Доли и дроби.
методическая разработка по математике (4 класс)
Конспект урока по матемаике УМК "Гармония", тема "Доли и дроби".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01._drobi_4_kl.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК Гармония – 4 класс
Урок открытия нового знания по программе
Тема: “Доли и дроби”
Цель: - познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли) а/б,
где а,б – натуральные числа.
- с терминами: “дробь”, “числитель”, “знаменатель”, “доля”.
- познакомить с записью и чтением обыкновенных дробей.
Ход работы
- Организационный момент
сл Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» (римский философ Луций Анней Сенека)
-А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика?
(Высказывания детей)
-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны этой науки, такой сложной, но очень интересной.
2. Актуализация опорных знаний.
сл Математический диктант
7200 : 100 : 9 x 10 = (80);
12000 : 4000 х 9 х 10 - 130 = (140);
4500 : 90 x 10 x 4 = (200);
90 x 30 : 100 x 10 - 10 = (260);
Кто назвал ответ выходит к доске и записывает число.
- Расставьте полученные натуральные числа в порядке возрастания и запишите в тетрадь.
- Проверим (один ученик отвечает)
- Что интересного вы заметили? (80, 140, 200, 260. Все числа круглые,
увеличиваются на 60)
- Какое число, по вашему мнению, «лишнее»? (Например, 80-оно двузначное, а
остальные трёхзначные; 200 – кратно 100, а остальные
нет; 140 – сумма цифр нечётная, а остальные – чётная…)
-Какое число следующее? (320)
- Запишите ещё 3 числа, сохраняя данную закономерность. (380, 440, 500)
3. Создание проблемной ситуации.
- Всегда ли результат счёта, измерения удается выразить целым числом?
- Приходилось ли вам слышать такие слова, как полхлеба, полчаса, треть пути?
Где? В каких случаях?
- У вас на парте геометрические фигуры. Покажите полкруга, четверть круга, треть прямоугольника
Обратить внимание на ровные части.
- Вижу не у всех получилось. Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? (мы не
знаем сколько это четверть; как сложить; не получается)
4. Постановка учебной задачи
- Решить эту задачу, поможет тема урока. Прочтите в учебнике как она звучит.
- Что вы хотели бы узнать по этой теме? (что такое дробь, доля; как записываются
дроби; как читаются; как образуются)
5. Открытие нового знания
Да, еще с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.
сл Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово дробь
- Давайте откроем учебник стр.110 Как бы вы ответили на вопрос задания
№ 324?
- Посмотрим, как рассуждают по данной теме Маши и Миша. (читают по ролям)
- Ребята, кто сможет на языке математики записать 1/15?
сл Давайте научимся, как правильно читать и записывать дроби. Читают их так: верхнее число всегда будет отвечать на вопрос, сколько частей, а нижняя какая? или каких? (Записывают в тетрадь № 324 и читают дроби, один или по очереди у
доски)
- Математика уважительно относится к своим объектам (подопечным)
- Каждый элемент в записи дроби имеет своё имя (название). Об этом узнаем из
учебника стр. 111
Постарайтесь запомнить названия, это важно.
6. Первичное закрепление.
№325 учитель работает на доске, дети в тетрадях.
- попробуйте записать дроби в порядке возрастания: 1,16 – 1,4 –
Какая часть какого цвета больше 1,16
- какой вывод можем сделать?
- чем больше знаменатель, тем меньше дробь при одинаковом числительном.
№327 – устно
- Ребята, давайте немножко отвлечемся от учебника. Встаньте и возьмите в руки круг. Сможете ли вы теперь показать четверть круга. Четверть – это сколько?
- У вас так же как у меня.
№328 (3, 4 в классе, 1, 2 дома)
- Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с дробями? (в медицине –
полтаблетки, в магазине – полкило…)
сл В 1858 году в Фивах был обнаружен Папирус Ахмеса - это собрание решений 84 задач, имеющих практический характер.
сл Используя материал новой темы, предлагаю решить одну из таких задач
Разделить 7 хлебов между восемью людьми поровну (предложения детей:
например Надо разрезать каждый хлеб на 8 равных частей
и каждому человеку дать по одной части от каждого хлеба)
сл Посмотрим, как решили задачу далекие предки
- Увлекательно? Не правда ли?
- Как вы поняли, что же такое дробь?
- Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей разделили)
- Что показывает числитель? (Сколько частей закрасили)
- Вспомните, с какой цитатой мы начали урок?
- Согласны вы с этим высказыванием?
- Давайте проверим, на небольшом тесте.
7. Этап первичного осмысления и закрепления знаний.
Внимательно послушайте и запишите только дроби.
«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку».
Проверьте правильность написания.
Встаньте те, кто не ошибся и вписал все дроби правильно.
Итак, для жизни мы учимся или для школы?
Д.з ……. + Творческая работа по желанию: задание «потомкам»; мини-презентация «Дроби в моей жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Доли и дроби" 4 класс
Презентация подходит для факультативного занятия. в 4 классе...
Доли и дроби. Урок 26. Петерсон
Материал к учебнику Петерсон Л.Г....
Доли и дроби. Урок 27. Петерсон
К уроку математики в 4 классе....
Доли и дроби. Урок 29. Петерсон
Материал к уроку математики в 4 классе....
Доли и дроби
Справочный материал по теме "Доли и дроби". 4 класс. Учебник Л.Г. Петерсон....
урок математики в 4 классе тема "доли и дроби"
конспект урока с презентацией...
памятка доли и дроби, задачи на движение
памятка доли и дроби, задачи на движение...