Конспект урока по математике в 4 классе "Сложение и вычитание величин"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Николаева Эллада Ивановна

Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Сложение и вычитание величин»

Конспект урока математики в 4 классе

Автор: Николаева Эллада Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Челкасинская СОШ»

Урмарского муниципального округа Чувашской Республики

Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор Моро М. И., в соответствии с требованиями обновленного ФГОС

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами; для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и  развития логического мышления; для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать, для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный  контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие  коррективы под руководством учителя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.

Предметные: научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитавния величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Используемые  технологии: личностно – ориентированные,  информационные,  здоровьесберегающие;  проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.

Оборудование: компьютер; электронное приложение к учебнику, карточки-памятки, блок-схема, учебник.

Содержание урока

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Организационный момент

Мотивация

Учитель приветствует детей.

- Скажите, вы любите разгадывать тайны?

- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок

Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

2.Актуализация знаний

Проблемная ситуация

- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)

а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:

1. Длина             1. Км

2. Вкус               2. См

3. Площадь        3. Кг

4. Масса             4. Дм

5. Время             5. Мм

б) Преобразуй:                Сравни:

2 км 400 м = …м            8 т …80 кг

2 ч 30 мин = …мин        

  

в) Помоги Винни Пуху удачно приземлиться.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

325 м – 273 см = ?

458 м + 571 дм = ?        

 

-Почему остановились? Какая проблема возникла?

Фронтальная работа учащихся.

Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы.

Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами

Ученики не сталкивались с таким заданием

Высказывают свои предположения

Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний.

Проблемный метод

3. Постановка цели.

Планирование работы

- Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебник на стр. 67, прочитайте тему урока.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?

Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока!

 - На какие вопросы могли  бы получить ответы?

- Где можете найти информацию?

- Чтобы достичь цели нам надо пройти 3 этапа.  Какие?  

Лестница знаний:

1.«узнаю»  

2. «тренируюсь»  

3.«оцениваю»

Читают: «Сложение и вычитание величин»

Предлагают разные версии. Формируют общую цель: Овладение умением  складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами

Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам:

1. Какие величины можно складывать и вычитать?

2. Как складывать и вычитать  величины с разными единицами?

Выстраивают лестницу знаний:

«узнаю»

 «тренируюсь»

 «оцениваю»

                                                     

Тема урока «Сложение и вычитание величин»

4. Реализация плана

Открытие новых знаний

- Какую работу выполним на первом этапе?

УЗНАЮ:

Вопрос 1.

«Какие величины можно складывать?»

На этот вопрос вы можете ответить сами, вернувшись  к заданию устного счёта.

125 см -105 см =

125 см + 105 см =

- Как  выполнили действия? Почему?

 

- Сформулируйте ответ на свой вопрос.

- Верно. Такие величины называются однородными.

- Сделайте вывод.

Вопрос 2.

«Как складывать величины, выраженные разными единицами»

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.

Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе.

325 м – 273 см = ?

- Предположите, как будем вычитать?

- Какой вывод можем сделать после проведенной работы?

- На все вопросы ответили?

- Обратимся к уроку в электронном приложении. 

Ответы детей…

Ученики рассуждают о том, как им удалось выполнить известные задания устного счёта.  

-Единицы измерения принадлежат одной и той же величине.

- Складывать и вычитать можно одинаковые величины.

Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице

325 м = 32500см. А теперь можно попробовать вычесть столбиком, как обычные многозначные числа

Выполняют действия.

Формулируют  вывод. Составляют памятку.

У доски работают учащиеся  по желанию

-  Приведём величины к одной единице измерения.

325 м = ? см

32500 см.

- Вычитаю столбиком, как обычные многозначные числа.

32500  -   273= 32227 см (письменно)

- Выразим в удобных единицах измерения.

32227 см = 322 м 27 см

Вывод: сначала надо привести величины к одной единице, выполнить действие, как обычные многозначные числа.

458 м + 571 дм

(ученик решает у доски, остальные в тетради)

458 м=4580 дм

4 580 дм+571 дм =5 151 дм = 515 м 1 дм

Прослушивают урок по ЭП

(ЭП, часть 1, «Сложение и вычитание величин»)

Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения

Фронтальная работа

5. Физкультминутка

- Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть.

Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним.

Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения

6. Реализация плана

Применение новых знаний

- Какими теперь будут наши действия?

- опираемся на лестницу знаний.

2 этап «ТРЕНИРУЮСЬ»

 

- Где можно найти задания для тренировки?

- В ЭП.

Задание 1. (2)

Письменно

7 км 104 м – 6 км 724 м =

7 ц 78 кг + 8 ц 43 кг =

3 ч 20 мин – 55 мин=

- А где мы можем использовать полученное знание?

(При решении задач).

- Скажите,  годом чего  назвал президент России 2016 год?

- 2016 год – год кино.

Давайте решим задачу про кино.

- Решите задачу в парах № 316, используя блок-схему, решение запишите в тетрадь.

 Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос.

- На видеокассету, рассчитанную на 210 мин, записали два фильма: первый длится 1 ч 38 мин, второй – 1 ч 27 мин. Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин?

(слайд  )

- Какие знания помогли решить задачу?

Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний)

Учащиеся предлагают задания из электронного приложения, учебника.

Один учащийся выполняет задание на компьютере, остальные  выполняют задание в тетради, используя памятку, составленную на уроке  (висит на доске),

 затем проверяют правильность, выполнив  соответствующую операцию данного задания.

Пара учащихся работает у доски, остальные на местах, используют блок-схему

(приложение 1)

Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем

Фронтальная работа

Работа в тетради.

7. Реализация плана. Оценивание.

- Переходим на следующий этап – «оцениваю».

-Теперь пришло время оценить себя.

Организуют взаимооценку, обосновывают оценку.

Взаимооценка

8. Итог урока.

Рефлексия.

- Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний.

Лестница знаний:

1.«узнаю» -

2. «тренируюсь»  

3.«оцениваю»

Все этапы прошли?

Достигли цель урока?

-Что узнали?

-Как складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами измерения?

- Для чего нужны полученные умения?

 (Для покупки продуктов в магазине, для решения задач по математике, для составления меню здорового блюда на проекте «Кулинарная студия»)

Ученики отвечают на вопросы учителя.

9.

Домашнее задание

-Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 313, 314, 317. выберите только два, которые будут вам по силам

-Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание в дневник

Технология уровневой дифференциации

Литература

1. Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник. - В 2 ч. - М.:»Просвещение», 2014.

2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике «Школа России», Москва «ВАКО», 2014..

3. Уроки просвещения Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение», 2014.

Приложение

1. Раздаточный материал.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

4. Перевести ответ в удобные единицы измерения

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.

Памятка

1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.

2. Привести величины к одной единице измерения.

3. Выполнить действия с соответствующими числами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач».

Конспект урока по математике.Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел.Решение задач»....

Конспект урока по математике "Название чисел при вычитании"

На данном уроке учащиеся самостоятельно делают открытие терминов: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Все задания подобраны с учётом возможностей детей и с постепенным усложнением. Виды проверки: самоп...

Конспект урока по математике: Точные и приближенные значения величин.

Данный урок имеет элементы сингапурской методики. Был показан в 4-м классе. Программа "2000-2100"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Сложение и вычитание величин 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Сложение и вычитание величинЦели деятельности учителя:- формирование математических действий сложения и вычитания величин;- развитие навыка перевода одних единиц изме...

Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...