Программа по предмету "Занимательная математика"
рабочая программа по математике на тему

Дмитриева Светлана Владимировна

Программа по факультативному предмету "Занимательная математика"  расчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Включает в себя пояснительную записку,  учебно- тематический план, ожидаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по предмету «Занимательная математика»

Пояснительная записка

          Программа курса  «Занимательная математика» соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.  

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о истории развития математики в России.  Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
         Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
          Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
         Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
         Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
        Дети  на занятиях получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Программа составлена для обучающихся 4 класса. Рассчитана на  17  учебных часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Личностными результатами изучения курса в 3 классе

является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе

являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса в 3 классе являются формирование следующих умений.

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

-        правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
  • составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Учебно-тематический план 2 класс

Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как люди научились считать.

1

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

9. Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

12. Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

13. Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

16. «Газета любознательных».

2

проектная деятельность

17.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

20. Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

21. Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

31- 32.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

33.Математический КВН

1

работа в группах

34. Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Учебно-тематический план 3 класс

Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.

1

Решать удобным для себя способом (в том числе с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов,

 Решать комбинаторные  задачи с помощью «дерева выбора».

Выписывать множество всевозможных результатов простейших случайных экспериментов

Правильно употреблять термины «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно» при формулировании различных высказываний.

 Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий, вычислять вероятности событий в простейших случаях.

Проходить числовые лабиринты, содержащие несколько ворот.

Читать информацию, заданную с помощью  линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.

Строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в учебнике информации.

Решать удобным для себя способом (в том числе с  помощью таблиц и графов) логические задачи

Заполнять магические квадраты, треугольники.

Составлять магические квадраты, треугольники  для книги «Занимательная математика»

Решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие 4 арифметических действия.

Использовать в речи понятия «множество», «группы предметов», «элемент множества»; устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов; находить элементы определенных множеств в повседневной жизни.

Решать арифметические ребусы, числовые головоломки, содержащие 4 действия.

Составлять числовые головоломки, математические ребусы  для книги «Занимательная математика»

Объяснять решение задач по перекладыванию двух – трех палочек с заданным условием и решением.

Составлять алгоритмы решения простейших задач на переправу.

Составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания.

Составлять алгоритм поиска фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более 9).

Подбирать, оформление материалов для математической газеты.

Решать простейшие задачи на принцип Дирихле.

Решать задачи повышенной трудности.

Уметь объяснять, как получен результат заданного математического фокуса.

Решать задачи повышенной трудности.

Решение комбинаторных задач. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

2

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента.

1

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно». Задачи на вероятность событий.

1

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

1

Арифметические лабиринты.

1

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм.

2

Логические задачи.

2

Магические фигуры.

1

Проектная работа. Составление сборника математических заданий  «Занимательная математика»

2

Задачи на разрезание и составление фигур.

1

Практическая работа. Решение задач математического конкурса «Кенгуру»

3

Множество, подмножество, пересечение множеств. Объединение множеств.

2

Числовые головоломки.

1

Арифметические ребусы.

1

Задачи с палочками.

1

Затруднительные положения: задачи на переправы. Затруднительные положения: задачи на переливания.

Затруднительные положения: задачи на взвешивания.

3

Проектная работа. Математическая газета.

2

Задачи на принцип Дирихле.

1

Математические фокусы.

2

Математический турнир «Эрудит- шоу»

1

Содержание программы 2 класс

Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

 Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

 Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

 Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

 Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

 Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

 Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

 Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

 Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

 Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

 Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

 Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

 Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

 Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

 Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

 Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

 Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

 Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

 Задачи с многовариантными решениями.- 2час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 Математический КВН.-  1 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

 Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Содержание программы 3 класс

Решение комбинаторных задач – 3 ч.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.

Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты – 3ч.

Запись результатов случайного эксперимента.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно». Задачи на вероятность событий.

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Арифметические лабиринты – 1ч.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм- 2ч.

Логические задачи- 2ч.

Магические фигуры -1ч.

Проектная работа. Составление сборника математических заданий  «Занимательная математика» - 2ч.

Задачи на разрезание и составление фигур – 1ч.

Практическая работа. Решение задач математического конкурса «Кенгуру» - 4ч.

Множество, подмножество, пересечение множеств. Объединение множеств – 2ч.

Числовые головоломки- 1ч

Арифметические ребусы -1ч.

Проектная работа. Составление сборника математических заданий  «Занимательная математика» - 2ч.

Задачи с палочками- 1ч.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания – 3ч.

Проектная работа. Математическая газета -2ч.

Задачи на принцип Дирихле -1ч.

Математические фокусы-2ч.

Математический турнир «Эрудит- шоу» - 1ч.

                                               Литература:

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

План-программа проведения недели математики «Математика – гимнастика для ума» в начальной школе

Материал содержит план проведения недели математики в начальной школе. В плане приведены этапы недели, формы проведения мероприятий в рамках недели, деятельность обучающихся, родителей, учителей, форм...

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...

Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"

Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...

Конспект урока математики по теме: «Что узнали. Чему научились». 1 класс. Программа «Школа России» «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

ТЕМА: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.ТИП УРОКА: закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать изученный материал.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (предметные): знать название и последо...