Технологическая карта урока по математике «Увеличение, уменьшение чисел в 10,100 раз» (УМК "Школа России" 3 класс)
материал по математике (3 класс)

Павленко Анна Яковлевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с приемами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с приемами увеличения (уменьшения) чисел в 10, 100 раз;

2. Закрепить способы увеличения (уменьшения) чисел в 10, 100 раз, посредством решений заданий.

Предметные:

1. Применять приемы увеличения и уменьшения натуральных чисел в 10 раз, в 100 раз;

2. Решать задачи на кратное и разностное сравнение.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление;

2. Развивать самостоятельность в выборе способа и организации работы.

Личностные:

1. Стремиться углублять свои математические знания и умения.

2. Осознавать необходимость изучения математики развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся.

УМК: «Школа России», Учебник Математика 3 класс 2 часть. Авторы: М. И. Моро; М. А. Бантова; С. В Степанова; С. И. Волкова; Г. В. Бельтюкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техкарта49.5 КБ
Файл Презентация 870.48 КБ
Файл Карточки14.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 17.03.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «И»

Урок: 2

Время: 08:55 – 09:35

Кабинет: 113

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Увеличение, уменьшение чисел в 10,100 раз».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с приемами увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с приемами увеличения (уменьшения) чисел в 10, 100 раз;

2. Закрепить способы увеличения (уменьшения) чисел в 10, 100 раз, посредством решений заданий.

Предметные:

1. Применять приемы увеличения и уменьшения натуральных чисел в 10 раз, в 100 раз;

2. Решать задачи на кратное и разностное сравнение.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление;

2. Развивать самостоятельность в выборе способа и организации работы.

Личностные:

1. Стремиться углублять свои математические знания и умения.

2. Осознавать необходимость изучения математики развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся.

УМК: «Школа России», Учебник Математика 3 класс 2 часть. Авторы: М. И. Моро; М. А. Бантова; С. В Степанова; С. И. Волкова; Г. В. Бельтюкова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

беседа

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Яковлевна! Присаживайтесь!

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Тогда начинаем урок!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, Г

Словесный: диалог

Наглядный: презентация

Внешний контроль

-Для того чтоб начать изучать новое давайте сначала устроим мозговой штурм для этого мы поделимся на команды по 4 человека, отвечаем на задачки по поднятой руке

1. На сосне немало веток:

Пять коротких, семь больших,

Десять средних, три кривых.

Попробуйте посчитать,

Сколько веток у сосны?

2. По дороге шла ежиха,

А за нею пять ежат.

На иголках у ежат

По три яблочка лежат.

Что за чудо! Посмотрите!

Сколько всего яблочек? Скажите!

3. Сколько половинок может быть у яблока?

4. У Вовы 180 рублей. Если половину своих денег он отдаст Кате, то денег  у них будет поровну. Сколько денег у Кати? 

5.  Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

6.  У животного 2 передние ноги, 2 задние, 2 левые, 2 правые. Сколько ног у животного?

374

599

800

347

970

709

907

Е

Д

Л

ц

М

О

О

Запишите числа в порядке убывания и расшифруйте слово.

 

-Вы все молодцы!

-Открываем тетради, отступаем 4 клеточки вниз по центру записываем сегодняшнее число, классная работа

- 25

- 15

- две

- 90 рублей

- 5 углов

- 4

- Молодец

- 17 марта, Классная  работа

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф,Г

Словесный: беседа.

Нагляд ный: презент ация

Внешний контроль

- Запишите число 5.

- 5 единиц какого разряда вы записали?

- Как этот разряд называется?

- Припишите справа цифру 0. Какое получилось число?

- Что сейчас обозначает цифра 5?

- Теперь это единица какого разряда?

- Во сколько раз число 50 больше числа 5?

- Допишите еще один ноль справа. Какое получилось число?

- Что сейчас обозначает цифра 5?

- Сотня — это единица какого разряда?

- Во сколько раз число 500 больше числа 5?

- Запишите выполненные нами действия на математическом языке.

Кто хочет записать выражение на доске?

5 • 10 = 50         5 • 100 = 500

- Сколько нулей приписали в первом случае?

-Сколько нулей приписали во втором примере?

- А сейчас выполним обратные действия. Запишите число 500.

- Единицу какого разряда обозначает цифра 5?

- Зачеркните один ноль карандашом.

- Единицей какого разряда стала цифра 5?

- Мы зачеркнули, т. е. отбросили, ноль. Какое арифметическое действие мы выполнили?

- На сколько разделили число 500?

- Какое число получилось?

Кто хочет записать выражение на доске?

500 : 10 = 50

- Зачеркните еще один ноль карандашом.

- Единицей какого разряда стала цифра 5?

- Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили?

- На сколько разделили число 500?

- Какое число получилось?

- Кто запишет выражение на доске?

500:100 = 5

- Сделайте вывод: как изменится число, если к нему приписать ноль, два нуля?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

- Какую цель мы поставим? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Вирус на компьютере повредил файл и план нашего занятия перепутался, давайте составим его в правильной последовательности

План:

1.Закрепим знания выполняя упражнения

2.Узнаем, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз

3. Подведем итоги

4. Выполним самостоятельную работу

-Отлично!

- первого

-  Разряд единиц

-50

-  Десятки

-  Второго

-  В 10раз

- 500

-  Сотни

- Третьего

- В 100раз

 

- один ученик записывает  выражение  на доске

-  Один

-  Два

- Третьего

- Второго

- Деление

- На 10

- 50

- один ученик записывает выражение на доске

-  Первого

-  Два

-  На 100

- 5

-  Увеличится в 10раз, в 100раз

-Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз

-  Увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100раз

1.Узнаем, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз

2.Закрепим знания выполняя упражнения

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведем итоги

П: устанавливать закономерности, строить                  рассуждения;

Р: планировать свои действия              в соответствии с поставленной задачей;

Л: положительное отношение к учению.

Проектор с презентацией

«Открытие»  детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф,Г,П

Словесный: беседа.

Нагляд ный: презент ация 

учебник

- Посмотрите на доску, кто прочитает правило?

- При увеличении числа в 10 раз – справа дописываем один нуль.

При увеличении числа в 100 раз -

справа дописываем два нуля.

Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно справа отбросить один нуль.

Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно справа отбросить два нуля.

- Расскажите правила соседу по парте по очереди

- А сейчас, опираясь на правила, будем тренироваться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.

- Выполним задание рядом с красной линией в парах. Запиши число 3. Припиши к нему справа цифру 0. На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает? Во сколько раз 3 десятка больше, чем 3 единицы?  Сравни так же 9, 90 и 900. Как изменится число 200, если в его записи справа отбросить 1 нуль? 2 нуля?

Физминутка

-Настало время немного отдохнуть, встаем:

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, 

(Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) 

Улыбнемся, тихо сядем.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: структурирование знаний.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Проектор с презентацией

Учебник

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник

Практические: выполнение заданий

Внешний контроль 

- Откройте учебники на стр 47 №1

- Работать будем по цепочке, проговаривая правило умножения и деления. Запись оформлять в тетради.

1) Увеличьте в 10 раз числа: 8, 12, 35.

Аналогично комментируются и другие числа.)

2) Уменьшите в 100 раз числа: 700, 400, 100.

3) уменьшите в 10 раз числа: 840, 900, 360.

- сделаем задание под красной линией, один ученик у доски, остальные в тетрадях

Уменьши в 100 раз числа: 600, 200, 800.

Немного усложним задания:

Увеличь в 10 раз числа: 3, 5, 9

- Для того чтобы увеличить число в 10 раз, к нему надо справа приписать 1 ноль. 8 · 10 = 80.

-Для того чтобы уменьшить число в 100 раз, надо у него справа отбросить 2 нуля. 700 : 100 = 7

- Для того чтобы уменьшить число в 10 раз, надо у него справа отбросить 1 ноль.  840 : 10 = 84.

- 6, 2, 8.

- 30, 50, 90

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Взаимоконтроль

Практические

Выполнение заданий

- Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Решите их более удобным способом, первые 3 человека, которые выполнят задание быстрее подходят ко мне на проверку.

Остальные берут красный карандаш меняются тетрадями с соседом по парте, и проверяют с доски ставим + или -

- У кого одна ошибка? У кого две? Три?

Выполняют самостоятельную работу

Р: самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: диалог

Форма контроля: фронтальный опрос

Выполним упражнение №2 устно

Прочитаем задачу:

На каждом этаже девятиэтажного дома по три квартиры. Номера квартир на седьмом этаже: 127, 128, 129. Назови номера трёх квартир на следующем этаже; на предыдущем этаже.

О чём говорится в задаче?

Что нам известно?

Что нам нужно узнать?

При помощи какого действия мы можем узнать номера квартир на восьмом этаже?

А на шестом?

Итак, давайте попробуем ответить на вопрос задачи.

Давайте немного усложним задание.

Кто сможет назвать номера квартир на пятом этаже?

А на девятом?

 Отлично

-Выполним задание №7

Прочитайте задание, как мы будем выполнять задание?

Какие трехзначные цифры у нас получатся? Отвечаем по поднятой руке, один ученик записывает ответы на доске

- Молодцы!

-о девятиэтажном доме, этажах, квартирах

-номера квартир на седьмом этаже

-номера квартир на следующем, предыдущем этаже

-сложением

- вычитанием

- квартиры на 8 этаже:130,131,132;

квартиры на 6 этаже: 126,125,124

- 121,122, 123

- 133, 134, 135

- мы подберем для каждой фигуры свою цифру: круг-2, треугольник-7, квадрат-5

- 275, 257, 752, 725, 527, 572

Р: делать выводы по результатам работы

П: ориентироваться в содержании предмета;

К: аргументировать свое  мнение.

Проектор с презентацией

Учебник

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Ф

Словесный: беседа

Форма контроля:

Самоконтроль

Подведем итог:

Какую тему мы сегодня изучали?

Достигли мы поставленной цели?

План:

1.Узнаем, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз

2.Закрепим знания выполняя упражнения

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведем итоги

- Открываем дневники и записываем домашнее задание Учебник стр. 47 №4, 5

-Какое задание было самым интересным?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-У вас на партах лежит «Шкала самооценивания», отметьте на каком вы уровне

-Кто себя отметил на верхнем уровне? Посередине? На нижнем уровне? Почему?

-Спасибо за урок. Вы все сегодня были активные!

-Записывают домашнее  задание

-Отвечают на вопросы

Р: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

П:систематизировать,

обобщать изученное, делать  выводы.

Проектор с презентацией


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика

Слайд 2

1. На сосне немало веток: Пять коротких, семь больших, Десять средних, три кривых. Попробуйте посчитать, Сколько веток у сосны?

Слайд 3

25

Слайд 4

2. По дороге шла ежиха, А за нею пять ежат. На иголках у ежат По три яблочка лежат. Что за чудо! Посмотрите! Сколько всего яблочек? Скажите!

Слайд 5

1 5

Слайд 6

3. Сколько половинок может быть у яблока?

Слайд 7

Две

Слайд 8

4. У Вовы 180 рублей. Если половину своих денег он отдаст Кате, то денег у них будет поровну. Сколько денег у Кати?

Слайд 9

90

Слайд 10

5. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

Слайд 11

5

Слайд 12

6. У животного 2 передние ноги, 2 задние, 2 левые, 2 правые. Сколько ног у животного?

Слайд 13

4

Слайд 14

374 599 800 347 970 709 907 Е Д Л Ц М О О

Слайд 15

Молодец

Слайд 16

17 марта. Классная работа.

Слайд 17

5 0 0

Слайд 19

5 0 0 _____________

Слайд 21

5 0 _____________

Слайд 23

Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз Цель: Узнать к ак увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз Научиться

Слайд 24

План: 1.Закрепим знания выполняя упражнения 2.Узнаем, как увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз 3. Подведем итоги 4. Выполним самостоятельную работу

Слайд 25

План: 1.Узнаем , как увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз 2.Закрепим знания выполняя упражнения 3. Выполним самостоятельную работу 4. Подведем итоги

Слайд 26

При увеличении числа в 10 раз – справа дописываем один нуль. При увеличении числа в 100 раз - справа дописываем два нуля . Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно справа отбросить один нуль . Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно справа отбросить два нуля.

Слайд 28

Отдохнем!

Слайд 30

Уменьши в 100 раз числа: 600 , 200, 800. _________________________ Увеличь в 10 раз числа: 3, 5, 9

Слайд 31

С амостоятельная работа

Слайд 32

№ 1. уменьшили в 10 раз ; увеличили в 10 раз. №2 . 10 × 6 = 60 (м) № 3. 1) 43 2) 400 3) 39 4) 230 №4 9 5 3 Увеличить в 10 раз 90 50 30 Увеличить в 100 раз 900 500 300 1 вариант № 1 . уменьшили в 10 раз; увеличили в 10 раз. №2. 10 × 5 = 50 (м) №3. 1) 64 2) 200 3) 16 4) 480 № 4 6 7 4 Увеличить в 10 раз 60 70 40 Увеличить в 100 раз 600 700 400 2 вариант ___________________________________________

Слайд 33

№2 На каждом этаже девятиэтажного дома по три квартиры. Номера квартир на седьмом этаже: 127, 128, 129. Назови номера трёх квартир на следующем этаже; на предыдущем этаже.

Слайд 35

Домашнее задание стр. 47 №4, 5

Слайд 36

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа 1 вариант

№ 1.  Подпишите, увеличили или уменьшили число.

300 : 10 ___________________ в ____ раз;

20 ∙ 10 ____________________ в ____ раз.

№2. Решите задачу:

«Ширина участка прямоугольной формы 6 метров, а длина в 10 раз больше. Какова длина участка?»

Ответ: _________________________________

 №3. Реши примеры

  1. 430 уменьшить в 10раз _______________________________________
  2. 4 увеличить в 100 раз_____________________________________
  3. Уменьшить в 10 раз число 390 _____________________________ 
  4. Увеличь в 10 раз число 23 _________________________________

№4. Вставьте в таблицу пропущенные числа.

9

5

3

Увеличить в 10 раз

Увеличить в 100 раз

Самостоятельная работа 2 вариант

№ 1.  Подпишите, увеличили или уменьшили число.

500 : 10 ___________________ в ____ раз;

70 ∙ 10 ____________________ в ____ раз.

№2. Решите задачу:

«Ширина участка прямоугольной формы 5 метров, а длина в 10 раз больше. Какова длина участка?»

Ответ: _________________________________

 №3. Реши примеры

  1. 640 уменьшить в 10 раз ___________________________________
  2. 2 увеличить в 100 раз_____________________________________
  3. Уменьшить в 10 раз число 160 _____________________________ 
  4. Увеличь в 10 раз число 48 _________________________________

№4. Вставьте в таблицу пропущенные числа.

6

7

4

Увеличить в 10 раз

Увеличить в 100 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике на тему "Умножение числа 2 и на 2" 2 класс

Тема: «Умножение числа 2 и на 2»Цели деятельности учителя: формирование умения умножать число 2 и на 2, составление таблицы умножения числа 2 и на 2.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" 2 класс

Тема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: Продолжить работу над задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результаты...

Технологическая карта урока по математике на тему «Таблица умножения и деления на 4» 2 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя:формирование  понятия о таблице умножения и деления на 4;тренировка умножения и деления на 2 и 3. Планируемые  результатыПредметные:знать таблицу умножени...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание", 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока по математике с применением материала портала Учи.ру...

Технологическая карта урока по математике "Сложение двузначных чисел" , Школа России, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: создание условий для совершенствования вычислительных навыков и отработки сложения двузначныхчисел;Задачи урокаДидактические: Обеспечить осознание и ...

Технологическая карта урока по математике "Деление круглых чисел" ( УМК "Школа России" 2 класс)

       Тема: «Деление круглых чисел».  Цели деятельности учителя: формировать умение делить круглые числа; тренировать вычислительный навык, решат...