ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ» Срок обучения 3 года (2 – 4 классы)
рабочая программа (2 класс) по теме
Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Цель программы – формирование экономической культуры младших школьников как одного из элементов базовой культуры личности. Под экономической культурой мы понимаем овладение экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, формирование экономически значимых качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 21
Утверждена на заседании
методического совета лицея №21
протокол №1, от 10.10.2010 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»
Срок обучения 3 года
(2 – 4 классы)
Составители –
Ребрикова Л.Н.
учитель начальных классов,
Малышева О.А.,
учитель начальных классов
г. Тамбов – 2011г.
Пояснительная записка
Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Цель программы – формирование экономической культуры младших школьников как одного из элементов базовой культуры личности. Под экономической культурой мы понимаем овладение экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, формирование экономически значимых качеств личности.
Образовательные задачи:
1 год
- сформировать систему базовых знаний об основных экономических понятиях, таких как: «экономика», «ресурсы», «потребность», «доходы», «расходы», «бюджет», «продавец», «покупатель», «конкуренция» и пр.;
- научить школьников пользоваться полученными знаниями в игровых ситуациях, моделировать;
- привить навык работы с информационными источниками.
2 год
- сформировать систему базовых знаний, связанных с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны; с пониманием различий между разными видами собственности; с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг, о рациональных приемах деятельности с целью сбережения времени и других ресурсов;
- показать в доступной форме, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей;
3 год
- сформировать систему базовых представлений об особенностях регионального (местного) хозяйства, о его возможностях в удовлетворении потребностей людей;
- систематизировать ранее полученную экономическую информацию;
- формировать отношение школьников к себе как гражданам, будущим работникам, участникам социально-экономической жизни региона, воспитание активности при решении социально-экономических проблем семьи, школы, региона;
Воспитательные задачи:
1 год
- воспитывать бережливость и экономность, развивать активность и самостоятельность учащихся, заложить основы формирования экономического мышления.
- воспитывать чувство ответственности, самодисциплины, самоорганизации.
2 год
- воспитывать значимые общечеловеческие ценности (социальное партнерство, толерантность, диалог);
- воспитывать бережное отношение к школьному и собственному имуществу.
3 год
- воспитывать у школьников бережное отношение к ресурсам, осознание ими необходимости экономии всех видов ресурсов, в том числе и времени.
Развивающие задачи:
1 год
- развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, творческое и логическое мышление;
- развивать положительную самооценку.
2 год
- развивать гибкость и оригинальность мышления;
- развивать умения анализировать экономической ситуации;
- развивать коммуникативные навыки.
3 год
- развивать позитивного отношения к получению образования, ситуации выбора профессии, интереса и уважения к труду и людям труда;
- развивать экономическое мышление, потребность в получении дополнительных знаний;
- развивать социально-правовую активность.
Предполагаемые результаты.
Содержание обучения основам экономики в начальной школе предусматривает:
- получение учащимися представлений об особенностях регионального (местного) хозяйства, о его возможностях в удовлетворении потребностей людей;
- воспитание у школьников бережного отношения к ресурсам, осознания ими необходимости экономии всех видов ресурсов, в частности времени;
- формирование отношения школьников к себе как гражданам, будущим работникам, участникам социально-экономической жизни региона;
- воспитание активности при решении социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
- развитие позитивного отношения к получению образования, ситуации выбора профессии, интереса и уважения к труду и людям труда;
- систематизацию ранее полученной экономической информации;
- обучение школьников социальным умениям: работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
- обучение проектированию и выполнению проектов.
Учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
- анализировать экономические ситуации;
- решать простейшие экономические задачи;
- делиться своими идеями и мнениями;
- задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы;
- контролировать выполнение коллективного задания и направлять работу в нужное русло;
- подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;
- обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;
- помогать товарищам и поддерживать их;
- предлагать помощь и объяснить то, что другим непонятно;
- выражать свое мнение о ходе совместной работы;
- критиковать идеи, а не людей;
- определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных;
- интегрировать различные взгляды и добиваться согласия при решении спорных вопросов;
- просить товарищей представлять доказательства справедливости их точки зрения и др.
- экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Проблема выбора (9 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Деньги (7 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
3 | Доходы и расходы (9 часов) | 17. Доходы семьи. 18. Твой вклад в доходы семьи. 19. Доходы предприятий и государства. 20. Расходы семьи. 21. Расходы предприятий и государства. 22. Бюджет. 23. Что значит экономить? 24. «Как вести учет расходов и доходов» (игра) 25. Обобщение по разделу. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Покупатель и продавец (9 часов) | 26. Покупатель. 27. Продавец. 28. Где покупают товары? 29. Почему цены разные? 30. Конкуренция. 31. Мы идем за покупками. 32. Магазин (игра) 33. Обобщение по разделу. 34. Экономическое поле чудес (итоговая игра) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Краткое содержание разделов 1 года обучения.
Раздел 1. Проблема выбора (9 часов)
Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись? «Хочу» и «могу». Вещи первой необходимости в доме. Контрольная работа.
Основные задачи, решаемые в этом разделе:
- раскрытие экономического смысла понятия «выбор» и формирование у школьников взгляда на экономику как на науку о выборе;
- систематизация имеющихся у детей сведений o предметах первой необходимости;
- рассмотрение понятий «хочу» и «могу», формирование у школьников обоснованности желаний, сознания невозможности удовлетворения всех потребностей.
В процессе изучения раздела предусмотрены процедуры, выявляющие направленность желаний и ценностные ориентации детей. Эти методики компактны, доступны, привлекательны по форме и содержанию, включают элементы игры и творчества, имеют развивающий характер. Педагогу, изучающему мотивы и ценностные ориентации детей, следует учитывать, что по результатам одной - двух методик нельзя судить о характере и направленности желаний ребенка. Необходимы также систематическое наблюдение за деятельностью детей и результатами этого труда, изучение поведения детей в различных ситуациях. Поэтому приводимые методики направлены скорее на то, чтобы актуализировать в сознании детей понятия «ценность», «мотив», формировать понимание социально значимых желаний и мотивов поведения человека.
Межпредметные связи
Математика. Определение числа всевозможных вариантов решения
задачи. Решение простейших математических задач с вопросом «Хватит
ли?». Деление с остатком. Сравнение величин.
Развитие речи. Умение оперировать понятиями, обобщать, находить общее. Развитие словарного запаса школьников.
Изобразительное искусство и трудовое обучение. Изготовление моделей вещей первой необходимости (на уроке 8). Желательно на уроках труда или изобразительного искусства заранее подготовить карточки для урока 4, на которых с двух сторон1 нарисованы (приклеены) разнообразные картинки (по числу детей в классе).
Естествознание. Понятие о природных ресурсах, их запасах.
Раздел 2. Деньги (7 часов)
Что такое деньги, их происхождение. Зачем нужны деньги. Потребности людей в деньгах. Деньги в семье. Как и где хранят деньги. Деньги в разных странах. Контрольная работа.
Основные задачи, решаемые в этом разделе:
- раскрытие взаимосвязи между потребностями и деньгами;
- ознакомление детей с деньгами как с универсальным средством обмена;
- рассмотрение различных функций денег (сопоставление ценности различных товаров и услуг; способ накопления богатства и др.);
- осознание детьми необходимости труда для получения денег;
- обучение детей пользованию деньгами.
Особое внимание уделить этической стороне процесса получения и расходования денег.
Межпредметные связи
Математика. Подсчеты стоимости покупки, дохода семьи, решение задач с определением возможных покупок на ту или иную сумму денег. Средствами математики развивать экономическое мышление детей, смекалку, деловитость, учить оценивать доходы, расходы, зарплату, пособия. Решение математических задач с экономическим содержанием способствует формированию у детей умений сравнения и сопоставления.
Естествознание. Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды.
Изобразительное искусство. Рисование рекламы товаров и услуг, изготовление игровых «денег», вывесок и т. д.
Трудовое обучение. Конструирование и изготовление товаров. Изготовление бумажных флагов стран, денежные единицы которых будут рассматриваться на уроках. Изготовление транспарантов, на которых изображены цифры .1,2, 3, 4, 5, для работы жюри при проведении игр.
Раздел 3. Доходы и расходы (9 часов)
Доходы семьи. Твой вклад в доходы семьи. Доходы предприятий и государства. Расходы семьи. Расходы предприятий и государства. Бюджет. Что значит экономить. Как важно вести учет доходов и расходов. Контрольная работа.
Основными задачами, решаемыми учителем при работе по данному разделу, являются:
- формирование у детей взгляда на труд как основной источник доходов семьи, предприятия, государства;
- воспитание у школьников интереса и уважительного отношения к труду и людям труда;
- формирование у детей осознанного отношения к расходам;
- ознакомление детей с понятиями «экономия», «бережливость», «скупость», «расточительность» и т. п.
Особое внимание необходимо уделить рассмотрению различных ситуаций получения доходов и расходования средств с нравственной точки зрения, в том числе и на примерах литературных, сказочных персонажей.
Советуем учителю рассматривать на занятиях доходы и расходы вымышленной семьи. Не следует заострять внимание на абсолютных цифрах дохода членов семьи или соседей.
Также недопустимо публично опрашивать школьников о наличии собственности в семье (дач, автомобилей, ценностей, акций, облигаций и т. д.)
На протяжении изучения раздела «Доходы и расходы» предлагаем вырастить «дерево мудрости», нарисованное на большом листе бумаги или объемный макет), к которому крепятся листочки с высказываниями (пословицами, поговорками, цитатами), подбираемыми детьми, о ценности труда, мастерстве, качествах, необходимых для успешного выполнения любого дела.
По мере нахождения новых высказываний «дерево» все больше будет обрастать «листвой».
Межпредметные связи
Математика. Решение задач по определению доходов, расходов, их сравнению.
Русский язык и развитие речи. Написание письма другу по предложенному плану. Составление рассказов по предложенным сериям картинок. Чтение и обсуждение текстов.
Трудовое обучение. Упражнение «Новая функция» — нестандартное применение предметов. Изготовление игральных кубиков и фишек для игры «Доходы и расходы». Ремонт и обновление одежды и предметов обихода.
Раздел 4. Покупатель и продавец (9 часов)
Покупатель. Продавец. Где покупают товары. Почему цены разные. Конкуренция. Мы идем за покупками. «Магазин» (игра). Контрольная работа. Итоговая игра «Экономическое поле чудес».
Основные задачи, решаемые учителем при работе по разделу:
- объяснить детям необходимость торговли как услуги, удовлетворяющей потребности людей;
- познакомить школьников с содержанием профессии продавца и деятельностью покупателя;
- разъяснить детям последовательность действий, правила поведения покупателей и продавцов.
В процессе уроков школьники знакомятся с механизмами ценообразования, формирования спроса и предложения, конкуренцией.
Межпредметные связи.
Естествознание. Расширение представлений детей о природных и экономических благах, которые можно купить иди продать.
Трудовое обучение. Сравнение стоимости изделий, сделанных собственными руками и приобретенных в магазине (поздравительные открытки, плетение, вышивка, поделки из природных материалов и т. п.). Изготовление поделок, нужных в домашнем хозяйстве.
Изготовление карточек с изображением продающихся товаров для урока 32. Подготовка закладок для игры «Ценообразование» (урок 29).
Изобразительная деятельность. Рисование рекламы для различных товаров. Предметное рисование на тему «Магазин игрушек».
Развитие речи. Составление рассказов на темы «Я — покупатель» (о том, какие покупки я бы мог совершать самостоятельно), «Магазин» (о том, как следует вести себя в магазине), «Сколько стоят мои школьно-письменные принадлежности?».
Объяснение пословиц и поговорок о продавцах и покупателях.
Математика. Решение математических задач на сложение, вычитание, деление; расчет стоимости покупок в магазинах, на рынках и ярмарках. Ознакомление учащихся с разменом денег, на купюры (монеты) меньшего достоинства. Расчеты того, что можно купить на ту или иную сумму.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Труд (8 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Собственность (7 часов) | 9. Что такое собственность? 10. Личная собственность. Семейная собственность. 11. Государственная собственность. Общественная собственность. 12. Школьное имущество. 13. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности. 14. Богатство и культура. 15. Обобщение по разделу. | 1 1 1 1 1 1 1 |
3 | Домашнее хозяйство (9 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Школьное хозяйство (10 часов) | 25. Что такое школьное хозяйство? 26. Школьное здание, оборудование. 27. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества. 28. Экономика школьной библиотеки. 29. Школьная столовая: доходы и расходы. 30. Стоимость коммунальных услуг. 31. Твой вклад в школьную экономику. 32. Бережливость и экономность. 33. Обобщение по разделу. 34. Игра - путешествие в страну «Школярия». | 1 1 1 1 1 1 1 |
Краткое содержание разделов 2 года обучения.
Раздел 1. Труд (8 часов)
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары и услуги.
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
Раздел 2. Собственность (7 часов)
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Понятие «имущество». Школьное имущество. Богатство. Источники богатства.
Природные богатства. Богатства, созданные трудом человека.
Взаимосвязь богатства и культуры. Представление о роли предпринимательства.
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
Раздел 3. Домашнее хозяйство (8 часов)
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учетом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, "потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
Раздел 4. Школьное хозяйство (10 часов)
Что такое школьное хозяйство. Здание. Оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, литературы, инвентаря, мебели и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Учебно-опытный участок. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Местное хозяйство (11 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Управление местным хозяйством (7 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
3 | Мир труда и профессий (6 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 |
4 | Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей (10 часов) |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Краткое содержание разделов 3 года обучения.
Раздел 1. Местное хозяйство (11ч)
Основные понятия: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, продукция, товар, услуги, потребности, Средства связи.
Твой родной край, его достопримечательности, обычаи, традиции. Что такое местное хозяйство. Какие ресурсы есть в вашей местности. Трудовые ресурсы. Капитальные ресурсы. Природные ресурсы.
Местная промышленность, ее основная продукция. Какие потребности в товарах и услугах можно удовлетворить продукциям, производимой в вашей местности. Какие потребности трудно удовлетворить продукцией, производимой в вашей местности. Местная сфера услуг. Личное подсобное хозяйство. Какие существуют средства связи в вашей местности. Транспорт в вашей местности.
Межпредметные связи
Математика. Вычисление процентов. Построение и чтение столбчатых и круговых диаграмм. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение различных вариантов. Выбор из них наилучшего. Решение задач на сообразительность.
Развитие речи. Работа с толковыми словарями и справочниками. Написание сочинений, подготовка докладов. Обогащение словарного запаса детей. Рассмотрение проблемных ситуаций, обсуждение высказываний известных людей, формулирование собственного мнения по проблеме.
Изобразительное искусство. Оформление докладов и сочинений. Изображение различных планов: усадьбы сельского жителя; транспортной системы какой-либо местности и т.д.
Окружающий мир. Экология вашего края. Географическое положение вашего края. Природные ресурсы вашего края.
Раздел 2. Управление местным хозяйством (7 ч)
Основные понятия: управление, ресурсы, отходы, доходы, товары, бартер, избыток, недостаток, покупатель, продавец, посредник, регион.
Что такое управление. Общие представления о системе управления в вашей местности и бюджете вашего местного хозяйства. Собственность. Какие ресурсы в вашей местности ограниченны и избыточны. Торговля и бартер вашего местного хозяйства. Доходы ИЗ отходов.
Возможности транспорта, связи в удовлетворении потребностей жителей. Ваши предложения по совершенствованию экономики вашего региона.
Деловая игра: «Если бы руководителем нашего хозяйства был и...».
Предложения по совершенствованию местного хозяйства.
Обобщающий урок. Представления о понятиях: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, продукция, товар, услуги, средства связи, потребность, нужда, выбор, безопасность, здоровье, образование, информация, общение, способности, управление, ресурсы, отходы, доходы, товары, бартер, избыток, недостаток, покупатель, продавец, посредник, регион.
Привести примеры: местных природных и экономических ресурсов; местных возможностей в удовлетворении потребностей в образовании, культуре, охране здоровья, проявлении своих способностей.
Проанализировать, что производится в вашей местности, чего не хватает в вашей местности для удовлетворения нужд и потребностей людей.
Продемонстрировать экономическое мышление: предложения по получению доходов из отходов.
Межпредметные связи.
Математика. Вычисление процентов. Действия с многозначными числами. Сравнение величин.
Развитие речи. Написание сочинений. Составление и чтение схем различных процессов.
Изобразительное искусство. Изготовление плакатов, альбомов.
Окружающий мир. Изучение природных ресурсов вашей местности с точки зрения их ограниченности, избыточности. Природные зоны.
Трудовое обучение. Изготовление гирлянды к празднику на конвейере.
Раздел 3. Мир труда и профессий (6 ч)
Люди каких профессий нужны конкретному региону, где вы проживаете (городу, поселку, селу). Какие профессии распространены в местном хозяйстве. Что такое предпринимательство и кто им занимается в вашей местности (вашем хозяйстве). Какими качествами личности должны обладать предприниматели. Организованность и трудолюбие. Коммуникативные умения. Понятие о классификации профессий. Известные люди, занимающиеся экономикой, предпринимательством, торговлей.
Итоговое занятие. Проведение игр, выполнение упражнений и заданий, заслушивание сообщений учащихся по трем темам курса. Например: экономическое домино, найди в сказке экономику, незаконченный рассказ (сказка). Составление и решение кроссвордов. Итоговое занятие должно подготовить четвероклассников к выполнению социально-экономических проектов.
Раздел 4. Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей (8 ч)
Основные понятия: потребность, нужда, выбор, безопасность, здоровье, образование, информация, общение, способности.
Удовлетворение потребностей населения данной местности: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и сохранении здоровья, потребности в образовании, в проявлении способностей и интересов, в удовлетворении культурных запросов и потребности в информации, проект.
Коллективная разработка проекта по проблеме удовлетворения конкретной потребности населения с учетом возможностей местного хозяйства.
Методическое обеспечение программы.
Первый год обучения.
№ | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Проблема выбора (9 часов) | Учебная игра, круглый стол, дискуссия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа, решение проблемных ситуаций. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Конкурс творческих работ |
2 | Деньги (7 часов) | Деловая игра, занятие в группах. | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа, эвристический метод. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Защита проектов «Зачем нужны деньги?», «Деньги в разных странах мира» |
3 | Доходы и расходы (9 часов) | Учебная игра, экскурсия, дискуссия, круглый стол | Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Деловая игра «Как вести учет доходов и расходов?» |
4 | Покупатель и продавец (9 часов) | Деловая игра, занятие в группах, экскурсия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа, | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Защита проектов, Экономическое поле чудес |
Второй год обучения.
№ | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Труд (8 часов) | Учебная игра, круглый стол, дискуссия, экскурсия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа, решение проблемных ситуаций. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Конкурс творческих работ |
2 | Собственность (7 часов) | Учебная игра, круглый стол, дискуссия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Деловая игра |
3 | Домашнее хозяйство (9 часов) | Учебная игра, круглый стол, дискуссия. | Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, эвристический метод | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Защита проекта «Бюджет семьи |
4 | Школьное хозяйство (10 часов) | Деловая игра, занятие в группах, экскурсия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Игра –путешествие В страну «Школярию» |
Третий год обучения.
№ | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Местное хозяйство (11 часов) | Деловая игра, занятие в группах, экскурсия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа, решение проблемных ситуаций. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Конкурс работ «Что ты знаешь о местном хозяйстве?» |
2 | Управление местным хозяйством (7 часов) | Учебная игра, круглый стол, дискуссия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Конкурс проектов «Если руководителем нашего хозяйства был я..» |
3 | Мир труда и профессий (6 часов) | Экскурсия, социологическое исследование, интервью | Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, эвристический метод | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Турнир юных знатоков - экономистов |
4 | Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей (10 часов) | Деловая игра, занятие в группах, экскурсия | Беседа, рассказ, практическая деятельность, групповая работа. | Тетрадь творческих заданий И.А.Сасова, М.М.Фирсова «Экономика», плакаты, раздаточный материал. | Защита проектов, викторина, тест. |
Литература для учителя:
А.Сасова, М.М.Фирсова, «Экономика для младших школьников», пособие для учителя. Издательство «ВИТА пресс».
Литература для учащихся:
Тетрадь творческих заданий «Экономика», авторы: И.А.Сасова, М.М.Фирсова, 2 класс, 3 класс, 4 класс.
Издательство «ВИТА пресс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по легкой атлетики для учащихся 1 – 4 классов МОУ «СОШ № 40» (7 – 10 лет)
Программа секции легкой атлетики общеобразовательной школы рассчитана на школьников в возрасте от семи до десяти лет. Она предусматривает проведение теоретических и практически...
Программа дополнительного образования «Развивайка» по курсу: оздоровительная гимнастика (1-2 класс)
Курс направлен на профилактику ортопедических нарушений обучающихся начальной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы
Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) д...
Рабочая программа дополнительного образования «Мы говорим и поём по-английски» 1 класс.
Программа дополнительного образования детей «Мы говорим и поём по-английски» 1 кла...
Методические рекомендации проведения занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения).
В методических рекомендациях предлагается вариант по проведению занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения). Данная музейно-пед...
Программа дополнительного образования по английскому языку для учащихся 2-3 классов
Программа дополнительного образования по курсу "Английский с увлечением" расчитана для учащихся 2-3 классов.Данный курс расчитан на 35 ч.(один раз в неделю) и имеет типичные ситуации общения...
Конспекты занятий по программам дополнительного образования с использованием дистанционных форм обучения
В данном документе представлены варианты оформления конспектов занятий по программам дополнительного образования эколого-биологической направленности, проведенных в условиях дистанционного обучения. З...