Технологические карты
план-конспект урока по математике (3 класс)

Фаттахова Елена Марсильевна

   Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.   Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_3_klass_matem.docx212.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

                                                                                                                                     

Тема урока: Приём деления для случаев вида 78:2, 69:3

Класс: 3

Образовательная программа, автор: УМК «Школа России», Моро М.И., Бантова М.А.

Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений выполнять деление двузначного числа на однозначное

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения понятия «применение свойства деления суммы на число» для деления двузначного числа на однозначное.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное, закреплять умение решать задачи изученных видов, работают с таблицей умножения и деления, решать геометрические задачи, развивать умение работать самостоятельно, закреплять вычислительные навыки. устные и письменные приемы сложения и вычитания, развивать логическое мышление.

          Развивающие: развивать навыки устного счета; умение в решении задач; развивать мышление, память, воображение, речь учащихся.

          Воспитательные: прививать интерес к предмету математики; воспитывать взаимное уважение друг к другу.

Характеристика этапов урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой

Мотивирование на определение профессиональных навыков

Прием «Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1)

-Идём вперёд, а оглядываемся назад.

В жизни обычно говорят: «Не оглядываться назад. Всё хорошее впереди.»

Что обозначает этот девиз применительно к уроку математики?

(Надо постоянно повторять пройденное, это может пригодиться в дальнейшем)

Прием выяснения ожиданий и опасений

- У вас на партах лежат белые и голубые снежинки. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Слайд 1

Снежинки белые и голубые

Взаимоконтроль

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать друг друга.

Личностные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

организовать актуализацию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

                         

Наблюдение, работа с числами и математическими действиями.

Урок, как всегда начнём с разминки. 

Математическая разминка.

1. Игра «Ты мне, я тебе». Повтор таблицы умножения.

2. Решение примеров на табличное умножение и деление. Составление графиков по ответам. (по группам (выбирают по желанию): 1 группа- 5 примеров, 2 группа-10 примеров)

1 группа: 

2 группа

4*5

36:6

8*9

45:5

18:2

7*8          3*7

72:9         42:6

6*5          9*4

64:8         49:7

4*4          8*2

Проверить по графикам (Взаимопроверка). (слайд 2)

3. Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85. (слайд 2)

    69= 60 + 9 54 = 50+ 4 36=30 + 6

    78= 70+8 97= 90+7 85 = 80+5

4. Найди закономерность, продолжи ряд. (слайд 3)

12, 20, 28,:, :, :, : .

65, 55, 45, :, :, : .

- Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.)

- Расскажите о числах первого ряда.

(двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60.

Расскажите о числах второго ряда.

(двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65.)

- Разделите первый ряд чисел на число 4.

(коллективно) (слайд 4)

12: 4 =

20: 4 =

36: 4 =

44: 4 =

52: 4 =

- как справились с примерами?

- какие примеры вызвали затруднения?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения

Фронтальная, парная, групповая

Слайд 2, 3, 4

Взаимоконтроль

Предметные:

Уметь заменять числа суммой разрядных слагаемых.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД: создание условий для проявления способностей обучающихся; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III Выявление места и причины затруднения

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Беседа

 Почему возникло затруднение? (Это не табличные случаи деления. Не знаем, как разделить двузначное число на однозначное.)
- Какая цель нашего урока? 
(научиться делить двузначное число на однозначное)

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Фронтальная

Самоконтроль

Предметные: понимать смысл слов «внетабличное деление»

Метапредметные: Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства реализации данного плана

Наблюдение

-Вернёмся к девизу. Какая версия подтвердилась?

- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
44 : 4
- Представьте число 44 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Запишите получившее выражение. (40 + 4): 4

- Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 4, потом второе слагаемое разделить на 4, а полученные результаты сложить)

- Запишите выражение.
44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 10 + 1 = 11

- Каким вычислительным приемом вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 44 на однозначное число 4? (Делением суммы на число)

- Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом?(Заменили число 44 суммой разрядных слагаемых)
- А затем? 
(разделить каждое слагаемое на 4)
- Потом? (результаты сложить)

- Решим следующий пример 52: 4. Замените делимое суммой слагаемых.

(Могут предложить вариант 52=50 +2)

- Можно ли каждое слагаемое разделить на 4?

- На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (40 и 12)

- Запишите выражение:

52 : 4 = (40 + 12) : 4 = 40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 = 13
- Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

- Какая тема урока? (слайд 5)

- А цель урока?

- Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ: (слайд 6)

 (Учитель составляет алгоритм на доске, а уч-ся в тетради)

hello_html_157baf21.png

  1. 1. Заменяем число суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
  2. 2. Делим каждое слагаемое на число.
  3. 3. Складываем результаты.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.



С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Высказывают свои предположения.

Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации,

сравнивают, делают выводы.






.

Фронтальная

Слайд 5, 6

Контроль со стороны учителя

Предметные понимать смысл слов «внетабличное деление»

Сравнивать понятия «сумма разрядных слагаемых» и «сумма удобных слагаемых»

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Физкультминутка

А сейчас все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, и к низу,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют физкультминутку.

˅. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-проговаривание нового знания,

- моделирование

Работа по плану урока

-Давайте заглянем в учебник на с 15.

Закончи решение и объясни его (задание под красной чертой), (Устно).


№ 1. (устно) (слайд 7)

№2 Решают 1 столбик с устным объяснением (по алгоритму)

(слайд 7)

84: 6    3 х 18

57: 3    4 х 17

91: 7    6 х 13

Высказывают предположения.

Работают в парах.

Фронтальная, групповая

Слайд 7

Самооценка

Метапредметные;

Регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД:

осуществлять самоконтроль;

осуществлять анализ учебного материала; 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные УУД :оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

Ⅵ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа по учебнику самостоятельно

Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют сильные уч-ся, которые быстрее всех решили.

(слайд 8 – 1 вариант)

(слайд 9 – 2 вариант)

-Какие трудности возникли?

- Кто из вас ошибся?

- В чем?

- Сделаем вывод. (Нужно потренироваться)

- Кто не ошибся?

- Молодцы.

- А теперь продолжим работу.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Индивидуальная, фронтальная

Слайд 8, 9

Оценка учителя

Предметные: Познакомиться с вычислительным приемом внетабличного деления.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ⅶ. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- выполнение заданий, в которых новое знание используется вместе с изученным раннее.

Работа с решением карточек

 
Сегодня мы научимся решать задачи, используя новые приемы деления. (слайд 10). Работать в группах. 1 группа- составляет краткую запись к задаче, 2 группа- заполняет таблицу, 3 группа- делает рисунок к задаче. (Всем группам раздать листочки)

Задача:

Пассажир купил 3 билета на электричку по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов?

- Прочитайте задачу.

-Что в задаче известно?

- Что нужно узнать?

- Какого вида задача? (цена, кол-во, стоимость)

- Запишем условие задачи в таблицу

- Какой основной вопрос в задаче? (сколько стоят 5 билетов)

- Как найти стоимость? (цену умножить на количество)

- Сможем мы найти стоимость? (нет, неизвестна цена)

- Цена неизвестна, но что про нее сказано? (одинаковая)

- Как найти цену? (стоимость разделить на количество)

- назовите выражение (54: 3)

- Что узнаем? (цену)

- Сможем узнать стоимость 5 билетов? (да, умножить на 5)

Записать. Проверить.

- На столах у вас лежат карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно.

Затем сосед проверяет. Если верно решили- хвалит, если нет- помогает найти верное решение. Следующий пример решает таким же способом. По 3 примера каждому. Затем говорят кто безошибочно решил, у кого 1 ошибка.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, обобщают, делают выводы.


Выполняют взаимопроверку.

Групповая

Слайд 10, карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное 

Взаимопроверка , самооценка

Метапредметные: регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание от неверного;

познавательные УУД: осуществлять самоконтроль;

осуществлять анализ учебного материала

слушать и понимать речь других;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные УУД:

оценивать усваиваемое содержание учебного материала

Ⅷ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценивание собственной деятельности

- Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку, если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И синюю, если что-то не получилось.

- Назовите тему урока.

- Какие задачи ставили на   урок?

- Оцените свою работу по шкале успешности. (слайд 11)

Определяют своё   эмоциональное состояние. Показывают снежинки.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Слайд 11

Самооценка

Личностные УУД: способность к самооценке;

Регулятивные УУД: проводить рефлексию

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё высказывание;

Познавательные УУД: анализировать полученные знания и познавательную деятельность;

Д/з: с.15 № 3, № 5 ( 1 столбик), Дополнительно: №5 ( 2, 3 столбик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...