Конспект комбинированного урока по математике и окружающему миру "Действия с многозначными числами. Загадки Вселенной"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Якшинская  Ольга Евгеньевна

Развитие математического мышления, закрепление умения выполнять действия с многозначными числами используя материал окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kombinirovannogo_uroka.docx17.83 КБ
Office presentation icon zagadki_vselennoy.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока -  закрепления по математике и окружающему миру:

«Действия с многозначными числами «Загадки Вселенной» (4 класс)

                               

 Цели:развивать математическое  мышление, повторить и  закрепить все действия с натуральными числами, формировать способность к сложению, вычитанию, умножению и делению многозначных чисел, развивать умения решать задачи.

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Что вы можете сказать о сегодняшнем дне?

 ( сегодня… ноября, вторник) Какой месяц? Время года (осень). Почему вы решили, что сейчас осень? ( второй месяц осени, видны природные изменения)

- Мы сегодня  на уроке математике попробуем разгадать некоторые загадки нашей вселенной.

2.Закрепление изученного материала.

-  Что такое Вселенная? ( звезды,  Солнечная система, другие галактики)

- Сколько планет нашей Солнечной  системы вы знаете? Назовите?

- Мы начнем с самой близкой и маленькой планеты – Меркурий.

- Запишем ее основные параметры:

Арифметический диктант

 1 вариант (индивидуальная работа на карточках)

- Планета Меркурий находится на расстоянии 58 млн км от Солнца, ее радиус равен 2439 км, минимальная температура на поверхности планеты минус 170 градусов, а максимальная – 425.

- Что вы можете сказать про число 2439? ( В нем 9 единиц, 3 десятка, 4 сотни и 2 тысячи;  всего 24 сотни, 243 десятка, 2439 единиц). Как найти диаметр планеты? 2439+2439=4878

- Следующая планета – Венера. В честь кого была названа планета?

- Расстояние от Солнца – 108 млн.км. радиус – 6051 км,

- Найдем диаметр (6051*2=12102)

 максимальная температура – 375 градусов, минимальная – 105.

- Как вы думаете, сможет ли жить кто-нибудь на этой планете? Почему?

- А теперь переходим  к нашем планете. Расстояние от Солнца  до Земли – 147 млн км, диаметр – 12742. Найдите радиус.

 Жизнь на Земле есть.

2 вариант. (групповая работа)

- Запишем диаметр, (величину) всех планет по порядку: Меркурий – 4878 км, Венера – 6051, Земля – 12102, Марс – 6794, Юпитер – 142 984, Сатурн – 120 536, Уран – 51 118км, Нептун – 49 532 км, Плутон – 2274км.

 -  Какая планета самая большая? ( Юпитер) Самая маленькая? (Плутон) На сколько? Как это узнать? ( Нужно из большего 142984-2274). ( На 140710 км)

- Что вы можете сказать о числах 142 984? ( 4 единицы, 8 десятков, 9 сотен, 2 тысячи, 4 десятка тысяч, 1 сотня тысяч;) 2274 ( 9 – единиц, 7 десятков, 2 сотни, 2 тысячи; всего: 22 сотни, 227 десятка, 2274 единицы)

3  Решение задачи.

 -  Представьте, что один ученый изобрел ракету, которая движется со скоростью 1000 км в час. Сколько времени нам понадобится, чтобы долететь до Солнца?  

    ( 147 000 000 : 1000 = 147000 часов)

       - А сколько это дней? Вспомним, в сутках – 24 часа. Посчитаем. Сколько это будет дней (147000:24=6125 дня).

       - А сколько это лет? Вспомним, сколько в году дней? (365) 6125:365=16 лет.

       Если вы вылетите сегодня, сколько будет лет, когда вы долетите до Солнца? ( 10+16=26) А сколько будет когда вернетесь? (42 года)

Физкультминутка. «Ракета»

    - Конечно, все загадки Вселенной мы не сможем разгадать, но вот вам еще

одна.

- В нашей Вселенной есть не только планеты. Встречаются там и малые тела, которые называются  - кометами.

Слово «комета» в переводе с греческого означает «волосатая», «длинноволосая». Кометы, пролетающие по небу, люди время от времени наблюдали ещё с глубокой древности. Считалось, что появление комет сулит разные дурные предзнаменования.

 Астроном Эдмунд Галлей доказал, что кометы, наблюдавшиеся в 1531, 1607 и 1683 годах - это на самом деле не разные кометы, а одна и та же, которая возвращается через определённый промежуток времени. Эта комета была названа его именем - комета Галлея.

Продолжить ряд многозначных чисел

- Подумайте  и скажите, через какое время пролетает комета над Землей? Продолжите, дописав 3-4 числа.

1531, 1607, 1683, 1759,…   (1835,1911, 1987,2063)

 - А вот еще одна история про нашу Вселенную. Ученые – астронавты обнаружили между  Марсом и Юпитером   большое число обломков. Они заинтересовались этим явлением. Одной из гипотез было выдвинуто – существование давным-давно еще одной планеты нашей системы. Планеты  - Фаэтон.

- Давайте обозначим на  луче  место, где могла быть эта планета. Что такое  луч? ( Числовая прямая, которая имеет начало, но не имеет конца.

С.__М__В__З___М____Ф___Ю__С___У___Н_____П___

Фаэтон был сыном Гелиоса - бога Солнца. Однажды, уступая настойчивым просьбам сына, Гелиос разрешил ему проехаться по небу на солнечной колеснице. Огнедышащие кони, не чувствуя могучей руки Гелиоса, подхватили с места и понесли. Когда испуганный Фаэтон бросил вожжи, кони взвились, увлекая колесницу то высоко к звездам, то спускаясь к самой Земле. Земля запылала, вскипели реки. Разгневанный Зевс, царь богов, метнул свои перуны и потушил пожар. Он разбил колесницу, разбросав ее обломки и упряжь коней по небу. Кони Гелиоса разбежались, а сам Фаэтон был низвергнут в реку.

Самостоятельная работа.

Решите примеры в столбик.

5482 – 3521 = 1961            Первый полет в космос. Кто первым полетел в космос?

3203 – 1234 = 1969            Первая высадка на Луну человека. Им был американец Амстронг.

9230 – 7234 = 1996             Первая удачная высадка марсохода. На сегодняшний день люди на Марс и другие планеты не долетали.

Итог урока.

- Итак, Чему был посвящен урок? Все ли загадки Вселенной может разгадать сегодня человечество? (Нет). Сколько планет Солнечной системы вы знаете? А сколько могло быть?

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки Вселенной

Слайд 2

Долетите до Солнца (S) 147 000 000 км 1000 км/ч

Слайд 3

Комета Галлея 1531,1607, 1683, 1759, 1835, …, …

Слайд 4

Пятая планета

Слайд 5

Загадочный Фаэтон

Слайд 6

Загадки Вселенной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Сравнение многозначных чисел" (Составила Гильмутдинова Марина Рашитовна Маоу сош№3 г. Березники)

Пояснительная записка.   Актуальность.       Урок проходит в форме путешествия. Людям всегда было свойственна страсть к путешествиям, открытиям, познанию далекого, не...

Конспект урока по математике в 3 классе «Деление многозначного числа на однозначное с остатком »

Урок открытия новых знаний  построен по системно-деятельностному  методу. На уроке дети научатся делить  углом многозначные числа на однозначные с остатком и выполнять проверку.  З...

Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

Конспект урока по математике 4 класс тема "Умножение многозначного числа на трехзначное число"

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.Цель урока: повторить, закрепить знаний по умножению многозначного числа на трехзначное число, применять знания на практике....

Конспект урока по математике в 3 классе "Умножение многозначного числа на однозначное число столбиком"

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число столбиком...