Программа учебного предмета " Занимательная математика"
рабочая программа по математике (1 класс)
Программа учебного предмета " Занмательная математика" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zanimatelnaya_matematika_1_klass.docx | 46.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор ОУ ____________ _
Протокол № 1 от ___2023г Приказ № от ____.2023г
П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 1 класса
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» разработана для учащихся 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.).
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность и перспективность курса программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся 1 класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель курса «Занимательная математика» – развить математические способности учащихся, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения
Основные задачи:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приёмов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Место занятия в учебном плане
Программа для 1 класса рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю. Содержание занятия отвечает требованию к организации учебного предмета: соответствует курсу “Математика” и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Предполагаемая результативность программы/ планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
Содержание программы
1 класс
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (из счётных палочек). ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | |
план | Факт | |||
Раздел 1 «Общие понятия» | 6 | |||
1 | Классификация предметов по различным признакам. Понятия «один», «много», «право», «лево», «раньше», «позже», «потом», «после этого». Задачи-шутки, задачи-загадки. | 1 | 1.09 | |
22. | Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. | 1 | 8.09 | |
3.3 | Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Математические фокусы. | 1 | 15.09 | |
44. | Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. | 1 | 22.09 | |
5.5 | Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение, решив уравнение. | 1 | 29.09 | |
66. | . Решение задач | 1 | 6.10 | |
Раздел 2 «Элементы истории математики» | 6 | |||
77. | Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. | 1 | 13.10 | |
8.8 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино. Ребусы. | 1 | 20.10 | |
99. | Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. | 1 | 27.10 | |
110 | Головоломки. Кроссворды. | 1 | 10.11 | |
111 | Ребусы. Шарады. | 1 | 17.11 | |
112. | История вычислительной техники. Первый компьютер. | 1 | 24.11 | |
Раздел 3 «Числа и операции над ними» | 6 | |||
113. | Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. | 1 | 1.12 | |
114. | Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. | 1 | 8.12 | |
115. | Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи-шутки, задачи-загадки. | 1 | 15.12 | |
116. | Задачи-шутки, задачи-загадки. | 1 | 22.12 | |
117. | Игра-путешествие. | 1 | 29.12 | |
118. | Пословицы, крылатые слова. Игра «Думай, считай, отгадывай». | 1 | 12.01 | |
Раздел 4 «Занимательность» | 9 | |||
119. | Математические игры: «Затейные задачи», «Магические квадраты». | 1 | 19.01 | |
220. | Математические игры: Примеры «с дырками». Ребусы. Задачи повышенной сложности. | 1 | 26.01 | |
221. | Час весёлой математики. Игра «Считай – не зевай!», Задачи на сообразительность | 1 | 2.02 | |
222. | Час весёлой математики. Игра «Великолепный математик». Волшебное число 0. Кто придумал 0? | 1 | 9.02 | |
223. | Час весёлой математики. Задачи на сообразительность | 1 | 16.02 | |
224. | Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды. | 1 | 1.03 | |
225. | Клуб весёлых математиков | 1 | 15.03 | |
226. | Интеллектуальный марафон. | 1 | 22.03 | |
227. | Урок – путешествие. | 1 | 5.04 | |
Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» | 6 | |||
228. | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. Цвета радуги. Их очерёдность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами. | 1 | 12.04 | |
229. | Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины. | 1 | 19.04 | |
330. | Ломаная линия. Длина ломаной. Игра «Запутанные маршруты». | 1 | 26.04 | |
331. | Решение задач на развитие пространственных представлений. Настольные игры-соревнования. | 1 | 3.05 | |
332. | Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат». | 1 | 10.05 | |
333. | «Разные фигуры из одних и тех же частей». Загадки о геометрических фигурах. Из истории «О названиях геометрических фигур» | 1 | 17.05 24.05 | |
Итого: | 33 |
Информационно-методическое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами: 0, 1, 2, 3, 4, … , 9, 10 и знаками.
3. Электронные издания для младших школьников: “Математика и конструирование”, “Считай и побеждай”, “Весёлая математика” и др.
4. Карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
5. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
6. Набор “Геометрические тела”.
7. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20»; «Вычитание в пределах 10; 20»;
8. Палитра – основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам “Сложение и вычитание до 10»;
9. Таблицы для начальной школы «Математика»;
Литература для учителя
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. – № 7.
- Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. – Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб. : Союз, 2001.
- Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М. : АСТ, 2006.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала “Вне урока”: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса “Кенгуру”.
- http://4stupeni.ru/stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com– “Сократ” – развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Предполагаемая результативность программы/ планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Программа по предмету "Занимательная математика"
Программа по факультативному предмету "Занимательная математика" расчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Включает в себя пояснительную записку, учебно- тематический план, ожидаемые рез...
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...
Рабоча программа учебного предмета "Занимательная математика"
Рабочая программа учебного предмета "Занимательная математика", рассчитанная на 3 года обучения:2-4 класс....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная грамматика» 3, 4 и 4 дополнительный классы
Рабочая программа «Занимательная грамматика» для учащихся 3, 4 и 4 дополнительного классов является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начально...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 3 класс
Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами...
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика"
Рабочая программа по учебному предмету "Занимательная математика" будет полезна учителям, работающим по любому УМК....