Конспект урока по математике, 4 класс: Алгоритм деления многозначного числа на двузначное
план-конспект урока по математике (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Иванова Н.В. _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования навыка решения текстовых задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь выполнять деление на двузначное число;
  • уметь выполнять задания творческого характера;
  • знать алгоритм деления на двузначное число.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», (4 кл. 2 ч., стр. 57), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

Проверьте готовность к уроку.

  Математика - наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится!

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

(приветствуют учителя)

-Конечно, мы готовы!

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

II.Актуализация знаний и мотивация

5 минут

(проверка домашнего задания)

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Письменный счёт.

Проверьте, верны ли неравенства (учебник, номер 209):

478 · 24 < 478 · (3 · 9)   (11.472 < 12.906)

296 · 80 > 296 · (10 + 2) (23.680 > 3.552)

356 · 10 · 6 > 356 · 16 (21.360 = 21.360)

134 · 19 < 134 · 9 · 10 (2.546 = 2.546)

Молодцы, ребята!

(выполняют упражнение письменно в тетради и у доски)

-Верное равенство.

-Верное равенство.

-Неверное равенство, знак равно.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

3-4 минуты

Ребята, посмотрите на слайд. Здесь написаны выражения, подумайте, на какие две группы можно разделить их?

Какую выражения вы можете решить?

Какая трудность перед вами возникла?

Верно. Вы уже умеете делить на однозначные числа, но ещё не умеете делить на двузначные.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Верно. Тема нашего урока: «Алгоритм деления многозначных чисел на двузначное число». Обратите внимание на слово Алгоритм.

 Какие цели вы перед собой поставите?

-узнать…

-научиться…

-составить…

-поупражняться…

Желаю вам достичь сегодня целей на уроке.

- Деление на однозначные числа: 6:2; 13:4; 60:6. - Деление на двузначные числа: 112:56; 188:94(2); 228:57(4)

-Мы можем решить первую группу выражений.

-Мы не знаем, как выполнить деление на двузначное число.

-Письменное деление многозначного числа на двузначное.

(формулируют цели урока)

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

10-12 минут

Надо разделить 296 на 74. Сколько цифр будет в частном?

Эту цифру можно найти подбором. Объясните мне, пожалуйста, как это делается.

Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его.

Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 296 на 70.

Эта цифра пробная, так как надо было делить на 74, а делили на 70. Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите?

Назовите ответ.

Записывают решение так:

hello_html_29e890f6.png

Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике. Откройте его, пожалуйста, на странице 57. Давайте прочитаем текст под красной чертой.

Теперь выполним задание 205. Что нужно сделать?

Давайте выполним это задание все вместе, а один ученик выполнит запись и рассуждение у доски.

Ребята, вы большие молодцы!

Давайте сделаем паузу.

-Одна.

- Пробуем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не подходит, так как 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, так как 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: умножим 74 на 4, получится 296; подходит. Значит, 296 : 74 = 4.

-70.

- Разделю 29 на 7, получится 4.

-74 · 4 = 296.

296 : 74 = 4.

(работают с учебником)

-Нужно с помощью записи объяснить, как делится 384 на 96.

- Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4.

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ.

Л: синтез.

Динамическая пауза

1 минута

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.»

(выполняют действия за учителем)

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи 

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

5-6 минут

 Итак, ребята, чтобы не ошибиться в выполнении действий при делении, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  1. Замени делитель ближайшим разрядным числом – пробной цифрой. Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.
  2. Раздели число на делитель (разрядное число)
  3. Проверь полученный результат: умножь частное на делимое.
  4. Если ответ подходит, запиши его.

Этот алгоритм вклейте себе в тетрадь дома, чтобы он всегда был под рукой. А сейчас давайте попробуем им воспользоваться и выполним задание 206.

Решать первые три выражение будем у доски с комментированием по алгоритму. Кто хочет попробовать свои силы?

Спасибо всем, кто вышел к доске, вы большие молодцы, раз не боитесь таких трудностей. Спасибо тем, кто помогал ребятам у доски – вы тоже большие молодцы.

Сейчас выполните оставшиеся выражения самостоятельно. Если у вас возникнут трудности – воспользуйтесь алгоритмом или попросите помощи у соседа.

Хорошо, а теперь решим задачу. Номер 207. Внимательно послушайте задачу (читает ученик): Выпуская каждый день одинаковое количество машин, завод изготовил 2800 машин за 20 дней. Сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше?

О чём эта задача?

hello_html_7e72975e.png

Я раздаю вам таблицу. Заполним её. Что нам известно?

Какие колонки мы можем заполнить?

 

Какое условие стоит?

Какой столбик заполним?

Прочитайте вопрос. Что из него можно внести в нашу таблицу?

Можно ли сразу узнать, сколько машин выпустит завод за 36 дней?

Почему?

А это можно узнать? Как?  

Составьте план решения задачи.

Решите задачу самостоятельно, записывая каждое действие и пояснение.

Прочитайте, что у вас получилось.

Не забудьте записать ответ.

(учащиеся помогают раздать листы с алгоритмом)

(работают письменно в тетради и у доски)

(работают самостоятельно в тетради)

(слушают задачу)

- О производстве машин на заводе.

-Нам известно, что за 20 дней завод изготовил 2800 машин.

-Кол-во дней и всего машин.

- Завод ежедневно будет выпускать на 12 машин больше чем раньше.

- Первый

- Что количество дней – 36.

- Нет

- Не знаем, сколько машин завод выпускал сначала.

- Да, выполнив деление. 1. Узнать сколько машин выпускали за один день. 2. Узнать сколько выпускают машин в день по новой норме. 3. Узнать сколько машин выпустили за 36 дней.

1. 2800:20=140- машин за 1 день

2. 140 +12=152 – машины по новой норме в день

3. 152*36=5472 – машины за 36 дней

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)

5-6 минут

Работа по карточкам.

Подпишите карточку и выполните задания.

№1.Не выполняя деления, определи, сколько цифр будет в частном. Нарисуй столько же кружочков.

860 : 20 (2 кружочка)

147 : 49 (3 кружочка)

№2. Запиши решение и ответ.

Площадь прямоугольника 3 600 кв.м., длина 90 м. Найди ширину.

Решение:

Ключ:1)3600:90 = 40 (кв.м)

Ответ:

№3. Обведи в круг правильное решение задачи.

Поезд проехал 1 664 км со скоростью 104 км/ч. Сколько времени он был в пути?

а) 1664 + 104 = 1768 в) 1 664 * 104 = 173 056

б)1 664 – 104 = 1560 г) 1 664 : 104 = 16

№4.Вычисли устно и запиши ответы.

75 : 15= _ 76 :19=_  72 :24=_  96 : 12=_

Ключ:5,4,3,8

Передайте карточки вперед.

(выполняют работу самостоятельно на карточках)

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа)

5 минут

Выполним задание 210. Что нужно сделать?

Работаем в парах. Перечертите себе эту таблицу в тетрадь и в паре заполните ее.

У меня на доске есть такая же таблица, давайте заполним ее все вместе. По цепочке называем число в той клетке, на которую я покажу. Если у кого-то не так, поднимаем руку и объясняем, почему.

C+D: 15,20,30,41,50,200

20*(c+d):300,400,600,820,1000,4000

Молодцы, ребята, отличная работа!

-Нужно заполнить таблицу, вычислив значение выражений.

(работают самостоятельно в парах)

(выполняют взаимопроверку и самопроверку)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели?

Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

Предлагаю вам закончить данные фразы:

-На уроке сегодня я…

-Для меня эта тема…

-Мне кажется, что…

-Мне было трудно…

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Учебник, страница 57, номер 207 и задание внизу страницы под чертой.

Творческое задание: Придумать 5 примеров, в которых бы производилось деление многозначного числа на трехзначное, когда в частном была бы 1 цифра.

Спасибо вам за урок, до свидания.

-«Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

(высказывают мнение)

-Мы научились делить многозначные числа на двузначные.

-Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.

(проводят самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте используется технология проблемного обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Верны ли равенства: 478 • 24 < 478 • (3 • 9) 296 • 80 > 296 • (10 + 2) 356 • 10 • 6 > 356 • 16 134 • 19 < 134 • 9 • 10

Слайд 3

На какие две группы можно разделить выражения? 6:2; 13:4; 60:6,112:56 , 188:94, 228:57 Деление на однозначные числа: 6:2; 13:4; 60:6. Деление на двузначные числа: 112:56; 188:94; 228:57.

Слайд 4

Алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число ТЕМА: ЦЕЛИ: -узнать… -научиться… -составить… -поупражняться…

Слайд 5

Р азделите 296 на 74. 1.Сколько цифр будет в частном? 2.Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. 3.Разделите 296 на 70 . 4. Проверьте пробную цифру. Как проверить? 5.Назовите ответ. Вот так выполняется запись:

Слайд 6

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное: 1)Замени делитель ближайшим разрядным числом – пробной цифрой. Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она. 2)Раздели число на делитель (разрядное число). 3)Проверь полученный результат: умножь частное на делимое. 4)Если ответ подходит, запиши его.

Слайд 8

Алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное число ТЕМА: ЦЕЛИ: -узнать… -научиться… -составить… -поупражняться…

Слайд 9

Закончите данные фразы: -На уроке сегодня я… -Для меня эта тема… -Мне кажется, что… -Мне было трудно…

Слайд 10

Домашнее задание: Учебник, страница 57, номер 207 и задание внизу страницы под чертой – обязательно. Творческое задание: Придумать 5 примеров, в которых бы производилось деление многозначного числа на трехзначное, когда в частном была бы 1 цифра – на оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математики на тему: Деление многозначного числа на однозначное

Конспект и презинтация по математики в 4 классе. по программе Морро....

Конспект урока по математике на тему "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс Школа России.

Урок создан по требованию ФГОС. Это урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы. Дети сами объясняют тему урока....

Конспект урока математики. Тема "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Алгоритм деления многозначного числа на двузначное». Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменног...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное - рефлексия", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...