Внеурочное занятие по математике
материал по математике
Предварительный просмотр:
Закрепить знание состава числа; формировать навыки учащихся в решении простых задач на сложение и вычитание; развивать умение распознавать плоскостные фигуры и составлять фигуры из частей; воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
Оборудование. "Маршрутные листы", карточки с цифрами от 1 до 10, с примерами, заданиями, геометрическим материалом, фигурами, 2 разрезанные картинки, пятерки-жетоны, костюмы сказочных персонажей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Дети 1-х классов собираются в одном кабинете.
Ведущий.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это математика!
Подойдите ко мне, командиры команд, и получите "маршрутные листы".
Командиры 1-го "А", 1-го "Б" и 1-го "В" подходят к ведущему и берут "маршрутные листы".
Ведущий.
Сегодня объявляется праздник числа.
Нас ждет математика – волшебная страна.
Каждый класс получает маршрут,
Вас впереди приключения ждут.
Посмотрите на маршрут, здесь вы видите лес у деревни Примерово, царство Геометрии и село Задачкино. Цифрой 1 на маршруте отмечен первый пункт вашего путешествия. Потом дорога идет к цифре 2 – это ваша вторая остановка. Затем цифра 3 – третий этап маршрута.
Bo время объяснения ведущего учителя 1-х классов показывают на полученных листах этапы путешествия.
Ведущий. После мы вновь соберемся здесь и будем встречать пятерку – лучшую школьную отметку и цель сегодняшнего путешествия.
Остановки – в кабинетах школы, где учатся первоклассники, там их уже ждут сказочные персонажи.
III. Первая остановка. Лес у деревни Примерово
(Еж и Белка – учащиеся 9-го класса.)
У кабинета, где ждет детей Белка, стоит печальный Еж. Учитель 1-го класса останавливается.
Учитель. Что случилось, Ежик?
Ежик.
Прошу я вас помочь.
К Белочке собрался,
А пройти невмочь.
Чтобы к Белочке попасть,
Надо посчитать,
Числа первого десятка
Помогите мне назвать.
Дети помогают выложить "дорожку" из чисел от 1 до 10:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– и входят с Ежиком в класс, где их встречает Белка.
Белка.
Рада вам и жду давно,
Щелкаю примеры.
Если знаете ответы,
Отвечайте смело.
Белочка показывает примеры, дети читают их и называют ответы.
3 + 2 4 + 4 5 + 1
6 – 1 8 – 2 7 – 4
2 + 1 9 – 5 8 – 3
Белочка. Молодцы, ребята! Хорошо считаете. А раз считаете, то и играете.
Белка предлагает задания на логическое мышление и внимание.
а) Помогите Олежке найти свою пирамидку, если известно, что в ней шесть колец – нижнее колечко красное, а верхнее желтое.
б) Дети собирали бусы. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них ошибся.
Ежик.
И я бельчатам сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
Дети выполняют задания.
Ежик. Ну, спасибо, ребятки, помогли вы мне. А это твоим бельчатам. (Еж отдает Белке бусы.) До свидания. Пора мне домой. (Обращаясь к детям.) Проводите меня, ребята, сосчитайте-ка от 10 до 1.
Дети считают по одному или хором.
Белка. Счастливого пути вам и удачи в путешествии!
Еж уходит, дети отправляются к следующему этапу путешествия.
IV. Вторая остановка. Царство Геометрии
Детей встречает Геометрия (ученица 11-го класса).
Геометрия. Я Геометрия – царица этого государства, проходите, прошу вас.
Сказали мне, что вы умны,
Хотя еще совсем малы.
Решила проверить я,
Так ли все это, друзья?
Вопросы буду задавать,
А вы мне дружно отвечать.
Что за фигура, в названии которой один слог?
Дети. Круг, ромб.
В классе, где дети не могут назвать ромб, царица Геометрия сама называет детям ее и просит запомнить название. По мере называния фигур царица Геометрия выставляет их на доске.
Геометрия. Вспомните фигуру, название которой начинается на букву т, а заканчивается на я.
Дети. Трапеция.
Геометрия. А знаете ли вы фигуру, у которой все углы прямые?
Дети. Квадрат, прямоугольник.
Геометрия. Да, вы действительно умны, хотя еще малы. У какой фигуры три стороны и три вершины?
Дети. У треугольника.
Геометрия. Посмотрите на ряд фигур. Какой фигуры не хватает?
Дети. Овала.
Геометрия. Вы так хорошо знаете фигуры, что для вас не будет сложно найти в коробке треугольники и сложить из них картинку.
Две картинки с рисунками разрезаны, части рисунков перемешаны.
Дети выбирают сначала только треугольники и собирают картинку, затем четырехугольники и собирают другую.
Геометрия. А сейчас загадка про кошек:
Две кошки сидят в лукошке,
Смотрят на нас две кошки.
Чем вторая кошка в лукошке
Отличается от первой кошки?
В это время царица Геометрия выставляет на доску картинку.
Дети. У первой кошки туловище квадратное, а у второй – треугольное; у первой кошки уши треугольные, а у второй – квадратные.
Геометрия. Молодцы, ребята, верно назвали отличия. А вот теперь поиграйте. Соберите человечков из трех предложенных комплектов фигур.
Дети собирают человечков. Царица Геометрия смотрит, хвалит детей.
Геометрия. Я рада, что вы пришли ко мне сегодня. До свидания, дети, я буду приходить к вам на уроки математики.
V. Третья остановка. Село Задачкино
Пес Шарик и кот Матроскин (ученики 10-го класса), Плюс и Минус (ученики 2-го класса).
Шарик. А вот и новые гости к нам пожаловали.
Матроскин. Гости-то пришли, да снова, небось, ничего не умеют.
Учитель и дети. Чего не умеем?
Матроскин. Да вон Шарик опять с фоторужьем бегал, каких-то двоих привел, а они толком ничего и сказать не могут.
Плюс и Минус. Можем, можем.
Плюс.
Я плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь!
Я добрый знак соединения,
И в том мое предназначение.
Минус.
Я минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь исполняю.
Матроскин. Ну и зачем они?
Учитель.
Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.
Шарик. Ну как же, как же, это мы знаем! Вон Печкин сколько писем притащил, я прочесть могу, а сосчитать никак. Поможете, ребята?
Дети. Да!
Шарик (поочередно открывает конверты и читает "письма" – задачки).
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Дети. 3 + 4 = 7 (рыб).
Шарик. Вот молодцы! А здесь что? (Берет следующий конверт.)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели –
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
Дети. 5 + 3 = 8 (яблок).
Шарик. А вот еще задачка!
Решила старушка ватрушки испечь,
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо – совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала да сбилась,
А печь-то совсем протопилась.
Помогите старушке – сосчитайте ватрушки.
Дети. 2 + 2 + 2 = 6 (ватрушек).
Матроскин. Эта задачка даже мне понравилась. А вот у меня тоже письмо есть. (Достает из-за пазухи письмо, разглаживает его, читает.)
Кошка, кот и шесть котят
К нам в Задачкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон, сколько кошек?
Дети. 1 + 1 + 6 = 8 (кошек).
Шарик. Это что же, к нам еще гости приедут? Ура!
Матроскин. Приедут, приедут. Еще и сфотографируешь их.
Учитель. Нам пора в путь.
Матроскин. А сфотографироваться? Очень уж детки умные да приятные.
Шарик фотографирует всех.
VI. Итог путешествия
Через 30 минут классы собираются в том же кабинете, откуда было начато путешествие.
По одному ученику от класса читают стихи о пятерке.
Ученик 1.
Почему Егорка
Прибежал веселый?
Первую пятерку
Он принес из школы.
И не говорите –
Это достижение:
Сами посмотрите –
Пять... по поведению.
Ученик 2.
Папе я сказал и маме:
– Можете проверить сами –
Положите вверх ногами
Школьную мою тетрадь,
Зеркало поставьте рядом,
Видите?
Заданье на дом,
А под ним стоит отметка.
Убедитесь: это пять.
Ведущий. Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого ученого и математика древности, наверное, согласятся и все современные школьники.
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой...
Дети (хором). Пять.
Ведущий. Сегодня всем первым классам удалось дойти до пятерки. Наградой вам будут пятерки-жетоны (ведущий раздает их учителям 1-х классов), которые вы будете получать, отвечая на "отлично". А еще вас ждет сладкий сюрприз повара.
Вносятся пироги, на которых из теста выложены пятерки.
Ведущий. Праздник числа подходит к концу, наше путешествие завершилось. Желаю вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе
Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....
Внеурочное занятие по математике "Занимательная математика. Табличное умножение и деление", 3 класс
В данном разделе представлено внеурочное занятие по математике для 3 класса....
Внеурочное занятие по математике "Занимательная математика", 2 класс
В данном разделе представлен конспект внеурочного занятия по математике для 2 класса...
Конспект внеурочного занятия по математике на тему: "Час веселой математики"
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Направленность внеурочной деятельности: математикаКласс / возраст детей:Тема: «час веселой математики » Планируемые результаты:Познавательные: умение...
Внеурочное занятие по математике для 2 класса по теме "Путешествие по станциям в волшебный мир Математики. "
Увлекательное путешествие на внеурочном занятии в мир Математики...
Конспект внеурочного занятия по математике на тему "Игра-путешетвие по станциям "Страна Математика""
Конспект внеурочного занятия по математике на тему "Игра-путешествие по станциям "Страна Математика"....