Тематические карты по математике
план-конспект урока по математике (2 класс)

Шакирова Эльза Раисовна

Математика в начальной школе служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Знания и умения, приобретённые при изучении математики, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.

Цели изучения математики в начальной школе:

  1. Математическое развитие младшего школьника.

  2. Освоение начальных математических знаний.

  3. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики.

  4. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В федеральном базисном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего — 540 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика Класс 4 «Б» Учебник (УМК): Школа России (М.И. Моро) Тема урока: приём письменного деления на трёхзначное число

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:учебник М.И.Моро «Математика» 4 класс,2 часть, таблица, средства обратной связи (круги красного, жёлтого и зелёного цвета) экран.

Цель урока: познакомить с делением на трёхзначное число.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений

результатов

Предметные Д

Составить алгоритм письменного деления на трёхзначное число, когда в записи

частного две цифры.

Метапредметные

Познавательные УУД

Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Выбирать наиболее эффективный способ решения задания в зависимости от

ситуации;

Регулятивные УУД

Формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности; формировать установку на улучшение результата своей деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение,

аналогия.

Коммуникативны

е УУД

Формировать умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные

Формировать осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;

Формировать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно-

- Здравствуйте ребята, посмотрите

Дети читают стихотворение хором,

Коммуникативные:

мотивациооный

на экран и прочитайте хором стихотворение.

Математика пришла! Занимай свои места.

Математика сложна, но скажу с почтением:

Математика нужна, всем без исключения!

- Девиз нашего урока: Орешек знаний тверд

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет Желание – хочу всё знать!

передавая жестами и мимикой восклицательную интонацию.

Формировать умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать        в

коллективном обсуждении проблемы.

Актуализация

знаний

  • откройте тетрадь, запишите число

классная работа.

Устный счет. (примеры записаны на доске в 3 столбика по 4 примера)

  • решите примеры устно:

71 : 8 = 8 (ост 7)        39 : 6 = 6 (ост 3)

34 ∙ 2 = 68        8 : 3 = 2 (ост.2)

65 : 9 = 7 (ост 2)        125 ∙ 3 = 375

29 : 7 = 4 (ост 1)  22 : 5 = 4 (ост 2)

521 ∙ 2 = 1042

25 : 4 = 6 (ост 1)  59 : 6 = 9 (ост 5)

73 ∙ 4 = 292

Проверка: ответы появляются на слайде после ответов детей.

-Ребята, помогите мне решить задачу.

Сколько букетов можно составить из 22 цветков?

Решают примеры и задачу.

Познавательные:

Выбирать                наиболее эффективный                        способ решения        задания        в зависимости от ситуации; Регулятивные: Формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

формировать установку на улучшение результата своей деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Личностные: Формировать

осознание своих возможностей в учении на

22 : 3 = 7 букетов (ост.1)

22 :5 = 4 букета (ост.2)

22 : 7 = 3 букета (ост.1)

22 : 9 = 2 букета (ост 4) из ост 1 букет по 3 цв.

На прошлых уроках мы с вами изучали письменное деление на двухзначное число. Расскажите мне алгоритм деления:

Называют алгоритм деления на двухзначное число: Алгоритм деления:

1. Прочитай и запиши пример. 2. Выдели первое неполное делимое и установи число цифр в частном. 3. Раздели неполное делимое на делитель и найди цифру частного. 4. Умножь, узнай, сколько разделил. 5. Вычти, найди остаток. 6. Остаток сравниваем с делителем – проводим контроль. 7. Образуй следующее неполное делимое и продолжай деление так же до конца. 8. Если в конце деления получился ноль – деление  без  остатка,  если  осталось

число, меньшее делителя - пример с остатком.

основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;

Самопределение к деятельности

  • Незнайка не может решить примеры, помогите ему. (прошу выйти к доске и решить примеры трёх учащихся. Остальные решают в тетради.)

245 : 35 = 8

512 : 64 = 8

1368 : 342 =

  • все        ли        примеры        вы        решили правильно?
  • Какой прием будем использовать при решении примера?
  • В чём возникло затруднение?

Решают примеры.

  • нет,        последний        пример        не смоглирешить.

  • не умеем делить на трёхзначное число

Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Выбирать                наиболее эффективный                        способ решения        задания        в зависимости от ситуации; Коммуникативные: Формировать умение

слушать и вступать в диалог;

  • Почему возникло затруднение?

  • Какова же цель нашего урока?
  • Сформулируйте тему нашего урока. «Письменное деление на

трёхзначное число»

- научиться делить на трёхзначное число

.

Участвовать        в

коллективном обсуждении проблемы.

Изучение        нового матпериала

  • Ребята, наша трудность возникла при решении примера. Вы хотите преодолеть эту трудность?

На доске пример:

72 : 24 = 3

738 : 246 = 3

  • Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 738 на 200. Для этого 7 разделим на 2, в частном получим 3. Это пробная цифра.

Умножим 246 на 3, получится 738.

Значит частное 3.

  • откройте учебник на странице 60 и прочтите правило, всё ли верно мы решили?
  • решим № 287 на с.60 учебника. Вам нужно выполнить деление с объяснением.

1-й пример:

954 : 318 , чтобы легче было найти цифру частного, разделим 954 на 300, для этого разделю 9 на 3, в частном получим 3. Это пробная цифра. Умножим 318 на 3, получим

954. Значит частное 3.

2-й пример 876 : 219 самостоятельно в тетради.

Читают правило

Выполняют решение №287

2940:735=

Регулятивные: Формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности; формировать установку на улучшение результата своей деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Личностные: Формировать осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников; Формировать стремление к приобретению        новых знаний и умений.

- Объясняя так же, найди частное и

остаток №287 (3).

2900:700=4 (ост 140)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Выполняют физминутку.

Закрепление изученного материала

  • Ребята, мы решили примеры когда в частном 1 цифра, а может больше быть в частном?
  • А как можно ещё решить примеры? (столбиком)
  • Хотите научиться?
  • выполним №292

Первое неполное делимое -818 десятков. В записи частного будет 2 цифры.

Разделю 818 на 341. В частном получим 2 десятка. Узнаем сколько десятков разделили – умножу 341 на 2, получу 682. Узнаем сколько десятков осталось разделить вычту 682 из 818, получу 136 – столько десятков

осталось разделить.

- да.

Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Выбирать                наиболее эффективный                        способ решения        задания        в зависимости от ситуации; Регулятивные: Формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

формировать установку на улучшение результата своей деятельности.

Мыслительные        операции,

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше чем 341.

Второе неполное делимое – 1364 единицы.

Разделю 1364 на 341, получу 4 – столько единиц будет в частном. Умножу 341 на 4, получу 1364. Все единицы разделили.

Закрепление решения примеров столбиком.

№293 (выполнение деления с объяснением столбиком)

  • Выполните эту работу в парах, объясняя друг другу ход решения по алгоритму. (на партах у каждого ученика лежат карточки с алгоритмами деления).
  • молодцы ребята, справились с этим заданием.
  • а теперь решите задачу №289.

  1. Прочитайте        задачу самостоятельно про себя, затем вслух.

  1. О чем говориться в задаче?

  1. Что известно?

  • о простынях

  • что на 21 простыню для детей расходуется столько же полотна, сколько на 15 простыней для взрослых.

  • сколько полотна расходуется н 1 простыню для взрослых.

необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать        в

коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: Формировать осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников; Формировать стремление к приобретению        новых знаний и умений.

Кол-во простыней

Расход полотна на 1 простыню

(см)

Детские

21

1м50см=150см

Взрослые

15

?

Всего

?

  1. Что необходимо узнать?

  1. Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
  2. Во сколько действий будем решать задачу?
  3. Каким действием мы найдем ответ на 1 вопрос? (*) На 2 вопрос?(/)
  4. составьте краткую запись к задаче.

11.Решите самостоятельно, сверьте с доской. Длину выразите в сантиметрах (1 уч-ся у доски)

  • нет. Потому что не знаем сколько полотна расходуется на 15 простыней.

  • в 2 действия

  • 1 действие умножение, 2 действие деление.

1м 50 см= 150 см.

  1. 21*150=3150(см)        –        уходит полотна на детские простыни.
  2. 3150/15=210        (см)        –        уходит полотна на взрослые простыни Ответ: 210 см расходуют на 1 простыню для взрослых.

Рефлексия. Итог.

  • Какова была цель нашего урока?
  • Кто смог достичь её

самостоятельно? (дети поднимают круги зелёного цвета)

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в

диалог;

  • Кому на уроке требовалась помощь? (поднимают круги красного цвета)
  • Как вы думаете, кто из ребят больше всех внёс вклад в решение проблемы?
  • Поблагодарим их аплодисментами.
  • Давайте вернёмся к народной мудрости и ответим на вопрос:

«Недаром ли прошёл для тебя сегодня урок математики?» Чему ты научился на уроке?

Участвовать        в

коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: Формировать осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Тема: «Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; повторение единиц времени, через создание проблемной ситуации.

 

Планируемые результаты:


Предметные:
- знать, приём деления, основанный на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
- уметь решать задачи с действием умножения и деления;
- уметь показывать время на часах.

Личностные:

- уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;

- оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», Математика Моро М. И., 2 класс, 2 часть; презентация, раздаточный материал, часы на доске.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Доброе утро, ребята, я очень рада вас видеть. Для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу.
- Молодцы, теперь мальчики сядут тихо, а тише них сядут девочки.

- Приветствуют учителя;

- Настраиваются на продуктивную работу;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

фронтальный опрос

Наглядный

демонстрация

Словесный

беседа

6 мин

Записываем число.

- Ребята, что вы можете мне рассказать о числе 15?

Устный счёт

а)Нужно заменить сложение умножением и найти значение  результата

7+7+7+7=

3+3+3+3+3=

6+6+6=

5+5=

б) Найти значение выражения

 17+5=                       13+9=                     17- 8=

15 + 8=                      25 +6=                     34-5=

89-8=                         1*5 =                       0*23=

Работа в парах 

- В парах повторите названия компонентов при сложении,  умножении, делении.

- Сейчас выполним задание  с  компонентами при сложении и умножении (карточки на доске)

слагаемое

множитель

сумма

слагаемое

множитель

произведение

11 апреля.

Классная работа.

- Натур., двузнач., нечет., сост. из 5 ед. и 1 дес., дес. меньше ед. на 4, стоит после числа 14 и перед числом 16. Сумма цифр равна 6.

- 21

-15

-18

-25

- Ответы.

- Повторяют компоненты.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П (общеуч): решение рабочих задач

III. Постановка учебной задачи

Проблемное задание

Тема

Цель

2 мин

Проблемное задание

- Попробуйте, используя связь компонентов умножения, составить примеры на деление, т.е. найти частное.

3* 2=6

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься, как вы думаете, как называется наша тема урока?

Тема: «Приёмы деления»

- Давайте поставим цель:

- 6:2=3   6:3=2

- Примерные ответы детей.

- Освоить приёмы деления.

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

беседа

Наглядный:

Краткая запись

Практический:

Работа с учебником

Работа над задачей

Работа у доски  

15 мин

- В учебнике на стр.73 № 1, используя произведение, найдем частное.

- Кто хочет сделать первый столбик у доски? (меняются)

 4 . 3=12                              6 . 5= 30                      10 . 2 =20

12 : 4 =…                         30 : 5 =…                       20 : 10 =…

12 : 3 =…                          30 : 6 =….                      20 : 2 =…

- Прочитайте задачу № 4

Работа над задачей.

- Ребята давайте заполним краткую запись

Продали –

Осталось –

Было –

Беседа по задаче.

- Запишите решение и ответ.

- Посмотрите, что изображено на доске?

C:\Users\AdminAnna\Desktop\ьор.png

- Что с ними не так и для чего они нужны?

- Как вы думаете, для чего нам сейчас нужны эти часы без стрелок?

- Верно и так, первое задание:

Во сколько начинается первый урок?

- Возьмите ручку и покажите стрелками на часах это время.

- Ребята, верно ли нарисованы стрелки?

- Хорошо, следующее задание:

Сколько время будет после второго урока?

- Кто покажет нам это время?

- Последнее задание:

Какое время будут показывать часы через 2 часа 30 минут?

- Молодцы, покажите это на последних часах.

- Что мы сейчас с вами делали? Что повторили?

- Сейчас давайте немного отдохнём.

- Один у доски, другие в тетрадях.

- 3, 4       6, 5     2, 10

- 50 тетр.

На 27 мен.

?

1) 50-27=23(тетр.)- осталось.

2) 50+23=73(тетр.)- Было.

                 Ответ: 73 тетради.

- Часы.

- Нет стрелок. Для того, чтобы знать время.

- Мы будем рисовать стрелки.

- 8:30

- 1 ученик.

- Да, часовая меньше, минутная больше.

- 10:00 мы идём в столовую.

- 1 ученик.

- Через 2 часа будет 12 и ещё 30 минут 12:30.

- Показывали время. Повторили единицы времени.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Динамическая пауза

1 мин

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели.

В руках ландыши запели.

- Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:

Беседа

Практический:

Работа над обратными задачами

Наглядный:

Схем. рисунок

5 мин

- Отдохнули!

- А сейчас я предлагаю вам решить задачу и составить обратные задачи к ней.

«В одной корзине 3 шишки. Сколько шишек будет в 5 таких корзинах?»

- Давайте сделаем схематичный рисунок к задаче.

- Каким действие решается эта задача?

- Давайте составим обратные задачи.

а) «В 5 корзинах 15 шишек. Сколько шишек в одной корзине?

б) «В одной корзине лежат 3 шишки. Всего в корзинах 15 шишек. Сколько понадобилось корзин?»

- Вы отлично справились.

- Анализируют.

- Один ученик работает у доски.

- Умножением. 3*5=15(шиш) – в 5 корзинах.

- 15 : 5 = 3 (шиш.)

- 15 : 3 = 5 (корз.)

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

сам-ая работа

Взаимопроверка по эталону

4-5

мин

- Сейчас самостоятельно в тетрадях выполняем №2.

1 ряд – 1 столбик

2 ряд – 2 столбик

- Готовы. Меняемся тетрадями, берём простой карандаш и проверяем по эталону. Если верно «+», не верно «-».

- Выполняют работу.

- Проверка. 

Р: осуществлять итоговый контроль.

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

Домашняя работа

3 мин

- Давайте вспомним цель, которую мы ставили.

- Поднимите руку, кто достиг данной цели.
- Теперь те, кто не до конца достиг, кому нужно ещё поработать.

- Не переживайте, дома вы сможете закрепить то, что мы сегодня изучали.

Домашняя работа

Учебник: стр. 73 № 3, 8

- Освоить приёмы деления.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня. У вас на столах лежат карточки, заполните их:

- На уроке мне понравилось _________________

- На уроке я узнал __________________________

- На уроке я не понял ________________________

- Урок закончен.

- Оценивают свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая карта по краеведению

вариант опоры для учителя для проведения занятий (классных часов, клубных часов в ГПД при отсутствии часов на предмет)...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок обучения грамоте "Звук "о", буква "о" (предметно-тематическая карта).

Предметно-тематическая карта     1-б класс    МБОУ «СОШ № 176»    Учитель: Косарева И.Г.ПредметОбучение грамоте (литературное чтение)ТемаЗвук «о», бук...

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс

Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки  и закрепления пройденного материала в домашних условиях....

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 2 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование  по  математике  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 3 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для о...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...