Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики . В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная В.Н.Рудницкой (Сборник программ «Начальная школа XXI века».дораб.и доп.- – М.: Вентана-Граф, 2011 .)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_zanimatelnoy_matematike.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики . В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная В.Н.Рудницкой (Сборник программ «Начальная школа XXI века».дораб.и доп.- – М.: Вентана-Граф, 2011 .)
На изучение предмета «Занимательная математика» во 2 классе выделяется 33 часа (1 ч в неделю).
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
- создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
- выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
- мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1ч. |
2 | Занимательные задачи | 10ч. |
3 | Числа и операции над ними | 8ч. |
4 | Учимся отгадывать ребусы | 3ч. |
5 | Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» | 2ч. |
6 | Олимпиады, конкурсы | 3ч. |
7 | Наглядная геометрия | 3ч. |
8 | Жизнь замечательных людей | 2ч. |
9 | Подведение итогов | 1ч. |
Итого | 33 часа |
4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата провед. | Факт. |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | ||
2 | Знакомство с интересными приемами устного счёта. | 1 | ||
3 | Знакомство с классом тысяч | 1 | ||
4 | Упражнения с многозначными числами | 1 | ||
5 | Коллективный счёт | 1 | ||
6 | Числа-великаны | 1 | ||
7 | Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Математические горки». | 1 | ||
8 | Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем | 1 | ||
9 10 11 | Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными | 3 | ||
12 | Загадки - смекалки. | 1 | ||
13 | Обратные задачи | 1 | ||
14 | Задачи с изменением вопроса | 1 | ||
15 | Решение олимпиадных задач | 1 | ||
16 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | ||
17 | Решение нестандартных задач | 1 | ||
18 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | ||
19 20 21 | Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания | 3 | ||
22 | Выпуск школьной математической газеты: подбор материала | 1 | ||
23 | Выпуск школьной математической газеты: оформление. | 1 | ||
24 | Подготовка к школьной олимпиаде по математике | 1 | ||
25 | Подготовка к школьной олимпиаде по математике, к районной олимпиаде | 1 | ||
26 | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру» | 1 | ||
27 | Знакомство с объёмными предметами., | 1 | ||
28 29 | Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды цилиндра, конуса и шара. | 2 | ||
Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел. | 1 | |||
30 31 | Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором. | 2 | ||
32 | Математический КВН | 1 | ||
33 | Круглый стол «Подведем итоги». | 1 |
.
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Должны знать:
- свойства арифметических действий;
- разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
- названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов;
- биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
- принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».
6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Тетрадь на печатной основе для дифферецированного обучения и коррекции трудностей при изучении математики. Автор Е. Э, Кочурова
2. Методическое пособие «Математика. Методика обучения». Авторы: В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе.
3 Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
2 Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
3 «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету занимательный труд 3 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по предмету занимательный труд 4 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...
Рабоча программа учебного предмета "Занимательная математика"
Рабочая программа учебного предмета "Занимательная математика", рассчитанная на 3 года обучения:2-4 класс....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 3 класс
Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами...
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика"
Рабочая программа по учебному предмету "Занимательная математика" будет полезна учителям, работающим по любому УМК....