Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет. "Подготовка к школе. Введение в математику".
рабочая программа по математике

Романова Ольга Николаевна

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа  «Подготовка к школе. Введение в математику» (далее - программа) относится программам социально-педагогической (социально-гуманитарной) направленности.  Направленность программы обуславливается тем, что объединения осваивающие программу «Подготовка к школе. Введение в математику» реализуют программу социально-педагогической (социально-гуманитарной) направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, ставящие своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация), развитие социальных способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole._vvedenie_v_matematiku.docx248.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА

«Подготовка к школе. Введение в математику»

на 2024 - 2025 учебный год

Возраст обучающихся:  5-7 лет

Срок  реализации: 1 год

       (36 часа за год)

Разработчик:

Романова Ольга Николаевна, 

педагог дополнительного образования


Санкт-Петербург

2024 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП) разработана на основе следующих нормативных актов:

1. Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении показателей характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от 13.03.2019 № 114.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 № 467.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.

 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.

Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационно-педагогические условия ее реализации.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа  «Подготовка к школе. Введение в математику» (далее - программа) относится программам социально-педагогической (социально-гуманитарной) направленности.  Направленность программы обуславливается тем, что объединения осваивающие программу «Подготовка к школе. Введение в математику» реализуют программу социально-педагогической (социально-гуманитарной) направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, ставящие своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация), развитие социальных способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству)

Адресат программы

 Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет, прошедших специальный инструктаж по технике безопасности.

Актуальной становится пред школьная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению математики с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации будущих первоклассников.

Отличительная особенность / новизна (при наличии) программы

Отличительная особенность программы состоит в её практической значимости: вовлечении обучающихся в активную творческую деятельность, раннее освоение математических знаний с использованием игровых технологий, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности обучающихся, освоение ими способов творческого самовыражения.

Уровень освоения программы

Общекультурный.

Объем и сроки освоения программы:

Срок освоения программы – 1 год.

Объем - 1 занятия в неделю, 36 часов в год.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям и разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательной организации.

Задачи программы

Обучающие:

Предполагается формирование готовности к школьному обучению, формирование учебной̆ мотивации и познавательного интереса у детей̆ дошкольного возраста, а также получение представления у детей̆ о школе и ее значении. Формирование самостоятельного подхода в решении элементарных ситуативных задач по математике в рамках тематики, предложенной программой.

Развивающие:  Основной целью обучения математике является развитие ребенка. Изучение геометрических фигур и решение математических задач способствует развитию памяти и мышления детей, формированию речевой культуры. Формируются произвольное внимание, целенаправленное восприятие, развивается воображение. Развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребёнка в школьную учебную жизнь.  

Воспитательные: Предполагается воспитание у детей интереса к изучению предмета математика. Формирование навыков учебного сотрудничества : умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других. Воспитание у детей̆ формирование поведения, развитие уровня самоконтроля, снижение психоэмоционального напряжения и корректировка личностного развития, способность развития эмпатии и коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Личностные качества 

В части гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

В части патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В части эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В части трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

В части экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В части ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  • способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные компетенции:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовыми логическими действиями:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовыми исследовательскими действиями:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) в работе с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные компетенции

Будут знать:

  • Числа от 0 до 10
  • решение  задач в одно действие на сложение и вычитание
  • как сравнить объекты по длине, устанавливая между ними соотношение «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже»;
  • как написать цифры от 0 до 10

Будут уметь:

  • распределять объекты на две группы по заданному основанию
  • распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат)
  • устанавливать между объектами соотношения: «слева – справа», «спереди – сзади», «между»;
  • группировать объекты по заданному признаку, находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
  • различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное или данные из таблицы;
  • сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

Язык реализации: русский язык.

Форма обучения: очная.

Особенности реализации

Реализация программы предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых обучающиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.

Программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) с использованием ИКОП «Сферум», ФГИС «Моя школа».

Условия набора и формирования групп:

В объединение принимаются обучающиеся ГБОУ школы №566 Невского района Санкт-Петербурга независимо от пола и степени предварительной подготовки. Набор в группу 1 года осуществляется до 10-го сентября из обучающихся в возрасте 5-7 лет, на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.

При приеме в объединение ни какие вступительные испытания не производятся.

Дополнительный набор обучающихся в период реализации программы в группу производится в течении учебного года на вакантные места.

Наполняемость учебной группы 1-го года обучения – не должно превышать требований к количеству обучающихся в классах, определенному приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” от 22.03.2021 №115 (с изменениями и дополнениями).

Продолжительность учебных занятий: не более 40 минут.

Формы организации и проведения занятий

При проведении занятий в объединении педагогом дополнительного образования могут использоваться следующие формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальная: работа педагога дополнительного образования со всеми участвующими одновременно (беседа, показ, обсуждение);
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в небольших группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание формулируется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося;
  • коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми участниками совместно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно);
  • индивидуальная: реализуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки особых навыков.
  • Занятия по программе могут проводиться в следующих формах: встреча, , гостиная,  игра,  конкурс, мастер-класс, творческая мастерская.

Материально-техническое оснащение

Кабинет начальных классов  № 1.305

Стенд демонстрационный - 2 шт.

Доска пробковая 600х1000 - 1 шт.

Шкаф для хранения учебных пособий со стеклянными дверцами

69х36х188 см - 3 шт.

Шкаф для хранения учебных пособий закрытый 69х36х188 см - 1 шт.

Доска школьная магнитно-меловая зеленая 1512х1012мм - 1 шт.

Методическая литература.

Облучатель-рециркулятор – 1 шт

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.

Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности в классе. Знакомство с гигиеническими правилами письма

1

1

0

Входной контроль (индивидуальная беседа)

2

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа  

13

6

7

Индивидуально-групповой

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел .

16

3

13

Индивидуально-групповой

4

Решение математических задач

6

0

6

Коллективная работа, педагогическое наблюдение

Общее количество часов по программе

36

10

26

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА 

решением Педагогического совета  

ГБОУ школы № 566 Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от 15.05.2024 № 07

 

              УТВЕРЖДАЮ

              Директор

              _______________ Т.В. Дорофеева

             Приказ от 15.05.2024 № 63-ОД

 

 

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Увлекательный английский»

на 2024 - 2025 уч.год

Год обучения, группа

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество недель обучения

Количество академических часов

Режим занятий

1 год

10.09.2024

26.05.2025

36

36

1 раз в неделю 1 час


Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы

«Подготовка к школе. Введение в математику»

Особенности организации образовательного процесса

Изучение материала математического содержания обычно ускоряет умственное и эмоциональное развитие ребенка. В дальнейшем ему легче будут даваться не только другие математические задания, но и любые знаковые системы (например, язык программирования). А участие в совместных обучающих играх со сверстниками позволяет еще сформировать интерес к учебе. К тому же в игре активно участвует воображение, легче идет процесс запоминания, постепенно развиваются логические способности. 
Таким образом, аргументов за изучение математики в дошкольный период предостаточно.
   При создании программы учитывались психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. В первую очередь мы ориентировались на непроизвольность памяти и внимания, способность к импринтингу и на игру как на основной вид деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

Предполагается формирование готовности к школьному обучению, формирование учебной мотивации и познавательного интереса у детей дошкольного возраста, а также получение представления у детей о школе и ее значении. Формирование самостоятельного подхода в решении элементарных ситуативных задач по математике в рамках тематики, предложенной программой.

Развивающие:  Основной целью обучения математике является развитие ребенка. Изучение геометрических фигур и решение математических задач способствует развитию памяти и мышления детей, формированию речевой культуры. Формируются произвольное внимание, целенаправленное восприятие, развивается воображение. Развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребёнка в школьную учебную жизнь.  

Воспитательные: Предполагается воспитание у детей интереса к изучению предмета математика. Формирование навыков учебного сотрудничества : умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других. Воспитание у детей формирование поведения, развитие уровня самоконтроля, снижение психоэмоционального напряжения и корректировка личностного развития, способность развития эмпатии и коммуникативных навыков.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения, группа № 1 (36 часа в год)

№ п/п

Раздел (или тема) учебно-тематического плана

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Различение предмета по цвету, форме, расположению

1

10.09.2024

2

Уточнение пространственных представлений ( снизу-сверху, между, слева, справа)

1

17.09.2024

3

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше

1

24.09.2024

4

Сравнение предметов по размеру:высокий-низкий,выше-ниже

1

01.10.2024

5

Ориентация на плоскости: слева-справа

1

08.10.2024

6

Длина. Длиннее-короче

1

15.10.2024

7

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же

1

22.10.2024

8

Закрепление пройденного материала

1

29.10.2024

9

Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник

1

05.11.2024

10

Прямоугольник, квадрат

1

12.11.2024

11

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше

1

19.11.2024

12

Сравнение объектов по массе : лёгкий-тяжёлый, легче-тяжелее

1

26.11.2024

13

Закрепление пройденного материала

1

03.12.2024

14

Число и цифра 1. Понятия «один-много»

1

10.12.2024

15

Число и цифра 2.Понятие  «пара»

1

17.12.2024

16

Число и цифра 3. Понятие : «больше», «меньше»,  «равно»

1

24.12.2024

17

Число и цифра 4. Установление соответствия между числом и предметов  и цифрой

1

14.01.2025

18

Число и цифра 0.  Объединение предметов в множества по определенным свойствам

1

21.01.2025

19

Число и цифра 5. Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. Игра «Где, чей дом?»

1

28.01.2025

20

Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа до любого заданного

1

04.02.2025

21

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +

1

11.02.2025

22

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитание» -

1

18.02.2025

23

Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка» и «Почтальон»

1

25.02.2025

24

Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры  «Дерево», «Угадай-ка»

1

04.03.2025

25

Число и цифра 7. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки

1

11.03.2025

26

Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе.

1

18.03.2025

27

Число и цифра 9. Последовательность месяцев в году

1

25.03.2025

28

Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание

1

01.04.2025

29

Закрепление пройденного материала. Конструирование с помощью геометрических фигур. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

1

08.04.2025

30

Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры «Зигзаг», «Пчёлка», « Цепочка»

1

15.04.2025

31

Конструирование целого из частей геометрических фигур

1

22.04.2025

32

Решение сюжетных задач в одно действие

1

29.04.2025

33

Решение сюжетных задач в одно действие

1

06.05.2025

34

Решение логических задач

1

13.05.2025

35

Решение логических задач

1

20.05.2025

36

Закрепление пройденного материала

1

23.05.2025

Содержание программы

1. Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа  (13 часов).

2. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел .(17  часов)

3. Решение математических задач (6 часов)

Планируемые результаты:

Личностные качества 

В части гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

В части патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В части эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В части трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

В части экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В части ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  • способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные компетенции:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовыми логическими действиями:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовыми исследовательскими действиями:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) в работе с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные компетенции  

Будут знать:

  • Числа от 0 до 10
  • решение  задач в одно действие на сложение и вычитание
  • как сравнить объекты по длине, устанавливая между ними соотношение «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже»;
  • как написать цифры от 0 до 10

Будут уметь:

  • распределять объекты на две группы по заданному основанию
  • распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат)
  • устанавливать между объектами соотношения: «слева – справа», «спереди – сзади», «между»;
  • группировать объекты по заданному признаку, находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
  • различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное или данные из таблицы;
  • сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

Оценочные и методические материалы

Педагогические методики и технологии:

  • Беседа.
  • Игры.
  • Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе).
  • Системы последовательных заданий.
  • Демонстрация.
  • Упражнение с объяснением и исправлением ошибок.
  • Проектный метод.
  • Метод многократного повторения «делай как я».

Современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие.
  • Игровые технологии.
  • Технологии коллективного творчества.
  • Информационно коммуникативные технологии.

Дидактические материалы:

  • Иллюстрации.
  • Раздаточный и изобразительный материал.
  • Картотека артикуляционных, дыхательных, интонационно-фонетических упражнений.

Оценочные материалы

Мониторинг осуществляется педагогом  в начале и в конце учебного года со всеми детьми и имеет качественную оценку. Педагог заполняет диагностические карты отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: высокий, низкий, средний уровни. Диагностика основана на методе практического выполнения детьми задания.
           Для контроля результативности освоения обучающимися содержания программы  предусмотрены следующие виды контроля:

  • Входной контроль.
  • Текущий контроль
  • Тематический контроль
  • Итоговый контроль.

Входной контроль проводится в целях определения уровня начальной подготовки обучающихся, определения методик и технологий работы с обучающимися, подбора коммуникативных игр и творческих заданий для дальнейшей работы с обучающимися. Входной контроль проводится в форме индивидуальной беседы с каждым обучающихся на первом занятии.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в целях определения уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения содержания конкретного занятия. Текущий контроль проводится в форме выполнения коллективной рефлексии. Для проведения групповой рефлексии используются следующие рефлексивные технологии: «снежный ком», «фигуры мышления», «шляпы мышления», «экран рефлексии», «плюс-минус-интересно», «знаю-хочу узнать – узнал» и т.п.

Тематический контроль проводится в конце изучения тематического раздела программы в целях определения уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения конкретной темы программы.

Итоговый контроль проводится в виде публичной защиты группового проекта и предназначен для оценки итогового уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы. Обучающиеся совместно с педагогом дополнительного образования выбирают один из групповых проектов, над которыми работали при изучении тем программы. На защиту группового проекта приглашаются представители администрации образовательной организации, родители обучающихся.

Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы приведены в приложении 1.

Перечень нормативных правовых актов

1. Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении показателей характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» от 13.03.2019 № 114.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 № 467.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.

 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.

Список литературы

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук.Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва - 2009

Методические пособия для учителя

  1. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.: Просвещение, 2013.
  2. Тетрадь с заданиями для развития детей «Готовимся к письму» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.
  1. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем грамоту» в 2 ч. - ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.
  2. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем математику» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.
  3. Тетрадь с заданиями для развития детей «Логические задачи» – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г.
  1. Тетрадь с заданиями для развития детей «30 занятий для успешной подготовки к школе» в 2ч. – ОАО «Дом печати – Вятка», г.Киров, 2016г .

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru  - электронные образовательные ресурсы

http://katalog.iot.ru- электронные образовательные ресурсы

http://www.it-n.ru –«Сеть творческих учителей»

                                                                                                                приложение  №1

Первое диагностическое обследование (Входной контроль)

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для индивидуальной работы

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая

линия.

1 балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма

фигуры схвачена плохо.

2 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не

все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится,

если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры

существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

3 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами

фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак

«минус».

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).

Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки

и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и

третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну

клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и

шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их

расположение не соответствует инструкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении,

пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при

умение правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к

соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для

выполнения задания 3). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят

сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе.

(Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько

квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)»

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов

неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число

кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или

треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше

треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник).

3 балла — сравнение проведено верно (нарисован один круг)

                                                                                                         Приложение № 2

Итоговый контроль (в конце учебного года)

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для индивидуальной работы

Задание 1

Цель: Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей

отрицание; умение найти оба способа решения.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание. (Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять

первое задание). Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание».

В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. (Учитель схематически изображает на

доске яблоко, грушу и апельсин). Катя, Маша и Наташа могут взять из вазы только по

одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у

других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа.

1 балл - определено, какой фрукт у Кати: рядом с именем «Катя» нарисована груша.

2 балла – верно указан один из способов решения (например, у Кати – груша, у Маши –

апельсин, у Наташи – яблоко), есть попытка выполнить вторым способом, (у Кати –

груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин), но работа не завершена.

3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.

Задание 2

Цель: Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.

Инструкция: «Найдите на своих листах этот рисунок. (Учитель показывает место для

выполнения задания №2). Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте

синим карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и

многоугольник слева»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

1 балл – задание выполнено частично (найден только один многоугольник) или ребёнок

не нашёл нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или

обозначил её контур.

2 балла - найдены и закрашены не все многоугольники.

3 балла - правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников (или выделены их

контуры).

Задание 3

Цель: Выявить умение ориентироваться на плоскости.

Инструкция: «Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бумаги»

(указывается место для выполнения задания). «Найдите на своих листах клеточку,

закрашенную в чёрный цвет.

1) Возьмите зелёный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки влево 4 клеточки и пятую

закрасьте зелёным карандашом.

2) Возьмите красный карандаш, от зелёной клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую

закрасьте красным карандашом.

3) Возьмите синий карандаш и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее её

закрасьте синим карандашом.

4) Возьмите жёлтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и

четвёртую закрасьте жёлтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их

расположение не соответствуют условию.

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении.

пересчёте клеток, начале отсчёта.

2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание 4.

Цель: выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка –

место для выполнения задания № 4). «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 4.

Здесь нарисован многоугольник. Сколько треугольников вы видите на этом рисунке?

Запишите в кружке свой ответ.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа.

1 балл – найден один, два или три треугольника.

2 балла – найдено четыре треугольника.

3 балла – найдены все пять треугольников.

Задание 5

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка с

цифрой 5 для выполнения задания). Запишите в рамочке с цифрой 5 ответ на вопрос

задачи: «Я старше сестры на 5 лет. Мне 7 лет. Сколько лет сестре?»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа.

1 балл – дан ответ «12 лет», недостаточно сформировано представление об отношении,

обратном отношению «старше», допущена ошибка в выборе действия.

2 балла – даны ответы «3» или «4 года», допущены ошибки в подсчёте.

3 балла – задача решена верно : 2 года.

Задание 6

Цель: выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к

соответствующему конечному множеству предметов.

Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 6. Здесь вы будете выполнять

следующее задание. Послушайте задачу: «На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим. А Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с  помощью вычитания: 9 - 3 = 6.

1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия,

но ответ не найден.

2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи:

нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между

ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.

3 балла – задача решена верно: дан ответ « 5 ребят». Решение задачи может быть

получено с использованием способа моделирования.

Задание 7

Цель: Выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребёнка

намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно

такую же фигуру при изменении её пространственного расположения.

Инструкция: «Посмотрите на вазочку у меня в руках. (Учитель показывает детям

перевёрнутую вверх дном вазу для цветов (для демонстрации Вы можете использовать

стакан для карандашей, чашку и т.п.)) В эту вазу сейчас я не могу поставить цветы. Что

надо сделать с вазой, чтобы в неё можно было поставить цветы?» Найдите на своих

листах рисунок к заданию № 7. ( Учитель показывает место для выполнения задания). В

эту вазу нельзя положить конфеты. Справа по клеточкам нарисуйте вазу так, чтобы в неё

можно было положить конфеты».

Для демонстрации Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры.

1 балл –допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена

точно такая же ваза, как и слева, не изменено её пространственное расположение.

2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры (верхняя часть,

основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчёте клеток.

3 балла – фигура изображена верно.

Задание 8

Цель: выявление способности правильно понимать высказывание, а также понимание

терминов «внутри»и «вне».

Инструкция: «Посмотрите на этот чертёж» (указывается чертёж к заданию № 8). Найдите на своих листах треугольник, круг, квадрат.

1) Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата,

но вне треугольника и круга.

2) Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри

треугольника, но вне круга и квадрата.

3) Возьмите жёлтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри

круга и квадрата, но вне треугольника.

4) Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех

фигур.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания.

1 балл – выполнен верно только один пункт задания.

2 балла- выполнено верно два или три пункта задания.

3 балла – всё выполнено верно.

Задание 9

Цель: выявить умение анализировать условие задачи.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание ( указывается место для

выполнения задания № 9). «Из кубиков построили башню. Красный кубик поставили

выше зелёного, но ниже синего. Раскрасьте соответствующими карандашами кубики на

своём листе».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно.

1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зелёного и выше синего.

2 балла – указано верно только расположение красного кубика (в центре «башни»).

3 балла – задание выполнено верно.

 

Задание 10

Цель: Выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для

классификации.

Инструкция: «Найдите на своих листах рамочку с числом 10. Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания № 10). Рассмотрите на своих листах буквы. Это множество букв надо разбить на части. Подумайте, как бы вы это сделали? Попробуйте сделать это двумя способами»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно.

1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества, например,

ученик планировал записать гласные и согласные буквы, а написал на своём листе только

гласные : а, у, е.

2 балла – выполнен верно один способ классификации.

3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами.

Первый способ - гласные : а, у, е и согласные: В, с К, в.

Второй способ - заглавные : В, К и строчные : а, у, с, в, е.

При выполнении могут быть допущены ошибки в написании букв (в варианте: гласные –согласные вместо заглавной, написана строчная буква; буквы записаны печатным

шрифтом и т.п.). Эти ошибки не влияют на общую оценку выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование»  Срок реализации этой п...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ» Срок обучения 3 года (2 – 4 классы)

Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Примерная программа конкретизирует содержание предметных ...

Образовательная программа дополнительного образования для детей ОФП

Образовательная программа дополнительного образования для детей начальной школы...

«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения

laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Программа дополнительного образования детей 7-8 лет "Мой друг-математика"

Программа «Мой друг - математика» по содержанию является - естественнонаучной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой, по времени ...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...