Практико-ориентированные задания как один из способов формирования математической грамотности.
учебно-методический материал по математике (3 класс)
В представленном материале дается определение математической грамотности, актуальность ее вормирования и каким образом через практико-ориетированые задания можно ее развивать
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоритическая часть.
Практико-ориентированные задания как один из способов формирования математической грамотности.
В своем выступлении я расскажу о том, что такое математическая грамотность, актуальность её формирования и каким образом через практико-ориентированные задания можно её развивать.
Слайд 2. Основные понятия.
Основными признаками функционально грамотной личности являются: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
В современном мире для жизни необходимо не только знания, но и способность правильно оценивать изменения мира вокруг нас и возможность грамотного применения собственных познаний на практике. В этих условиях одной из задач педагога становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче воспринимают и усваивают.
Формирование математической грамотности предполагает обязательное применение математических знаний в практической деятельности. Одним из важнейших элементов в формировании и развитии математической грамотности учащихся являются практико-ориентированные задания.
Практико-ориентированные задания – математические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.
Слайд 3. Актуальность:
В чем же актуальность и необходимость развития математической грамотности у учеников начальной школы?
Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», в основе которой - умение личности ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.
Таким образом, актуальной задачей педагога сегодня является развитие функциональной грамотности школьников.
Слайд 4. Практико-ориентированные задания.
Использование практико-ориентированных заданий позволяет школьникам применять свои знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. При изучении нового материала необходимо опираться на уже имеющийся опыт обучающихся, а на этапе закрепления и систематизации полученных знаний целесообразно предложить школьникам такие задачи из жизни, при решении которых они должны использовать приобретенные ранее предметные знания и умения. В процессе решения практико - ориентированных заданий обучающиеся учатся рассуждать, предлагать и обосновывать свои способы решения, из которых затем в процессе коллективного решения выбирается наиболее рациональный способ.
Один из главных вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучающихся, составить увлекательное задание в проблемной ситуации, продемонстрировать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формулировку проблемного вопроса, чтоб школьник был заинтересован в поиске ответа.
Слайд 5. Структура учебных заданий и ситуаций
1-й компонент математической грамотности
- понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;
- задачи профориентационного направления, где помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д.
- оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Слайд 6.
2-й компонент математической грамотности
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
Слайд 7.
3-й компонент математической грамотности
– владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
Слайд 8. Подходы к подбору и составлению заданий
- Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
- В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы.
- Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.
- Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника.
- Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.).
Слайд 9. Контексты
- Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.).
- Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.).
- Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография).
Слайд 10
Практическая часть
Предлагаю подробнее рассмотреть по одному заданию каждого компонента, в которых описываются не только личностно-значимые для младшего школьника ситуации, но и задания, затрагивающие проблемы социального характера.
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников
Разработанные практико-ориентированные задачи вызывают интерес к изучению теоретического материала, и позволяют учащимся лучше овладеть предметными умениями. Именно такие задачи косвенно формируют и метапредметные умения, потому что обучающийся осознает практическую значимость математических знаний. Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах. Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что частое применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.
Таким образом, обучение математике с использованием различных практико-ориентированных заданий развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики
Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках мат...
Я конструирую задание, направленное на формирование математической грамотности
Содержание задачи направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 3-4 классов на уроках математики. Задание позволит учителю использовать его на разных этап...
Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.
Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей....
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
Практические задания на уроках математики...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
практико-ориентированные задания на уроках математики3-4 классы...
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»
Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...