«Чувашские народные сказки в математических задачах»
творческая работа учащихся по математике (3 класс)
Сказки любят все: и маленькие и взрослые. Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Они передаются из поколения в поколение с некоторыми изменениями на современный лад. Потому что меняется мир, и меняется его восприятие. Чувашские сказки всегда отличались самобытностью, своеобразным юмором, поучительностью и мудростью. В чувашских сказках очень много моментов, которые хочется изучить глубже, понять наиболее полно сюжет сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuv.skazki.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Чувашские народные сказки
в математических задачах»
Выполнил: Соловьев Георгий Степанович, учащийся 3 Б класса, МБОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары |
Руководитель: Ярукина Ольга Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары |
2023 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Задача по сказке «Как у чувашей поселились деньги»…………………………..
Задача по сказке «Как бедняк Григорий без лошади остался»…………………..
Задача по сказке «Юман – Батыр»…………………………………………………
Задача по сказке «Бедный Илюш»…………………………………………………
Задача по сказке «Золотая сумка»………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы………………………………
Введение
Сказки любят все: и маленькие и взрослые. Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Они передаются из поколения в поколение с некоторыми изменениями на современный лад. Потому что меняется мир, и меняется его восприятие. Чувашские сказки всегда отличались самобытностью, своеобразным юмором, поучительностью и мудростью. В чувашских сказках очень много моментов, которые хочется изучить глубже, понять наиболее полно сюжет сказки.
Мне стало интересно: что получится, если объединить мою любовь к математике и народным сказкам? Я решил составить математические задачи на основе чувашских народных сказок в соответствии с программой по математике.
Цель работы: составить и показать решение математических задач, опираясь на сюжеты чувашских народных сказок.
Сказка «Как у чувашей поселились деньги»
Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семиш-ник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.
Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:
- Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.
Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник - пятаку, пятак - семишнику, семишник - копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.
Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот - гривенника, гривенник - пятака, пятак - семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.
Ждут-пождут остальные деньги - нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот - двугривенного, двугривенный - гривенника, гривенник - пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам.
Ждут-пождут - нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник - двугривенного, двугривенный - гривенника.
Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:
- Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать.
И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.
Пришел целковый в село, видит - в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше - тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.
Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.
Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.
Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семиш-ник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.
Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:
- Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.
Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник - пятаку, пятак - семишнику, семишник - копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.
Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот - гривенника, гривенник - пятака, пятак - семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.
Ждут-пождут остальные деньги - нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот - двугривенного, двугривенный - гривенника, гривенник - пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам.
Ждут-пождут - нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник - двугривенного, двугривенный - гривенника.
Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:
- Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать.
И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.
Пришел целковый в село, видит - в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше - тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.
Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.
Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.
Задача по сказке «Как у чувашей поселились деньги»
В кармане лежали копейка, семишник, пятак, гривенник, двугривенный, полтинник, целковый. Что можно было купить на эту сумму, если:
За копейку – 3 кг ржи или 1 курицу или 10 шт. яиц.
За целковый – корову или лошадь
Решение:
Копейка
Семишник – 2 копейки
Пятак – 5 копеек
Гривенник -10 копеек
Двугривенный – 20 копеек
Полтинник – 50 копеек
Целковый – 1 рубль
1+2+5+10+20+50+100=188 коп.=1р.88 коп.
Ответ
Существует несколько вариантов ответов . Например, 1 лошадь, 30 кур, 300 яиц и 84 кг ржи.
Сказка «Как бедняк Григорий без лошади остался»
Жил да был в одной деревне бедный крестьянин Григорий. Был он очень верующим человеком, поэтому думал, что Бог его за какие-нибудь грехи без лошади оставил.
Однажды взял он в долг у своего соседа 10 фунтов овса и пошёл в село Ишаки перед Богом-Микулом грехи свои замаливать. Во всей округе только там церковь была. Жил он от Ишаков далеко, поэтому и дорогу плохо знал. Поэтому надо было ему в трёх-четырёх деревнях переночевать.
Идёт он по дороге, а уже стемнело. Впереди деревенька видна. Попросился он к одному человеку переночевать.
— Куда бы мне овёс этот положить? — спрашивает он у хозяина дома.
— Вон в тот сарай положи, — отвечают хозяева.
Взял Григорий овёс и отнеёс в сарай, а там курицы были. Склевали они за ночь весь овёс. Григорий просыпается утром и говорит хозяевам:
— Принесите-ка мне мой овёс, пожалуйста.
— Курицы склевали, — отвечают те.
— Овсом али курицей расплатитесь? — говорит Григорий.
— Наверное, всё же, курицу отдадим.
Берёт Григорий курицу и идёт дальше. Вечером он снова к какой-то деревеньке добрался, попросился переночевать.
— Куда бы мне эту курочку положить? — спрашивает он.
— Вон к тем индюкам пусти, — отвечают хозяева.
К утру индюки курочку заклевали до смерти.
— Принесите-ка мне курочку, пожалуйста, — говорит Григорий поутру.
— Её индюки заклевали до смерти, — отвечают хозяева.
— Курицей али индюком расплатитесь? — спрашивает Григорий.
— Наверное, всё же, индюка дадим.
Берёт Григорий индюка и дальше идёт. Снова стемнело, а на пути ещё одна деревенька. Попросился Григорий переночевать.
— Куда бы мне этого индюка на ночь оставить? — спрашивает он.
— К козам пусти, — отвечают хозяева.
К утру козы индюка забодали до смерти.
— Принесите-ка мне индюка, пожалуйста, — говорит Григорий утром.
— Его козы забодали до смерти, — отвечают хозяева.
— Отдайте мне тогда одну козу!
Берёт Григорий козу и дальше идёт. Снова стемнело, попросился Григорий переночевать в ближайшей деревеньке.
— Куда бы мне эту козу на ночь оставить? — спрашивает он.
— К телятам пусти, — отвечают хозяева.
Послушался Григорий, запер козу к телятам. А поутру встаёт и говорит:
— Принесите-ка мне козу, пожалуйста.
— Её телята забодали до смерти, — отвечают хозяева.
— Отдайте мне тогда одного телёнка!
Берёт Григорий телёночка и дальше идёт. Снова стемнело, а он как раз до деревни добрался. Попросился Григорий переночевать.
— Куда бы мне этого телёнка на ночь оставить? — спрашивает он.
— Вон к той кобылице закрой, — отвечают хозяева.
Послушался Григорий, запер телёнка к лошади. А поутру встаёт и говорит:
— Принесите-ка мне телёночка, пожалуйста.
— Его кобылица залягала до смерти, — отвечают хозяева.
— В таком случае ваша лошадь отныне моя! — говорит Григорий.
Не хотят хозяева свою кормилицу отдавать, да только устали они от криков Григория. Запрягли они лошадь да отдали ему.
Обрадовался Григорий, едет на телеге, а сам песню поёт.
Из овса — курочка,
Из курочки — индюк,
Из индюшки — коза,
Из козы — телёнок,
Из телёнка — кобылица!
Вдруг выскочила Лиса и говорит:
— Ах, дедушка, какая у тебя песня хорошая! Может, ещё разочек споёшь?
Посадил Григорий Лисичку рядом с собой и снова запел:
Из овса — курочка,
Из курочки — индюк,
Из индюшки — коза,
Из козы — телёнок,
Из телёнка — кобылица!
Поёт, а сам кобылицу кнутом бьёт.
Вдруг выскочил Волк и говорит:
— Ах, дедушка, какая у тебя песня хорошая! Может, ещё разочек споёшь?
Посадил Григорий Волка рядом с собой и снова запел:
Из овса — курочка,
Из курочки — индюк,
Из индюшки — коза,
Из козы — телёнок,
Из телёнка — кобылица!
Поёт, а сам кобылицу кнутом бьёт.
Вдруг выскочил из лесу Медведь, ничего спрашивать не стал, а сразу на телегу забрался. От тяжести оглобля сломалась.
— Вы оглоблю моей телеги сломали! Идите теперь в лес и принесите мне новую! — говорит Григорий.
Медведь, Волк и Лиса пошли обратно в лес и принесли с собой веточку толщиной с рукоятку кнута.
— Да не такую уж! Большая нужна! — ругается Григорий.
— Мы не смогли найти, — отвечают те.
Пошёл Григорий в лес сам. Как только он пропал из виду, лесные животные кобылицу съели, а шкуру оставили. Набили они её соломой, снова запрягли, а сами убежали. Вышел Григорий из лесу, нашёл новую оглоблю. Починил телегу, вскочил на неё и снова старую песню запел:
Из овса — курочка,
Из курочки — индюк,
Из индюшки — коза,
Из козы — телёнок,
Из телёнка — кобылица!
Поёт, а сам кобылицу кнутом бьёт. Да только лошадь с места не двигается. Опять бьёт Григорий кобылицу. Та взяла и упала.
Что делать? А ничего не поделаешь. Слез Григорий с воза и сам потащил телегу в село Ишаки.
— Дал Бог телегу, даст и лошадь, — успокоил он самого себя.
Задача по сказке «Как бедняк Григорий без лошади остался»
Какое расстояние прошел Григорий от своего дома до села Ишаки, если он потратил на это 5 дней. Он шел по 10 часов в день. Узнайте, какое расстояние прошел Григорий от своего родного села до села Ишаки за это время, если за 1 час человек проходит примерно 5 километров:
Решение:
1) 5 * 10 =50 (км) – проходил Григорий за 1 день
2) 50*5=250 (км) – прошел Григорий за 5 дней.
Ответ: расстояние от села Григория до села Ишаки 250 км.
Сказка «Юман – Батыр»
Когда-то давным-давно за семьюдесятью семью морями жили старик со старухой.
Был у них большой фруктовый сад. В саду росли золотые яблоки. И всего у старика со старухой было вволю. Жить бы да радоваться. Но не было детей, и о том они очень тужили.
Как-то раз осенней порой пошел старик к дальнему лесному озеру рыбки половить.
Стёжками-дорожками сквозь дремучий лес пробирался и вдруг увидал на дереве небольшую неведомую птицу. В то самое время, откуда ни возьмись, камнем упал на птицу ястреб, вцепился в нее острыми когтями и ну теребить.
Пожалел старик птицу, схватил камень, бросил в ястреба и убил его. Взмахнула птица крыльями, взлетела на вершину дерева и заговорила по-человечьи:
- Спасибо, добрый старик, от смерти ты меня спас. Проси чего хочешь, всё исполнится по твоему хотенью.
- Ничего мне не надо. Всего у нас со старухой волю. Вот только нет у нас ни сына, ни дочери.
- Не кручинься, - сказала птица. - Ступай отсюда на восток. Увидишь дуб-великан - вершиной в небо упирается. На самой макушке этого дуба есть гнездо. Возьми из гнезда два яйца, дома укрой их получше и держи в тепле двадцать один день.
Проговорила это птица, снялась с ветки и улетела. А старик пошел, куда она ему велела.
Издалека увидал высоченный дуб, подошёл ближе, глянул на вершину - шапка с головы упала. 'Ну как я доберусь до гнезда? Глядеть и то страшно', - подумал старик.
В ту самую минуту слетела с вершины дуба голубка, села наземь, и выкатилось у неё из-под правого и из-под левого крыла по яичку.
- Прими, добрый человек, наш лесной подарок! - проворковала голубка и улетела.
Только успел старик уложить яйца за пазуху, как очутился в своей деревне.
- Чего так скоро воротился? - встретила его старуха.
Рассказал старик, что с ним в лесу приключилось, положил яйца в лукошко с шерстью, а лукошко поставил на печь.
На двадцать первый день лопнуло одно яичко, и показался человечек ростом с кочедык.
Старик со старухой обрадовались:
- Назовем нашего первенца Свертибашем!
В скором времени треснула скорлупа и у другого яичка, и выскочил человечек ростом всего с рукоятку кочедыка. Засуетилась, захлопотала старуха:
- А этого сынка как наречём?
- Гнездо-то, откуда голубка яйца принесла, на вершине дуба было свито, вот и назовем его Юманом.
Стали ребята подрастать. Свертибаш был непоседлив и большой обжора. Съедал всё, что ни попадалось под руку. Нередко и братнину долю съедал. Вырос он скоро и прослыл в деревне силачом.
Юман рос крепким и проворным, но ростом был невелик.
Когда сыновья выросли, родители сказали:
- Милые сынки, мы состарились, а вам пришла пора каждому своей семьёй обзаводиться, порадовать нас внучатами. Поезжайте, по белому свету постранствуйте. Найдёте по уму, по сердцу хороших невест, станем свадьбы играть, пиры пировать. В пути-дороге дружите, один другого не обижайте. Помните этот наш совет, и будет наше благословение с вами. Тогда каждый найдёт своё счастье.
С теми словами старик пошёл в конюшню и вывел двух, оседланных коней. Один конь сытый и резвый, другой - смирный и тощий, точно косарь.
- Выбирайте, кому какой нравится, - сказал отец. Свертибаш тотчас вскочил на гладкого, резвого аргамака, а Юман сел на тощего коня, и покинули братья родительский дом.
Ехали они семьдесят семь дней. Тут Свертибаш остановился.
- Я сильно проголодался, - сказал он, - а родители дали нам в дорогу всего-навсего по три яблока.
- Так ведь яблоки эти не простые, а чудесные, - сказал Юман.
Свертибаш достал и съел все три яблока. А Юман к своим не притронулся.
После отдыха ехали ещё семьдесят семь дней. Кони из сил выбились, и сами молодцы притомились. Остановились на зелёном лугу. Пустили коней на траву-мураву, а сами крепко уснули.
Свертибаш проснулся первым, стащил потихоньку у спящего брата два яблока и съел. Хотел было и третье украсть, но как раз в ту минуту Юман проснулся, глядь, а яблок нет, и стал он брату пенять:
- Как не стыдно! Родители наказывали жить в мире и согласии, друг другу во всём помогать, а ты вздумал яблоки красть!
Съел Юман половину последнего яблока и почувствовал себя бодрым и сильным. Другую половину яблока скормил коню, и конь сразу стал резвым и гладким.
И снова сели братья на коней. Еще семьдесят семь дней продолжали путь и приехали в стольный город. В том городе у царя была дочь-красавица. Как узнал об этом Свертибаш, сказал брату:
- Ты поезжай куда знаешь, а я тут останусь и посватаю царевну.
- Ну, мне-то, как видно, в этом городе невесты не найти - отвечал Юман, - а родители ведь не велели нам с тобой разлучаться.
- Отец с матерью от старости из ума выжили, - засмеялся Свертибаш, - и если все их прихоти исполнять, так нам придётся век холостыми-неженатыми ходить. Коли нет здесь тебе невесты, поезжай один, ищи свою долю, а я никуда отсюда не поеду.
Сколько ни уговаривал Юман брата, всё без толку. Потужил, погоревал он и уехал один из города.
Свертибаш расстался с братом и пошел к знаменитой гадалке:
- Хочу жениться на царской дочери, а во дворец попасть никак не могу: стража не пропускает. Посоветуй, как высватать царевну!
- А что мне дашь за совет?
- Денег у меня нет. Отдам тебе своего коня.
И тут же привел гадалке своего аргамака. Тогда гадалка сказала:
- Царевна ежедневно оборачивается лебедью и летает купаться в озере, которое находится в тенистом лесу. Там она снова обернется девушкой и купается. Если сумеешь унести ее лебединые крылья и одёжу, а потом скажешь, что всё это ты отбил у вора, - половина дела сделана. Кроме того, дам тебе приворотное зелье. Посыпь одёжу царевны вот этим порошком, и она навеки полюбит тебя.
На другое утро Свертибаш схоронился в кустах на берегу лесного озера и стал ждать. Около полудня прилетела белая лебедушка, опустилась на песок, сбросила крылья, обернулась златокудрой девицей, скинула одёжу и стала купаться.
Свертибаш утащил лебединые крылья, посыпал приворотным зельем платье царевны, а сам отошёл чуть подальше и ждёт, что будет.
Выкупалась царевна, вышла на берег и не нашла ни крыльев, ни платья и горько заплакала:
- Ох, тошнёшенько! Какой злодей меня обездолил? Как мне теперь в таком виде на люди показаться?
Свертибаш как только услышал, что царевна заплакала, тотчас закричал, заругался:
- Ах, разбойник! Отдай всё, что украл! Все равно не уйдешь, не убежишь от меня.
И через малое время кинул из-за кустов одёжу и лебединые крылья:
- Одевайся, прекрасная царевна! Насилу отбил у вора твоё платье да крылья.
Царевна несказанно обрадовалась, скорым-скоро оделась и проговорила:
- Не знаю, как и благодарить тебя, мой спаситель! Выйди из кустов, покажись мне.
А Свертибашу того только и надо было. Вышел на берег, стал небылицу сказывать:
- Иду мимо озера и вижу, какой-то оборванец выскочил из кустов и тащит женскую одёжу и лебединые крылья. Закричал я на него, кинулся догонять, и еле удалось.
Глянула на него прекрасная царевна, а приворотный порошок уж подействовал. И кажется ей, что краше этого молодца никого на свете нет. Смотрит на Свертибаша, глаз отвести не может.
- Кто ты есть и откуда, добрый молодец? - спросила она под конец.
- Я королевич, - повёл обманную речь Свертибаш. - Докатилась молва до нашего королевства о твоей несказанной красоте, и приехал я по доброму делу, по сватовству. Пойдешь за меня замуж, прекрасная царевна?
- Я-то с радостью пойду за тебя, да вот не знаю, согласятся ли отец с матерью. Ну да ты не тужи, не печалься. Я ведь единственная дочь у них. Родители мне никогда ни в чём не отказывали, а уж коли заплачу - нипочем не откажут.
С теми словами подхватила она под руку Свертибаша и привела во дворец прямо к царю:
- Вот мой суженый! Благословите, батюшка, выйти за него замуж.
Царь сперва рассердился, ногами затопал, корону набок сдвинул:
- Век тому не бывать, чтобы мы породнились с каким-то неведомым проходимцем!
- Не проходимец он, а королевский сын, - сказала царевна и принялась так громко кричать и плакать, что царь уши заткнул.
На крик сбежались нянюшки, мамушки. Прибежала и сама царица.
- Что тут делается? - закричала она.
А как узнала, что дочь суженого привела и отец противится, сама заплакала, стала царю выговаривать:
- Где это видано, где это слыхано, чтобы родной отец своё дитя обижал? Дочь жениха по сердцу нашла, домой привела. Другой бы на твоём месте радовался, а ты, бесчувственный, нашу дочушку до слёз довёл и сидишь как пень!
- Да замолчите вы! - Царь рукой махнул. - Делайте, как знаете!
Царица с царевной слёзы осушили, принялись хлопотать. Жениха напоили, накормили. Потом царь сказал:
- Велите запрячь пару коней в хороший тарантас. Пусть жених повезёт невесту к богоданным родителям, к своему отцу с матерью. Там и уговорятся, когда станем свадьбу играть, пир пировать.
Привез Свертибаш царевну домой:
- Нашел я себе невесту. Люба ли она вам, родители, а мне лучше её на всём белом свете не сыскать.
- Это-то хорошо, сынок, что ты невесту себе высватал. А где же брат твой Юман? - спросил старик.
- Не хотелось мне с братом расставаться. Уговаривал его не разлучаться, но не послушался он меня. Очень Юман своевольный. Не сказавшись, скрылся, уехал потихоньку неизвестно куда.
Посуровел старик, но промолчал.
- Спрашивают родители невесты, когда свадьбу станем играть, - проговорил Свертибаш.
- Когда Юман вернётся, тогда и станем о свадьбе говорить, - ответил старик.
А Юман той, порой ехал все дальше и дальше и в пути-дороге совсем отощал. Заехал он в глухой, тёмный лес. Остановил коня возле огромного, развесистого дуба. И тут, откуда ни возьмись, появился перед ним седой старик.
- Кто ты есть, добрый молодец? Куда путь держишь? - ласково спросил он.
Рассказал Юман, кто он и куда едет.
- Вот ты кто! - сказал обрадованно старик. - Ведь ты, значит, внучек мой!
И тут же повёл седой старик Юмана в избу, накормил, напоил.
- Ложись, отдыхай, а завтра обо всём поговорим.
- А конь мой как же? - спросил Юман. - Не кормлен, не поен он.
- О коне не беспокойся. Накормлю и напою и от непогоды укрою.
На другое утро пробудился парень, а дед уж не спит:
- Давай завтракать, потом покажу тебе своё хозяйство.
После завтрака повёл гостя по разным покоям. По одиннадцати провёл, а в них всякого добра полным-полно. Открыл двери в двенадцатый покой. Зашёл туда Юман, да так и обомлел. Стены уставлены двенадцатью зеркалами. В одном видны все моря и океаны, в другом все реки земные, в третьем зеркале видится небесная высота, в четвертом- подводная глубин, в пятом- все рыбы речные, озерные и морские, в шестом- все гады ползучие, в седьмом - звери рыскучие, в восьмом - птицы, какие есть на земле, в девятом - люди разных стран и наречий. Одним словом, в эти зеркала было видно всё, что есть на земле, под землёй, на воде и под водой, в небесной вышине и в человеческой душе.
А когда взглянул Юман в двенадцатое зеркало, то так ахнул. Смотрела на него девица - ненаглядная красота и будто что-то говорила Юману.
Долго он стоял перед двенадцатым зеркалом. Потом очнувшись, спросил деда:
- Кто эта прекрасная девица?
-Это Уга, - ответил старик.
- Краше её не было и нет на всём белом свете, - сказал Юман. - Высватай за меня эту девушку!
- Если смотрела Уга на тебя в зеркале приветливо, это добрый признак. Но знай, что высватать её очень трудно.
- Чего бы ни стоило, не отступлюсь. Лучше живу не быть, чем без милой жить, - ответил Юман.
- Будь по-твоему, слушай, что тебе скажу. Дам я тебе ружьё, и научись перво-наперво стрелять без промаха. Когда пойдешь свататься, это пригодится.
Поблагодарил Юман старика за ружьё, воротился домой и стал каждый день ходить на охоту. Через год научился так; метко стрелять, что бил по любой цели без промаха и столько приносил дичи, что хватало и старикам родителям, и Свертибашу с невестой.
Отцу с матерью Юман сказал:
- Невесту я себе нашёл. Скоро пойду свататься.
А Свертибаш над братом посмеивался:
Ездил, ездил без толку, да и опять приедешь ни с чем.
Вернулся как-то раз Юман из лесу усталый, лёг спать и увидел во сне Угу.
Стал ты теперь лучшим стрелком, - говорила она. - И если не побоишься трудов и опасностей, приходи ко мне, и буду я тебе верной и любящей женой. Но помни, придётся тебе износить три пары железных сапог, истратить три железных посоха да три железных колобка.
Сказала так Уга и исчезла. Тут и проснулся Юман. Проснулся и пошел в кузницу. Сковал ему кузнец три пары железных сапог, три железных посоха и три железных колобка.
Вскинул Юман ружьё на плечо и отправился в дальнюю дорогу. Шел долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли, сапоги железные не изнашиваются, посохи не истираются, и колобки железные целым-целёхоньки.
В ту пору зашёл добрый молодец в дремучий лес, и повстречался ему в том лесу человек:
- Нет ли у тебя дорожных припасов, паренёк? - спросил он Юмана. - Голод меня измучил, и жажда истомила.
У Юмана оставался всего один сухарь да несколько капель воды. Всё равно ненадолго мне этих припасов хватит', - подумал он и подал прохожему сухарь и воду.
- Вот всё, что у меня осталось.
Взял прохожий сухарь и воду, поблагодарил Юмана:
- Вижу - к беде людской да к горю ты отзывчивый, и хочется мне чем-нибудь помочь тебе. Возьми вот эту сумку. Когда трудно придётся, открой её, и, может статься, выручит она тебя.
Сказал так прохожий человек и скрылся в лесу. А Юман дальше пошёл.
Навстречу выскочила лиса. Прицелился Юман, спустил курок, и перевернулась лисица, упала. Смотрит Юман: что такое? Одна пара железных сапог прохудилась, один посох железный по рукоять избился, и один колобок железный на мелкие крошки рассыпался.
Прошел ещё несколько вёрст, вдруг выскочил из кустов матёрый волк, зубы оскалил. Юман выстрелил, и закувыркался, забился волк на земле. Тотчас же другая пара сапог раз валилась, второй посох и колобок рассыпались.
Прошел Юман мимо волка, не оглянулся. И тут вдруг из-за дерева высунулся огромный медведь, заревел и бросился на Юмана. Прицелился молодец, выстрелил прямо в пасть медведю и убил его наповал. В ту же минуту последняя пара железных сапог прахом пошла, последний железный посох и железный колобок в пыль рассыпались.
И тут почувствовал Юман смертельную усталь, лёг и уснул крепким сном. Сутки спал беспробудно и проснулся от голода и жажды. Пошарил, поискал, ни крошки еды, ни капли питья не нашёл и вспомнил: «Эх, да ведь и сухарь и последние капли воды отдал я прохожему человеку. Заметил около себя сумочку, которую дал ему странник. Помнится, говорил он, будто что-то про эту сумочку, - подумал так и открыл её. В сумочке ничего, кроме платка, не было. Вынул платок и легонько встряхнул его. И в то же мгновение расстелилась перед ним скатерть-самобранка. А на скатерти всяких кушаний и напитков полным-полно. Пей, ешь, чего только пожелаешь.
Напился, наелся Юман вволю, встряхнул платок ещё раз - ни скатерти, ни пищи, ни питья не стало. 'Вот это подарок!' - подумал он и стал платок убирать в сумочку, да нечаянно уронил его наземь, и вдруг, откуда ни возьмись, повалило войско: солдаты с ружьями, с саблями идут, в барабаны бьют, музыка играет, и знамя по ветру полощется. А командир спрашивает:
- С кем, хозяин, воевать приказываешь?
- Воевать сейчас ни с кем не надо, - сказал Юман. Поднял он с земли платок, и пропало всё войско, будто его и не бывало. 'Это мне может пригодиться', - подумал Юман и убрал платок в сумочку.
Стал путь продолжать. Лес скоро кончился, пошли густые кустарники, а вдали виднеется поле. Пробирался он через кустарник, пробирался, и вдруг... земля под ним расступилась, и провалился молодец в глубокую пропасть. Летел-летел вниз и наконец упал на дно пропасти. Посмотрел вверх - небо ему величиной с копейку показалось.
Тут заметил он проход в земляной стене: Дай пойду по этому проходу. Скоро проход стал расширяться, и оказался Юман в незнакомом мире. Вдали горы теснились, росли по склонам гор невиданные деревья, а в низине расстилались луга с диковинными цветами и неведомыми травами в рост человека. По луговине река текла.
По другую сторону реки увидал дом. Перебрался через реку, подошёл к дому. Дверь была не заперта. В первой же чисто прибранной горнице сидела девушка-красавица. Пригляделся Юман и узнал в этой красавице свою Угу. В то мгновение и девушка заметила молодца, узнала его и кинулась навстречу:
- Наконец-то дождалась я тебя, мой суженый! Не знаю только, на радость или на неизбывное горе встретились мы. Много лет томлюсь я в плену у двенадцатиглавого Змея. Он похитил меня из родительского дома, держит в заточении и требует, чтобы я вышла замуж за его племянника, злого волшебника. Ты спрячься: скоро чудовище воротится домой и тогда не быть тебе живому.
- Не тревожь себя, - проговорил Юман, - ведь за тем сюда и шёл, чтобы тебя выручить.
- Ох, чую - Змей возвращается, - забеспокоилась Уга, - стань хоть вот за печку!
Не успел Юман заскочить за печь, как зашумело всё кругом и с грохотом, со страшным свистом влетел Змей. Дом так весь ходуном и заходил.
- Фу-фу-фу! - закричал змей. - Что это тут земным человеком пахнет?
- Да, видишь, зашел какой-то прохожий, - промолвила Уга. - Крепко, видать, притомился и лег отдохнуть.
- Вот я его сейчас и съем!
- Не трогай гостя! Ведь это мой родной брат. Юман вышел из-за печки:
- Съесть ты меня успеешь, а сейчас я накормлю тебя моими дорожными припасами. Таких кушаний да напитков ты век не пробовал.
С теми словами достал из сумочки платок, встряхнул; и появилось такое множество разнообразных кушаний и напитков, что змей от удивления пасть разинул. Сколь ни прожорлив был змей, сколько ни пил, ни ел, на скатерти-хлебосолке убыли не было. Наконец отвалился Змей от стола, говорит:
- Отдай мне эту диковину!
- Если меня не тронешь, отдам, - посулил Юман.
- Не трону, не трону! - закричал Змей так, что стёкла из окон вылетели.
Выспавшись после обеда, змей созвал в гости всю свою родню. Собрались разные чудища: многоголовые змеи, гады и страшилища со всех краёв. Набился полон дом гостей.
- Давай свою диковину, поскорее припасай угощение! торопит - Змей.
Выхватил Юман платок и кинул наземь. Тотчас появилось несметное войско.
Спрашивает главный командир:
- Кого, хозяин, бить-воевать надобно?
- Бей, руби на мелкие куски всю эту нечисть! - приказал Юман.
Принялись солдаты стрелять и рубить саблями, и через недолгое время ото всех змей и гадов осталось одно крошево.
Сунул Юман платок в сумочку, и всё войско исчезло.
- Ну, теперь можно нам, Уга, отсюда уходить.
- Нет, - сказала Уга, - так их здесь оставлять нельзя. Они оживут, и нам беды не миновать. Чтобы навсегда избавиться, надо их сжечь.
Наносили они дров, подожгли дом, а сами выбежали на улицу.
Достала Уга из кладовой ковёр-самолёт, расстелила на дворе и говорит:
- Садись ко мне, и через несколько часов мы попадём в твою деревню.
Сел Юман с ней рядом, взвился ковёр-самолёт, вынес их на белый свет и в скором времени опустился прямо в то мое селение, откуда был родом Юман.
Старики родители встретили их хлебом-солью.
- Вот теперь можно и свадьбы играть, - молвил старик. - Готовьте всё к свадебному пиру, а я стану гостей созывать.
У Свертибаша и у его невесты всего было вволю. Напекла, наварила царевна великое множество разных кушаний и села вышивать свадебные подарки старикам родителям и ближней родне.
А у Юмана с Угой нет ничего. Опустил молодец голову, запечалился.
- Не вешай головы, - утешает Уга, - на поклон ни к кому не пойдём, всё сами справим, как надо.
И вот уже стали гости съезжаться. Приехали и царь с царицей - родители Свертибашевой невесты. Наступил канун свадебного пира.
- Ложись, Юман, спать, а мне надо приготовить всё, что требуется.
В полночь Уга вышла на крыльцо, перебросила с руки на руку волшебный перстень и проговорила:
- Собирайтесь, слетайтесь, мои верные помощники! Напеките, наварите всяких кушаний, чтобы было чем гостей угощать! Мёду, пива наставьте, вина накурите да подарки припасите для отца с матерью и для всех гостей!
Тотчас кухня и кладовая наполнились кушаньями, напитками и множеством разных ценных подарков.
На другой день начался свадебный пир.
Сперва Свертибаш со своей невестой столы накрыли и принялись угощать гостей. Угощения хватило только для самой близкой родни.
- Счётом маловато и на вкус небогато, а червячка заморить можно, от нужды сойдёт и это угощение, - молвил старик отец, когда отведал угощений Свертибашевой невесты.
Затем пригласили гостей за столы, накрытые Угой. И оказалось, так много всего наготовлено, что хватило не только на ближнюю родню. Угощали даже тех, кто пришёл только посмотреть на свадьбу.
- Отродясь так вкусно не пил, не ел! - похвалил отец Угу. - Накормила, напоила всю округу, и так много осталось, что можно ещё хоть два свадебных пира справить. Потом невесты стали родителям подарки подносить. Свертибаш с царевной подарили родителям шелковые наряды. Весь народ ахнул от удивления.
- Не стыдно нам со старухой в такой справе будет на сенокос идти. Видно, что невеста рукодельница, - похвалил подарки отец.
А когда Уга поднесла отцу с матерью подарки, все остолбенели.
- Эдакого дива век не видано! - шумел народ.
Отец с матерью и все гости не могли оторваться и глядели на наряды, словно из солнечных лучей сотканные.
- Такие наряды только по самым большим праздникам носить, - вымолвил старик. - Такой рукодельницы в наших краях не видано, не слыхано!
А Свертибаш со своей невестой чуть не лопаются от зависти.
ту пору стала царица убиваться, плакать:
- Королевским сыном сказывался, обманул! Для того ли мы нашу единственную дочь растили, берегли да холили, чтобы за мужика-лапотника замуж выдать? Не хочу своё родное дитя в мужицкой семье оставлять!
Хмельной царь ещё пуще куражится:
- Я спервоначалу говорил, что он не королевский сын, а проходимец. Вот и вышло по-моему! Эй, стража! Хватайте обманщика, куйте в железо, отвезите в город и сдайте в солдаты! Там ему прибавят ума.
Подхватили стражники Свертибаша, сковали ему руки-ноги и увезли в город. Сдали в солдаты.
Сколько ни плакала, ни голосила царевна царь с царицей не вняли ее слезам. Посадили они дочь в карету и увезли в стольный город
- Старик, на всё это глядя, сказал:
- А и всяк молодец на сем свете женится, да не всякому женитьба удается. Не удалась женитьба Свертибашу, который неправдой жить норовил. Не горюй, не плачь, старуха! Не в могилу Свертибаша проводили. Пусть солдатского житья-бытья отведает. Чужедальняя сторона авось прибавит ума. Остались у нас сын Юман и мудрая невестка Уга. Есть кому нашу старость покоить.
Юман с Угой после свадьбы принялись вести хозяйство, и так у них пошло всё споро да ладно, что не только старики родители, а все люди глядели на них да радовались.
Сказка с загадкой, а лжи ни слова.
Задача по сказке «Юман – Батыр»
В сказке старик пошел искать дуб-великан, который вершиной в небо упирается. Я узнал, что секвойя самое высокое дерево на планете и может достигать более 110 метров в высоту. Сколько лет потребуется дубу, чтобы достигнуть этой высоты, если в среднем за 3 года он вырастает на 1 метр.
Решение:
Если за 3 года дуб вырастет на 1 метр, тогда
3 * 110 = 330 лет.
Ответ: дубу потребуется 33о лет.
Сказка ««Бедный Илюш»
Давно дело было. Один царь по имени Еремей вздумал выдать замуж свою дочь. Но условием поставил не богатство и не знатность жениха, а его умение красно говорить. Он так и объявил во всеуслышание: выдам дочь за того, кто в красноречии заткнёт за пояс меня самого, пусть тот человек хоть и будет беден.
Услышав о таком условии царя, всякие там вельможи и министры, не очень-то долго раздумывая, сами себе сказали: Э, нет, женихов из нас не получится, лучше и не пробовать тягаться с царём в словопрении.
А вот сын одного бедного крестьянина Илюш, услышав царское слово, обрадовался. А нельзя ли мне попытать счастья,- подумал он.- Не получится ли из меня жениха для царской дочери?' И отправился из родного дома в столицу. Но идти-то в город идёт, а не торопится. Поспешишь, говорят, людей только насмешишь. Надо действовать наверняка - одному за такое дело лучше и не браться. Хорошо бы найти такого добра молодца, который за словом в карман не лезет.
И тут как раз идёт навстречу ему Илле. Илюш останавливает Илле и, показывая рукой на пустое поле, говорит:
- Гляди-ка, Илле, вон идут двенадцать волков.
Илле смотрит-смотрит, а ничего не видит. Так и говорит:
- Нет там никаких волков.
- Коли так, иди, парень, своей дорогой, нам с тобой не по пути,- говорит Илюш и остаётся в поле один.
Через какое-то время попадается ему навстречу Илька. Илюш останавливает его и опять, показывая в чистое поле, говорит:
- Видишь, Илька, идут двенадцать волков!
- Шутки шутишь,- отвечает Илька.- Нет там никаких волков.
Илюш и ему:
- Коли так, иди своей дорогой, мне и с тобой не по пути. Идёт Илюш дальше - встречается ему Илюк. Илюш останавливает его и, показывая в чистое поле, говорит:
- Гляди-ка, Илюк, идут прямо на нас двенадцать волков! Илюк какое-то время всматривается в пустое поле, а потом говорит:
- А ты, парень, оказывается, видишь неважно. Ведь их не двенадцать, а двадцать четыре!
Тогда Илюш обрадовался и говорит:
- Вот с тобой-то можно кашу сварить, вот с тобой-то мне по пути. Пойдём вместе царевну добывать.
Илюк соглашается, и они вдвоём идут в царский дворец.
Когда парни вошли в царские покои, царь Еремей обедал жареной курочкой. Завидев гостей, он сразу же заговорил с ними:
- Велел вот нынче прирезать эту курицу, а то взяла моду взлетать на крышу и склевывать звёзды. Оставь её - того гляди, все звёзды склюет.
Илюш в тон царю говорит:
- Не стоило беспокоиться. Наши куры уже давно склевали все яркие звёзды, остались только мелкие да тусклые.
Царь даже курочку есть забыл, глядит на Илюша, а потом, как бы проверяя правильность его слов, спрашивает у Илюка:
- Правду ли говорит этот человек? Илюк отвечает:
- Я не знаю, правда это или неправда, я живу сапожным ремеслом, домашнюю птицу не развожу. Но я видел собственными глазами, как три дня назад соседская курица несла в клюве полмесяца.
Из слов Илюка получалось, что Илюш говорил правду. Следующим блюдом царю подали капусту.
- Добрая у нас капуста родится,- говорит царь.- Из одного вилка наквашивают сорок, а то и пятьдесят кадок.
Илюш своё:
- Ну, у нас-то капуста будет покрупней: из каждого кочана выходит по триста, а то и по четыреста кадок.
Царь Еремей взглядывает на Илюка:
- Правду ли говорит этот человек? Илюк в свою очередь отвечает:
- Не берусь сказать, правда это или неправда, я живу сапожным ремеслом. Но неделю назад над нашей деревней разразился сильнейший дождь. И как раз во время этого дождя через деревню проходил полк солдат. Так вот все они - а их небось больше трёх тысяч было - укрылись от дождя одним капустным листом, и все остались сухими.
Опять в глазах царя стало правдой то, что сказал Илюш. Подали новое блюдо - мясо быка.
- У нас, когда режут быка,- говорит царь,- потом из костей хоть целый дом ставь, а шкурой можно покрыть тот дом и ещё останется.
- Наши быки будут покрупнее,- не робеет перед царём Илюш.- У нас костей одного быка хватит на постройку целой деревни, а шкуры - на то, чтобы покрыть её всю.
- Правду ли говорит этот человек? - спрашивает царь у Илюка.
А Илюк отвечает:
- Я не знаю, правда это или неправда, я живу сапожным делом. Но вот десять дней назад мимо нас прошёл один бык, так хвост его ещё и до сих пор по деревне тянется. Когда я шёл сюда, мне пришлось перешагивать через этот хвост.
Так перед царём становятся правдой и эти слова Илюша. И царю ничего не оставалось, как признать себя побеждённым в словесном состязании с Илюшем и отдать за него свою прекрасную дочь.
Илюш женился на царевне, и я был на их свадьбе. Пел, а голоса своего не слышал; плясал - хоть ноги и не шевелились; ел масло - вкуса не почувствовал; пил мёд - по губам текло, а в рот не попало.
Задача по сказке «Бедный Илюш»
В сказке Бедный Илюш хотел жениться на царской дочери, но для этого ему нужно было удивить царя Еремея умением красно говорить.
- Неделю назад над нашей деревней разразился сильнейший дождь. И как раз во время этого дождя через деревню проходил полк солдат. Так вот все они – а их небось больше трех тысяч было – укрылись от дождя одним капустным листом, и все остались сухими.
Мне стало интересно какую площадь укрыл бы такой капустный лист?
Решение:
Предположим, что один человек занимает 0,18 кв.м, тогда
0.18 кв.м * 3000=540 кв.м
Ответ: 540 кв.м укрыл бы такой капустный лист.
Сказка «Золотая сумка»
Жили-были старик со старухой. У них было два сына. Сыновья выросли, поженились, и отец с матерью их отделили. Прошло какое-то время, и родители умерли. Все наследство перешло к старшему брату. Младший Иван жил бедно, богат он был разве что на детей – их у него было девятеро.
Чтобы как-то выбраться из нужды, решил Иван в один из годов посеять горох. Ржи ему на зиму всегда не хватало, может, уродится горох, и они им прокормятся.
У Ивана не было своей лошади, пришлось просить старшего брата вспахать полосу. Брат вспахал, выговорив в уплату за работу половину будущего урожая.
Горох взошел дружно. Один раз идет Иван в поле – горох так хорошо растет, что сердце радуется. В другой раз идет – зацвел горох, вся полоса сделалась белым-бела. В третий раз пришел Иван на поле и увидел, что Мороз погубил его горох – весь градом побил. Рассердился Иван на Мороза, решил расправиться с ним. Нашел его в лесу: сидит Мороз на пеньке, свою белую бороду расчесывает. Схватил его Иван за бороду и давай трясти:
– Ты зачем побил мой горох? – говорит. – Плати за него, не то я бороду твою оторву.
– Отпусти меня, Иван, – взмолился Мороз, – я тебе сумку одну дам.
Протягивает сумку, а Иван увидел, что она худая да рваная, еще пуще рассердился.
– На что мне твоя рваная сумка?!
– Иди домой, посади своих детей вокруг стола и вытряхни сумку на стол, – отвечает Мороз.
Иван закинул сумку за спину и пошел домой. Пришел, посадил детей вокруг стола, тряхнул сумкой, а из нее так и посыпались самые разные яства.
Хорошо зажил Иван. Но как-то увидел волшебную сумку старший брат и говорит:
– У меня Две скирды хлеба за овином стоят. Давай обменяем сумку на эти скирды.
Иван согласился. Но ненадолго хватило его большой семье того хлеба, что был намолочен из скирд.
Опять Иван впал в нищету. И опять решил посеять горох. Как знать: может, еще раз такой же хороший уродится.
Засеял Иван свою полосу. На славу вырос горох, но опять его побило градом. Настиг Иван Мороза, ухватил за белую бороду. Мороз на этот раз откупился золотой сумкой.
Принес Иван ее домой, посадил детей вокруг стола и тряхнул сумкой. Тотчас из сумки выскочили двенадцать солдат и давай всех, кого ни попадя, колотить. Еле-еле удалось Ивану собрать драчливых солдат обратно в сумку.
Пошел Иван к старшему брату и предложил обменяться сумками. Брат, не раздумывая, сменил рваную сумку на золотую. После этого он собрал много богатых гостей, усадил их за стол и тряхнул сумкой над столом. Тотчас выскочили двенадцать солдат с дубинками и давай колотить дорогих гостей всех подряд. Гости – кто через двери, кто через окна – разбежались, подавай бог ноги.
Немного опамятовавшись от такого угощения, гости подали на старшего брата в суд, брат в свою очередь – на Ивана.
Вызывают Ивана в суд. Иван захватил с собой и отданную братом золотую сумку.
Как только суд начался, Иван тряхнул сумкой, из нее выскочили двенадцать солдат и принялись колотить судей.
– Останови, Иван, солдат, – в один голос стали упрашивать судьи, – не засудим тебя, не обидим.
Иван остановил солдат. Судьи сдержали свое слово: они вернули ему простую сумку, отобрав у брата.
Так с той сумкой Иван, говорят, и по сей день живет, не тужит.
Задача по сказке «Золотая сумка»
Сколько десятин земли было у Ивана если длина поля имела 1 версту, в ширину – версту без 20 саженей?
И сколько пудов гороха и ржи он получил бы, если с одной десятины можно вырасти 60 пудов гороха, а ржи – 48,61пудов? На сколько больше гороха, чем ржи получил бы с своего поля? (источник - «Арифметика крестьянского хозяйства» Игорь Пыхалов)
1 верста = 500 саженей – длина поля.
1верста без 30 саженей =470 саженей – ширина поля
Площадь поля = 500*470 =235 000 кв.саж.
1 десятина=2400 кв.саженей
235 000:2 400=97,916 десятин.
97,916*60=5 874,96 пудов гороха
97,916*48,61= 4 759,69 пудов ржи
5 874,6 - 475.94= 1 115,26 (пудов)- гороха больше
Ответ: 97,916 десятин, гороха больше на 1 115,26 пудов.
Мне понравилась моя творческая работа. Здесь соединилось всё: и знакомство с содержанием сказок, и фантазия, и математические знания. Я решил, что продолжу разрабатывать тему «Чувашские народные сказки в математических задачах». На уроках литературного чтения и математики предложу одноклассникам оценить результат моей работы.
Список использованных источников и литературы
- Чувашские народные сказки. Перевод С.И. Шуртакова, Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1993.
- Интернет-ресурс: Электронная библиотека детской литературы. Чувашское народные сказки http.//сказкиповолжья.рф
- Библиотека для детей. Ларец сказок
- Интернет-ресурс: Дерево секвойя ethnomir.ru
5. Интернет-ресурс: Как растет дуб в год quepaw.com.ru
6. Интернет-ресурс: Меры длины studfile.net
7. «Арифметика крестьянского хозяйства» Игорь Пыхалов
8. Задачи собственного сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...
Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»
Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...
Тема:"Чувашские народные игры"
Задачи: -продолжать знакомить детей с играми чувашского народа; приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносли...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...