитание величин"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание величин" | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Сложение и вычитание величин»
Конспект урока математики в 4 классе
Автор: Николаева Эллада Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Челкасинская СОШ»
Урмарского муниципального округа Чувашской Республики
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с требованиями обновленного ФГОС
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами; для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления; для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать, для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Предметные: научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитавния величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер; электронное приложение к учебнику, карточки-памятки, блок-схема, учебник.
Содержание урока
Этапы урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
1.Организационный момент Мотивация | Учитель приветствует детей. - Скажите, вы любите разгадывать тайны? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. |
2.Актуализация знаний Проблемная ситуация | - Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны) а) Найдите «лишнее» в каждом столбике: 1. Длина 1. Км 2. Вкус 2. См 3. Площадь 3. Кг 4. Масса 4. Дм 5. Время 5. Мм б) Преобразуй: Сравни: 2 км 400 м = …м 8 т …80 кг 2 ч 30 мин = …мин
в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться. 125 см -105 см = 125 см + 105 см = 325 м – 273 см = ? 458 м + 571 дм = ?
-Почему остановились? Какая проблема возникла? | Фронтальная работа учащихся. Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами Ученики не сталкивались с таким заданием Высказывают свои предположения | Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний. Проблемный метод |
3. Постановка цели. Планирование работы | - Сформулируйте тему урока. - Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока. - Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке? Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока! - На какие вопросы могли бы получить ответы? - Где можете найти информацию? - Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа. Какие? Лестница знаний: 1.«узнаю» 2. «тренируюсь» 3.«оцениваю» | Читают: «Сложение и вычитание величин» Предлагают разные версии. Формируют общую цель: Овладение умением складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам: 1. Какие величины можно складывать и вычитать? 2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами? Выстраивают лестницу знаний: «узнаю» «тренируюсь» «оцениваю»
| Тема урока «Сложение и вычитание величин» |
4. Реализация плана Открытие новых знаний | - Какую работу выполним на первом этапе? УЗНАЮ: Вопрос 1. «Какие величины можно складывать?» На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись к заданию устного счёта. 125 см -105 см = 125 см + 105 см = - Как выполнили действия? Почему?
- Сформулируйте ответ на свой вопрос. - Верно. Такие величины называются однородными. - Сделайте вывод. Вопрос 2. «Как складывать величины, выраженные разными единицами» - Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока. Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. 325 м – 273 см = ? - Предположите, как будем вычитать? - Какой вывод можем сделать после проведенной работы? - На все вопросы ответили? - Обратимся к уроку в электронном приложении. | Ответы детей… Ученики рассуждают о том, как им удалось выполнить известные задания устного счёта. -Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. - Складывать и вычитать можно одинаковые величины. Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице 325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа Выполняют действия. Формулируют вывод. Составляют памятку. У доски работают учащиеся по желанию - Приведём величины к одной единице измерения. 325 м = ? см 32500 см. - Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа. 32500 - 273= 32227 см (письменно) - Выразим в удобных единицах измерения. 32227 см = 322 м 27 см Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа. 458 м + 571 дм (ученик решает у доски, остальные в тетради) 458 м=4580 дм 4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм Прослушивают урок по ЭП (ЭП, часть 1, «Сложение и вычитание величин») | Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения Фронтальная работа |
5. Физкультминутка | - Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть. | Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним. | Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения |
6. Реализация плана Применение новых знаний | - Какими теперь будут наши действия? - опираемся на лестницу знаний. 2 этап «ТРЕНИРУЮСЬ»
- Где можно найти задания для тренировки? - В ЭП. Задание 1. (2) Письменно 7 км 104 м – 6 км 724 м = 7 ц 78 кг + 8 ц 43 кг = 3 ч 20 мин – 55 мин= - А где мы можем использовать полученное знание? (При решении задач). - Скажите, годом чего назвал президент России 2016 год? - 2016 год – год кино. Давайте решим задачу про кино. - Решите задачу в парах № 316, используя блок-схему, решение запишите в тетрадь. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос. - На видеокассету, рассчитанную на 210 мин, записали два фильма: первый длится 1 ч 38 мин, второй – 1 ч 27 мин. Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин? (слайд ) - Какие знания помогли решить задачу? | Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний) Учащиеся предлагают задания из электронного приложения, учебника. Один учащийся выполняет задание на компьютере, остальные выполняют задание в тетради, используя памятку, составленную на уроке (висит на доске), затем проверяют правильность, выполнив соответствующую операцию данного задания. Пара учащихся работает у доски, остальные на местах, используют блок-схему (приложение 1) | Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем Фронтальная работа Работа в тетради. |
7. Реализация плана. Оценивание. | - Переходим на следующий этап – «оцениваю». -Теперь пришло время оценить себя. | Организуют взаимооценку, обосновывают оценку. | Взаимооценка |
8. Итог урока. Рефлексия. | - Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Лестница знаний: 1.«узнаю» - 2. «тренируюсь» 3.«оцениваю» Все этапы прошли? Достигли цель урока? -Что узнали? -Как складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами измерения? - Для чего нужны полученные умения? (Для покупки продуктов в магазине, для решения задач по математике, для составления меню здорового блюда на проекте «Кулинарная студия») | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
9. Домашнее задание | -Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 313, 314, 317. выберите только два, которые будут вам по силам -Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневник | Технология уровневой дифференциации |
Литература
1. Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник. - В 2 ч. - М.:»Просвещение», 2014.
2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике «Школа России», Москва «ВАКО», 2014..
3. Уроки просвещения Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение», 2014.
Приложение
1. Раздаточный материал.
Памятка 1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. 2. Привести величины к одной единице измерения. 3. Выполнить действия с соответствующими числами. 4. Перевести ответ в удобные единицы измерения |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка 1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. 2. Привести величины к одной единице измерения. 3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
Памятка |
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины. |
2. Привести величины к одной единице измерения. |
3. Выполнить действия с соответствующими числами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике. Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач».
Конспект урока по математике.Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел.Решение задач»....
Конспект урока по математике "Название чисел при вычитании"
На данном уроке учащиеся самостоятельно делают открытие терминов: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Все задания подобраны с учётом возможностей детей и с постепенным усложнением. Виды проверки: самоп...
конспект урока по математике "Табличное сложение и вычитание"
УМК "Школа 2100"...
Конспект урока по математике: Точные и приближенные значения величин.
Данный урок имеет элементы сингапурской методики. Был показан в 4-м классе. Программа "2000-2100"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Сложение и вычитание величин 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Сложение и вычитание величинЦели деятельности учителя:- формирование математических действий сложения и вычитания величин;- развитие навыка перевода одних единиц изме...
Конспект урока по математике на тему "Задачи с величинами Цена, количество, стоимость"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...