Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
учебно-методический материал по математике (3, 4 класс)
практико-ориентированные задания на уроках математики3-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_gram_bag.docx | 327.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Московская Афанасьевский муниципальный округ Кировской области |
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий» |
|
Быданцева Анжела Геннадьевна учитель начальных классов 11.02.2024 |
Методическая разработка по теме:
"Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий на уроках математики"
Современное общество постоянно обновляет свой взгляд на содержание образования. Сейчас главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. Одно из направлений функциональной грамотности - математическая грамотность.
Начальное звено образования – это несомненный фундамент школьной учебы, поэтому, крайне важно именно в начальной школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, то есть закладывать основы функциональной грамотности.
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.
Математическая грамотность – это способность ребенка
проводить математические рассуждения и формулировать, применять,
интерпретировать математику для решения проблем в различных жизненных
ситуациях.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов
1.Ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3. Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы)
В начальной школе нужно научить решать различные виды задач. Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в 3-4 классе, когда от ребят требуется применение практических действий. Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни.
Моя задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Я решила заняться поиском и созданием банка практико-ориентированных заданий как средство формирования математической грамотности младших школьников.
И определила задачи:
- изучить материалы по данной теме
- адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе;
- проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;
- проанализировать результаты и наметить дальнейшую работу с учетом выявленных результатов.
Практико-ориентированные задания - это текстовые задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельност
А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные к жизненным ситуациям.
На этапе актуализация знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки, направленные на формирование математической грамотности. Такие задания я называю «Задачки для раскачки». Решение таких задач занимает от минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными типами логических задач, тем самым пополняется запас заданий по математической грамотности.
Задачи на формирование математической грамотности младших
школьников я применяю на этапах – изучение нового материала,
закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваясь от
раздела и темы урока.
Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й
компонент математической грамотности – понимание учеником
необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных
задач; задачи профориентационной направленности (называю их задачки от
профессионалов) где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру,
продавцу, водителю, воспитателю лагеря и т.д., оценка разнообразных
учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения
математических знаний, умений.
2-й компонент математической грамотности использую при изучении
тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».
При изучении раздела «Числа от 1 до 1000 (сложение и вычитание)», я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
В конце учебного года, планирую диагностическую работу по определению сформированности математической грамотности, проанализирую достижения каждого ученика и заполню Листы индивидуальных достижений. Данный мониторинг позволит увидеть, чего достиг каждый мой воспитанник в течение учебного года, анализ позволит спланировать работу и поставить цели на новый учебный год.
Данный опыт предполагает преемственность - гибкий переход из начальной школы в основное звено обучения: учителю математики будет легче спланировать работу по формированию математической грамотности с Листами индивидуальных достижений в основной школе.
Таким образом, в реализации своей системы работы считаю важным, что накопленный банк практико-ориентированных заданий и разработанные дидактические материалы будут способствовать формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышается качество обучения, возможность готовности детей к жизни.
В перспективе планирую обобщить и распространить свой опыт на разных уровнях, продолжить пополнять банк методических идей, направленный на формирование математической грамотности младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 3 класса.
- Диаграмма сформированности математической грамотности
обучающихся 3 класса сентябрь 2020г.
- Основные понятия теоретической базы опыта.
- Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников.
- Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников.
- Контексты.
- Лист индивидуальных достижений обучающегося по формированию математической грамотности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая работа
по определению математической грамотности
обучающихся 3класса
МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 1. «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.
Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 шт.
Б. 20шт.
В. 100шт.
Г. 25шт.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?
Ответ:__________________________________________
Задание 2. «Кинотеатр».
В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.
Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
А. 16:30
Б. 16:20
В.16:00
Г. 16:10
Вопрос 2/2.В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут с подругой?
Ответ:_________________________________
Задание 3. «Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.
Список |
Молоко «Простоквашино» Хлеб Сметана |
Витрина магазина:
Продукты | Цена |
30 рублей | |
28 рублей | |
42 рубля |
Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Числовое выражение:_______________________________________
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?
Ответ:________________________________________________________
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 4. «Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?
Решение:______________________________________________
Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?
Ответ:____________________________________
Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты.
Ответ:_______________________________________
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?
Ответ:____________________________________________
Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.
Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 |
2 цифра | Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 |
3 цифра | Произведение чисел 135 и 0 |
4 цифра | Во сколько раз 24 больше 8 |
Ответ:_______________________________________
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?
Ответ:________________________________________________________
Задание 7. «Денежная валюта».
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.
Ответ:____________________________________________________________
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?
Ответ:______________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников
- Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
- В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы.
- Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.
- Содержание задания ориентировано на требования к обязательной математической подготовке (ФГОС НОО, предметные и метапредметные планируемые результаты обучения).
- Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника.
- Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
- Используются возможности разной формы записи ответа (выбор, краткий, развернутый).
- Приоритет заданий, решаемых разными способами.
\
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Лист индивидуальных достижений обучающегося
по формированию математической грамотности
Класс:__________
Год обучения______________________
ФИО ученика:_________________________________________________
Компоненты | Задания | Уровень выполнения заданий | |||||||||||||||||||
I компонент | Жизненные задачи | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
Задачи профориентационной направленности | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
Оценка ситуаций | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
II компонент | Геометрические задачи, связанные с жизнью | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
III компонент | Задачи семейно-практического характера | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
МГ – решил сам
МГ – решил с помощью…
МГ – придумал задание сам (урок, д\з)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Формирование предметных и метапредметных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения"
Эта методическая разработка поможет Вам при подготовке урока литературного чтения в начальной школе....
Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики
Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках мат...
«Формирование математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций».
В работе представлены задания на развитие математической грамотности....
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
Практические задания на уроках математики...
Методические рекомендации по формированию математической грамотности младших школьников.
В работе даны рекомендации как формировать математическую грамотность у обучающихся 1-4 классов....