Конспект урока по математике "Название чисел при вычитании"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

На данном уроке учащиеся самостоятельно делают открытие терминов: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Все задания подобраны с учётом возможностей детей и с постепенным усложнением. Виды проверки: самопроверка, коллективная, взаимопроверка.Урок направлен на развитие активной познавательной деятельности. Для этого используются различные дидактические приёмы: целеполагание, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление, создание ситуации уче бного затруднения, ситуации успеха, самооценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nazvanie_chisel_pri_vychitanii.zip441.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2 города Коврова

Технологическая карта урока по предмету: Математика

тема «Название чисел при вычитании»

( 1 класс)

  Разработал учитель I  квалификационной категории

Гусева Марина Евгеньевна

2013-2014 г.

Технологическая карта урока.

Учебный  предмет: математика

Класс: 1 класс

УМК «Школа России» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» 1 класс, часть II

Тема урока: «Название чисел при вычитании»

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Название чисел при вычитании».

Задачи:

  • познакомить с названием компонентов и результата действия вычитания;
  • создать условия для развития: речи, внимания, мышления, памяти, наблюдательности.
  • формировать учебно-познавательные, коммуникативные и обшекультурные  компетенции.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать действия сложения и вычитания, использовать в речи названия компонентов и результата  действия вычитания, применять полученные  знания на практике.

Оборудование: учебник «Математика» - 1 класс, часть 2 (авторы  М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.),  карточки для учащихся

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя.

Литература:

  • О.В. Узорова «3330 устных задач по математике»  Москва: «АСТ», 2002
  • М.А Козлова  «Я иду на урок в начальную школу» Москва: «Первое сентября», 2001
  • М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова  учебник «Математика» 1 класс, часть II;  Москва: «Просвещение», 2012
  • Интернет - ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приёмы, формы

1.Организационный

момент

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу.

Прозвенел звонок на урок

Мудрая Сова  с нетерпением встречи с вами ждёт.

С новыми названиями  познакомит вас

 Вот в этом конверте  принесла  их в класс.

  • Проверка подготовки к уроку.
  • Подготовка зрения, слуха

Психологический настрой.

 -Покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

-Я рада, что у вас хорошее настроение.

Приветствуют улыбкой друг друга.

Дети показывают изображения солнышка или тучки.

Личностное УУД

Создание положительного

эмоционального настроя.

Осознание и анализ собственного отношения к окружающей действительности.

Ф.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока.

Проводит актуализацию знаний.

А сейчас внимательно посмотрите на доску.

8-2   6+3    1+7  8-4

9-4   5+2    2+6   7-1

 -На какие группы можно разделить данные выражения?

Запишем. Ученики 1 варианта выражения на сложение, 2 варианта – на вычитание.

Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы справились с заданием.

- Прочитайте получившие примеры на сложение по разному?

А сейчас вспомним, как называются компоненты при сложении?

-Прочитайте,  примеры, используя эти названия

– Молодцы! Вы хорошо рассказали про действие сложение, а сейчас  расскажите про действие вычитание.

- Как можно по-разному прочитать равенства во втором столбике?

Создание проблемной ситуации

-Можем мы по другому прочитать оставшиеся выражения?  Почему?

- Итак, как называются числа при сложении? (Слагаемое. Слагаемое, сумма)

Это мы знаем.

- А как называются числа и результат действия вычитания мы не знаем. Эти названия лежат в конверте у Мудрой Совы,  но она предлагает нам самим подумать и решить эту проблему.

 - Как вы думаете, что нам предстоит узнать  сегодня на уроке?

Тема урока: Название чисел при вычитании.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Подводит итог беседы о цели урока. Показывает слайд (Корзина задач).

Поощряет выдвинувших правильные предположения.

Читает 1 ученик

Выражения на сложения, выражения на вычитания

  6+3           8-2

  5+2           9-4

  1+7           8-4

  2+6           7-1

Взаимопроверка с эталона.

Плюс, прибавить

1сл. 2сл.  сумма

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Минус, вычесть

Нет, не знаем как называются числа при вычитании

Как называются числа при вычитании

Называют тему урока

Будем знакомиться  с названием чисел при вычитании

Будем учиться читать примеры, используя эти названия

Регулятивные УУД

Сохранение учебной задачи.

Самостоятельная постановка цели  и планирование учебных действий 

Предметные УУД

Распознавание действий сложения и вычитания;

- использование в речи названия компонентов действия сложения

Регулятивные УУД

Самооценивание  на основе критериев успешной учебной деятельности

Ф., П.

4. Изучение нового материала

-Собранные задачи определяют дальнейший план работы.

 Открывается план работы.

План

1.познакомиться с названием чисел при вычитании

2. учиться читать примеры, используя эти названия

У  учителя наглядный материал на доске

 Работа со счётными палочками.

-Положите слева 7 палочек. Отодвиньте вправо 3 палочки. Сколько палочек сталось?

Запишем выражение: 7 – 3 = 4

-Сколько палочек было слева?

- Что можно сказать про количество палочек слева, когда 3 палочки отодвинули? (Их стало меньше, т.е. их количество уменьшилось.)

-Как вы думаете, какое название у числа 7?

 

-Какое действие выполняли, когда отодвигали  3 палочки?

Какое название будет у числа 3?

-А что такое 4?  

 

-Это разность или результат действия вычитания.

Вывод. –Как же называются числа и результат действия вычитания?

Открываем конверт, вынимаем карточки и укрепляем на доске.)

(7 – уменьшаемое – это самое большое число , 3-вычитаемое, 4-разность.

4

7 – 3 = 4

7

Их стало меньше, т.е. их количество уменьшилось.

Уменьшаемое

Вычитание

Вычитаемое

Мы находим разницу,  узнаём на сколько 7 больше 3.

Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД

Ориентируются в пространстве;

 

Самостоятельно осуществляют поиск информации;

Сотрудничают;

Слушают и ведут диалог.

Ф., И.

Физминутка

Первое число мы уменьшаем

Его мы уменьшаемым называем.

(Руки поднимаем вверх через стороны и опускаем, показывая большой круг и маленький.)

Второе число мы вычитаем

Его мы вычитаемым называем.

(Рывки руками перед грудью .)

А результат мы называем,

А результат мы называем

Раз-ность-ю.

(Повороты туловища влево – вправо.)

Выполняют физминутку.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником. (стр. 29)

1) Работа по рисунку.

- Какие птички на рисунке?

- Сколько птичек сидело на ветке?

-Сколько улетело?

- Сколько осталось?

- Как это записать?

2) Решение примеров. (Стр. 29 №1)

Вычислите, чему равна разность чисел 6 и 3

Проверьте, как вы выполнили задания.

3) Решение задачи. (Стр. 29 №2)

-Вспомните составные части задачи

Прочитайте задачу стр. 29 №2

-О чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

 

Как вы понимаете, уменьшилось. Что с ними произошло?  

- Что спрашивается в задаче?  

Составим краткую запись:

Было – 6 ябл.

Съели – 4 ябл.

Осталось ?

- В тетради изобразим схематично:

-Сколько было? Нарисуйте 6 квадратов

-Что значит съели?  

        

- Каким действием решим задачу?

- Запишем решение:

6 – 4 = 2 (ябл.)

Ответ: 2 яблока.

- Как называются числа и результат вычитания?

Снегири

5

2

3

ум. 5- выч.2= значение разности 3,можно сказать: разность чисел 5 и 2 равна 3

9 - 4=5

6 – 3=3

Самопроверка.

Условие, вопрос, решение ответ

О яблоках

Было – 6 ябл.

К вечеру их число уменьшилось на 4

Съели – 4 ябл.

Сколько яблок осталось

Убрали, отняли

Вычитанием.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Регулятивные УУД 

Планирование своего  действия в соответствии с поставленной задачей, умение сохранять в памяти полученные знания.

Оценивают учебные действия

Познавательные УУД.

Анализируют объекты с выделением признаков, делают  выводы.

УУД 

Развивают самостоятельность.

Способность выполнять задание, умение сохранять в памяти полученные знания, обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

Оценивают учебные действия

Ф., И.

5. Подведение итогов.

Организует обобщение знаний учащихся и подведение итогов  

-Вернёмся к плану. Весь ли план мы с вами выполнили? На все ли вопросы ответили?

-Закончите предложения.

На уроке

я узнал …

я научился …

мне понравилось…

Формулируют высказывания, подводят итог урока

Регулятивные УУД.  

Активное использывание речевых средств для построения монологической речи.

Ф., И.

6. Рефлексия

Подводит итог урока в эмоциональном плане

Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке, покажите карточку со знаком «плюс».

Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите карточку со знаком вопроса.

Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно, покажите карточку с минусом.

Покажите,  с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Все работали хорошо, были активны на уроке...

Мудрая Сова очень довольна и говорит вам спасибо.

Спасибо всем за урок.

Учащиеся показывают выбранные карточки.

Показывают изображения солнышка или тучки.

Регулятивные УУД. Формирование умения оценить свою работу на уроке.

Ф., И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд."

Здесь вы найдете готовый конспект урока по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд." К конспекту прилагается презентация. Воспитательная задача на уроке направлена на экол...

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

конспект урока на тему:" Сложение и вычитание двузначных чисел"

Конспект  урока на  тему" Сложение  и  вычитание двузначных  чисел" ОС "Школа  2100"...