Конспект урока по математике, 4 класс: Алгоритм деления многозначного числа на двузначное
план-конспект урока по математике (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Иванова Н.В. _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся навыка деления многозначного числа на двузначное с помощью алгоритма.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать алгоритм деления на двузначное число;
  • уметь выполнять письменное деление по алгоритму.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

Проверьте готовность к уроку.

  Математика - наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится!

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

(приветствуют учителя)

-Конечно, мы готовы!

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

II.Актуализация знаний и мотивация

(практический – проверка домашней работы)

(практический – устный счет)

5 минут

(проверка домашнего задания)

Учебник, страница 57, номер 207 и задание внизу страницы под чертой.

Творческое задание: Придумать 5 примеров, в которых бы производилось деление многозначного числа на трехзначное, когда в частном была бы 1 цифра.

(Если кто-то из учащихся выполнил это задание, то для устного счёта используем его работу)

Устный счёт.

  1. Задание «Магический квадрат» 

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Выполним арифметический диктант. Запишите в тетрадь только ответы.

2. Арифметический диктант.

Найдите разность чисел 600 и 310. (290)

Найдите произведение чисел 400 и 20. (8000)

Запишите наибольшее трехзначное число и число на 5 единиц больше его. (999 и 1004)

Запишите наименьшее четырехзначное число и число в 10 раз меньше его. (1000 и 100)

Сколько квадратных миллиметров в 6 см2? (600мм2)

Сколько квадратных дециметров в 100 см2? (1дм2)

Поменяйтесь тетрадями с соседом сзади. Возьмите простой карандаш и проверьте работу, сверяясь с ответами на слайде. Оцените работу:

6 плюсов – «5»

5-4 плюса – «4»

3 плюса – «3»

Молодцы, ребята! Обменяйтесь тетрадями обратно.

(проверяют домашнее задание с решением у доски)

(выполняют устный счёт)

(выполняют работу самостоятельно в тетради)

(выполняют взаимооценку)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Ребята, вспомните, какую тему мы начали с вами изучать на прошлом уроке?

Как выполняется деление многозначного числа на двузначное?

Алгоритм:

1)        Замени делитель ближайшим разрядным числом – пробной цифрой. Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.

2)        Раздели число на делитель (разрядное число)

3)        Проверь полученный результат: умножь частное на делимое.

4)        Если ответ подходит, запиши его.

Ребята, а что такое пробная цифра? Почему я не смогу записать ее в ответ?

Что помогает не запутаться в порядке выполнения деления?

Ситуативное задание: Ребята, в наш классный коллектив поступил сигнал из созвездия Гончих псов от инопланетянина Спаркса . Он перехватил секретную информацию о том, что империя Квадерон готовится уничтожить обитаемые планеты, находящиеся в галактике Водоворот ( 37 миллионов световых лет от Земли). К разрушению приговорены 4 планеты со всеми их обитателями: Тхорт, Аризор, Эландра, Драал. Чтобы предотвратить уничтожение планет необходимо обезвредить систему. Для этого нужно знать секретный код каждой планеты. Сейчас Спаркс летит к планете Ариазор и просит вас помочь ему определить первый код. У него есть данные :

Расстояние от Земли до Луны, которое надо разделить на количество звёздных систем в галактике водоворот ( 18312 : 28) Можем ли мы помочь Спарксу определить код планеты Ариазор? Каким образом?

У кого не получилось? Повернитесь к соседу и попросите его найти ошибку в ваших вычислениях.

Мы увидели, что не все ученики смогли выполнить это задание. А чтобы помогать Спарксу в спасении других планет, необходимо действовать быстро и без ошибок. Есть ли желание помочь Спарксу спасти планеты?

Что для этого нужно знать и уметь?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте, пожалуйста, цели на урок:

-повторить…
-поупражняться…
-научиться лучше…

Желаю вам удачи в достижении цели!

-Мы начали изучать тему «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

(устно проговаривают этапы алгоритма действий)

-Это пробная цифра, потому что мы подбираем ее для нахождения частного, она может быть неверной, поэтому мы не можем записать ее в ответ.

-Четкое следование алгоритму.

-Можем помочь Спарксу. Чтобы определить код, нужно выполнить деление. (выполняют деление многозначного числа на двузначное по алгоритму) 18312 : 28 = 654.

-Конечно есть!

-Нужно уметь выполнять письменное деление на двузначное число, хорошо знать алгоритм деления на двузначное число, знать таблицу умножения и деления, быстро выполнять задания.

-Закрепление алгоритма письменного деления многозначного числа на двузначное.

(формулируют цели урока)

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

Динамическая пауза

1 минута

Сколько будет?

А теперь мы приседаем. Сколько будет два и шесть? Быстро-быстро сосчитаем. Столько раз должны присесть.

(Приседания.)

Мы закончили зарядку,

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

(выполняют действия за учителем)

Р: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)

10 минут

 Что вы должны знать, чтобы быстро и правильно выполнить деление на двузначное число?

Объединитесь в четверки и проговорите алгоритм деления на двузначное число.

Выполните письменное деление многозначных чисел:

1 вариант – 876 : 12 = 73, 768: 16 = 48

2 вариант – 3791 : 17 = 223, 6688 : 19 = 352

Решив эти выражения, мы помогли Спарксу определить код необходимый для спасения планеты Аризор ( на доске появляется запись:

1 – 73 223 48 352

Спаркс направляется к планете Эландра.

Прочитайте задание на слайде и расскажите, что будете делать?

Найди уравнения, которые решаются умножением:

Какие умения вам понадобятся, чтобы выполнить это задание?

Как найти неизвестное делимое? Сформулируйте правило.

Работа парой по диагонали: выберите те уравнения, которые решаются действием умножения.

Х : 100 = 90

Х = 90 * 100

Х = 9000

Ответ: 9000

х : 18 = 30

х = 30 * 18

х = 540

Ответ: 540

На доске появляется запись:

2 – 9000 540

-Алгоритм выполнения деления.

(работают в группах)

(работают самостоятельно в тетрадях и у доски)

- Необходимо выбрать те уравнения, которые решаются действием умножения.

-Умение находить неизвестное делимое.

- Если частное умножить на делитель, то получится делимое.

(работают в паре)

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа)

15 минут

Мы определили код планеты Эландра, необходимый для спасения её жителей.

Спаркс летит на помощь планете Тхорт. Тхортяне очень любят придумывать математические выражения , где в ответе получается ноль. Спаркс хочет порадовать жителей планеты Тхорт и приготовил им несколько подобных выражений, но немного запутался.

Запишите только те выражения, которые ему подойдут. Задания записаны на карточках.

13915 : 23 * 0 = 0

0 : 768 + 8976 * 1=0

( 17238 : 34 + 7605 : 15)*0=0

(26880 : 32 + 36540 : 87) + 0 389757 * 0 + (34860 : 42 * 0) = 0

Проверьте себя и свои ответы с ответами на слайде.

Какие знания вам пригодились, чтобы быстро справиться с этим заданием?

Определим часть кода, необходимую для спасения планеты Тхорт.

Запись на доске:

3 – 00

Молодцы, а теперь отправимся спасать последнюю планету!Спарксу осталось разгадать код планеты Драал.

Поможем, выполнив следующее задание на карточке: вам даны 3 задания (информативный вариант (уровень сложности – базовый), импровизационный вариант ( уровень сложности - базовый повышенной сложности), эвристический ( уровень сложности - усложнённый)). Выберите задания, которые вам посильны, и решите их.

1 задание. Выполните письменное деление : 34860 : 42 = 830

2 задание. Помогите Спарксу исправить ошибки в решении числовых выражений и определите код планеты Драал. Код составляется из полученных ответов, расположенных в порядке убывания:

23 11475 : 27 = 425

23832 : 36 = 662

1254 : 38 = 33

3 задание: Спарксу нужно определить код планеты Драал, необходимый для спасения её жителей. Известно, что код это частное, состоящее из трёх цифр, каждая из которых на два больше предыдущей. Составьте и решите три возможных выражения и напишите три возможных варианта кода для спасения жителей.

8856 : 36 =246

4284 : 12 =357

11232 : 24 =468

Итак, ребята, подпишите свои карточки и передайте вперед.

Посмотрите, ребята, мы получили последний код!

4 – 468 662 830

Ура!Мы помогли Спарксу расшифровать коды для спасения планет.

Ребята, Спаркс благодарит вас за помощь и отправляется в космические странствия, чтобы и дальше помогать жителям космоса. Он желает вам успехов в учебе!

(работают самостоятельно на карточках)

(выполняют самопроверку)

-Умения выполнять действия с числом ноль, порядок выполнения действий.

(выполняют работу самостоятельно на карточках)

(сдают работы)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели?

Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

Предлагаю вам закончить данные фразы:

-На уроке сегодня я…

-Для меня эта тема…

-Мне кажется, что…

-Мне было трудно…

-Сегодня я смог…

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

 Решить задачу:

Спаркс улетел, но оставил нам задание: он хочет убедиться , что его помощники – внимательные.

Спаркс получил расшифрованный код, но он не может приземлиться, вернее приэландриться, так как у жителей нет специальной посадочной полосы. Они её строят, но не могут определить ширину взлётной полосы, которую нужно построить .Спаркс сообщил им её площадь – 32428 кв.м и длину 67 м Помогите вычислить ширину посадочной полосы.

Какие знания нужны, чтобы выполнить это задание?

Дома, пользуясь этими формулами, решите задачу.

(Решение: 32428 : 67 = 484 (м) Ответ: 484 м – ширина посадочной полосы.)

Спасибо вам за урок, до свидания.

-«Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

(высказывают мнение)

-Мы научились делить многозначные числа на двузначные.

-Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.

(проводят самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

-Формула нахождения площади, формула нахождения неизвестной стороны: S = a * b a = S : b

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте используется игровая технология, элементы технологии дифференцированного обучения и технология КСО (пары сменного состава).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математики на тему: Деление многозначного числа на однозначное

Конспект и презинтация по математики в 4 классе. по программе Морро....

Конспект урока по математике на тему "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс Школа России.

Урок создан по требованию ФГОС. Это урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы. Дети сами объясняют тему урока....

Конспект урока математики. Тема "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Алгоритм деления многозначного числа на двузначное». Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменног...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное - рефлексия", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...