Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.
учебно-методический материал
Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oshibkami_vystuplenie_na_rmo.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Работа над ошибками в начальной школе
как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.
Учитель начальных классов: Пищикова Л.Ю.
2021 – 2022 уч.год
Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей.
Ребенок приходит в 1 класс, имея различный уровень развития и подготовки. Перед учителем стоит задача формирования грамотного письма, а
для этого необходимо умение видеть орфограммы, определять их слабую позицию и находить проверочное слово (ставить в сильную позицию).
Вот поэтому важное место в формировании орфографической грамотности занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Прежде всего, необходимо выявить причины, которые порождают ошибки обучающихся:
1) слабое развитие познавательных способностей;
2) не видит орфограммы;
3) не умеет разграничить вид ошибки;
4) не знает алгоритм проверки
5) не умеет применить правило.
Разнообразные методы и приёмы зависят от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Чем старше ребёнок, тем больше возрастает самостоятельность работы над ошибками.
С целью активизации учебной деятельности обучающихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, необходимо использовать различные способы исправления ошибок (вынос номера орфограммы на поля, подчеркивание допущенной ошибки, выделение слова с допущенной орфограммой и т.д.). Выбор способа должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
В 1-2 классах работа над ошибками приносит эффективность в коллективной форме, так как еще не сформированы знания всех орфограмм, нет навыка самостоятельной работы, недостаточно четкое владение алгоритмом самостоятельной работы.
В 3-4 классах обучающихся можно разделить на 4 группы.
Каждая группа характеризуется как качественными, так и количественными показателями, что является основанием для применения того или иного способа исправления ошибки.
Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, систематически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления.
Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время самопроверки или взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.
Третья группа включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.
Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.
На протяжении обучения состав групп меняется в зависимости от уровня развития умения выполнять эту работу, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками.
Уроки, содержащие работу над ошибками, должны иметь в своей структуре следующие этапы:
1) анализ письменных работ;
2) повторение соответствующего теоретического материала;
3) показ учителем приемов работы над ошибками;
4) упражнения в закреплении данных орфограмм;
5) задание на дом.
Работа над ошибками - очень трудный этап для младших школьников, он требует огромного внимания со стороны учителя и родителей.
Поэтому:
- на собраниях и консультациях для родителей провожу обучение правильной работе над ошибками, даю советы по предупреждению ошибок, знакомлю с нормативами оценивания письменных работ;
- с 1 класса даю детям памятку по работе над ошибками;
- при проверке тетрадей орфографическая ошибка выносится за поля (/) и указывается номер орфограммы, пунктуационная ошибка - галочка на полях.
Важно, чтобы обучающиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные обучающимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.
«Общий принцип исправления ошибок, сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, а чтоб ученики работали над своими ошибками».
Н.С. Рождественский
А работать они будут тогда, когда им будет ясно, что нужно делать.
У каждого моего ученика есть памятка.
Работа над ошибками
Ошибки в написании | Алгоритм работы над ошибками | |
1 | Пропуск, перестановка, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма. | Запиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка. |
2 | Заглавная буква в начале предложения. Дети ждали приезда отца | Запиши предложение правильно. |
3 | Заглавная буква в именах собственных, Россия, Рубцовск, Алей, Ирина, Барсик. | Запиши слово правильно, приведи пример. |
4 | Перенос слова. Предпочтителен такой перенос, при котором части слова не разбиваются (подо-ждать по-гулять) | Запиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса. Сос|на .Приведи пример. |
5 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова: квартира (по словарю) | Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, приведи пример. |
6 | Непроверяемые согласные в корне слова: вокзал (по словарю) | Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример. |
7 | Гласные –и, - а,-у после шипящих согласных: мыши, чаща, щука. | Запиши слово, подчеркни орфограмму, приведи пример. |
8 | Проверяемые безударные гласные в корне слова: трава - травы | Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример |
9 | Парные согласные в корне слова: завод – заводы, берёзка- берёзы | Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример |
10 | Непроизносимые согласные в корне слова: устный – уста, честный – честь, опасный - опасен | Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример |
11 | Сочетание –чк,- чн , щн, рщ пишется без мягкого знака: дочка, ночка, сливочный, овощной. | Запиши слово. Подчеркни сочетание, приведи пример. |
12 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: конь, вольно, ходьба | Запиши слово правильно, приведи пример. |
13 | Буквы ь и ъ разделительные въезд, объявление, бьёт, полью | Определи часть слова. Запиши слово правильно, приведи пример. |
14 | Безударные гласные – е- -и- в окончаниях имён существительных узнал (о чём)?)о газете ( 1-е скл., пр.п.) рассказал (о чём?) о журнале, ( 2-е скл., пр. п.), написал (о чём?) о повести ( 3-е скл., пр.п.) | Выпиши словосочетание с вопросом. Определи склонение и падеж имён существительных. Вспомни правило, запиши слово верно. Выдели окончание, приведи пример. |
15 | Мягкий знак на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих речь (ж.р.); ключ (м.р..) | Определи род и склонение имени существительного. Вспомни правило. Запиши слово правильно, приведи пример. |
16 | Удвоенные согласные в корне слова Пассажир ( по словарю) | Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример |
17 | Удвоенные согласные на стыке частей длинный, рассвет | Напиши слово. Выдели части слова. Подчеркни удвоенную согласную, приведи пример |
18 | Правописание приставок заехал, приехал | Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Если слово с приставкой, запиши его и выдели приставку, приведи пример. |
19 | Гласные – о, - е- в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц. ключом, полотенцем, ершом | Определи падеж существительного. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример. |
20 | Правописание предлогов с существительными и местоимениями: по_небу (какому?) по_темному небу разговаривал (с кем?) со мной | Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши правильно, приведи пример |
21 | Гласные ё – о после шипящих в корне слова: Жёлтый – желтеть, шёпот – шептать. Запомни: шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок. | Запиши слово правильно. Подбери родственное слово так, чтобы в нем была буква -е- напиши его, приведи пример. |
22 | Буквы и –ы после ц:
ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал. | Определи часть слова. Запиши правильно. Выдели часть слова, приведи пример. |
23 | Соединительные гласные о и е Луноход, землетрясение | Определи корни сложного слова. Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчерни соединительную гласную, приведи пример. |
24 | Безударные гласные в окончаниях прилагательных: летом - (каким?) ранним | От существительного задай вопрос к прилагательному, запиши. Выдели окончание у вопроса и у прилагательного, приведи пример. |
25 | Безударная гласная в личном окончании глагола: Знает (знать1спр.), бреет(брить1спр.искл.) Пилит(пилить 2спр.) Слышит ( слышать, 2 спр искл) ЗАПОМНИ! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть. Остальные глаголы I спряжения. | Определи время глагола. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Запиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример. |
26 | Гласная в окончании глагола прошедшего времени: сосна(ж.р.) скрипела(ж.р.) дерево(ср.р.) скрипело(ср.р.) | Определи время, род глагола. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример. |
27 | Мягкий знак после шипящих в окончании глагола 2-го лица единственного числа: стучишь ( 2-е л. ед.ч.) | Определи лицо, число глагола. Вспомни правило. Напиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример. |
28 | Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола (что делать?) беречь | Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола. Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, приведи пример. |
29 | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами: Не печалься | Найди частицу. Определи часть речи. Запиши верно, подчеркни орфограмму, приведи пример. |
30 | Глаголы с - тся, -ться: он (что делает?) учится ( 3-е л.); хочет ( что делать?) учиться ( неопр.ф.) | Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола. Запиши слово правильно, приведи пример. |
31 | Гласные и согласные в изученных приставках суффиксах. полетели, забежали, пошли, отвозить; учитель, водитель, строитель | Запиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), приведи пример. |
32 | Звонкие и глухие согласные в приставках сделать, подпрыгнуть, разболтать, раскатать, сбегать, склевать. | Запиши слово правильно, выдели приставку, приведи пример |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Работа над ошибками в начальной школе
Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...
Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической зоркости
Работа над ошибками в начальной школе...
Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...
Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению....