Урок математики 1 класс. Задача
план-конспект урока по математике (1 класс)

Конспект урока математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass._zadacha.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА

ТЕМА: «ЗАДАЧА. УСЛОВИЕ И ТРЕБОВАНИЕ»

Задачи урока:

- знакомство с одним из важнейших понятий начального курса математики – «задача»: условие задачи, из которого мы узнаем числа и что они обозначают; требование задачи, из которого мы узнаем, что должно выражать искомое число;

- самостоятельное составление задач;

- повторить сложение в пределах 10; следующее и предыдущее число;

- учить работать в парах постоянного состава;

- развивать математическую речь.

- формирование УУД:

регулятивные (целеполагание, планирование – работа по плану, удержание цели,

оценка работы по заданному критерию, исправление ошибок в своей работе);

личностные (стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);

познавательные (принимать и удерживать учебную задачу; умение сопоставлять, сравнивать;  выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом,

умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на  уроке);

коммуникативные (умение договариваться, слушать и слышать).

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. 

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. И, конечно, вновь открывать секреты математики.

- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай, запоминай и учись". 
- Наш урок посвящен открытию нового знания.

- На уроке мы должны будем с вами работать над развитием следующих умений.

Уметь
- исследовать; 
- рассуждать; 
- решать;

- сравнивать; 
- обобщать, 
- делать выводы… 

- Итак, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика  ума. Будьте внимательны.
1. чему равна сумма чисел 3 и 2; (5)
2. 8 уменьшить на 4; (4)
3. 10 уменьшить на 2; (8)

4. первое слагаемое 1, второе слагаемое 2. Найти значение суммы. (3)

5. чему равна сумма чисел 4 и 2; (6)

6. из 6 вычесть 5; (1)

7. 8 увеличить на 2; (10)

8. 5 уменьшить на 3 (2).

9. к 3 прибавить 4; (7)

10. 7 увеличить на 2 (9)

- Сейчас вы поработаете в паре. Будьте внимательны, слушайте друг друга. Возьмите числа, которые лежат перед вами. Задание. Их необходимо расставить в порядке возрастания. Кто напомнит, что значит в порядке возрастания? Приступаем к работе. (один на доске)

- Что у нас получилось? (ряд натуральных чисел)

- Назовите число следующее за числом 6, 9, 1.

- Назовите число предшествующее числу 10, 4, 2. 

- Что мы сейчас повторили? (ряд натуральных чисел, следующее и предыдущее число)

- Зачем нам необходимо это? (уметь правильно, хорошо считать)


II. Подготовка к работе на основном этапе. 
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
- Послушайте два рассказа и сравните их: 
1. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери? 
2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка 
– звери, потому что их тело покрыто шерстью. 


- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник "Математика", а какой в учебник "Окружающий мир"? (ответы детей) 
- Такие рассказы в математике, в которых необходимо что-то найти  называются задачами. 

III. Усвоение новых знаний и способов действий. 
Формулирование темы и цели урока.

 
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей) 
- А какие цели урока вы себе поставите? Зачем нам нужно уметь решать задачи?
- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все рассказы могут быть задачей. А ещё мы продолжим учиться работать в парах. 

IV. Открытие нового знания 

- Юные мои математики, сейчас мы с вами проведем исследование по теме нашего урока.

- Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»? (Мы ставили задачи на уроке. Родители поставили передо мной задачу научится красиво писать буквы. На уроке мы выполняем учебные задачи.)

- Сегодня на уроке мы должны выяснить из чего состоит математическая задача.

- Откройте учебник на с.32. Прочитайте тему урока. А теперь ответьте на вопрос: с какими частями задачи мы сегодня познакомимся?

- Приступаем к исследованию.

 Задание 1. Как, не читая задание, узнать, что нам необходимо сделать? (условные обозначения)

- Назовите условные обозначения.

- Послушайте внимательно разговор детей Маши и Миши с бабушкой.

– Что сказал Миша? Что сказала Маша?

– То, что известно в задаче, называется  у с л о в и е м. В задаче всегда есть условие. Из него мы узнаем, какие даны числа и что они обозначают.

– Что спросила бабушка у детей?

– В речь бабушки вложено  т р е б о в а н и е.  В требовании речь идет о том, что необходимо найти.

– Что ответил на вопрос бабушки Миша? (Он предложил пересчитать все поленья.)

– Как поступила Маша? (Маша предложила сложить число поленьев, которые они принесли. 5 + 3 = 8.)

- Чей способ получения ответа вам больше понравился? Почему? (Способ решения Маши понравился больше, потому что он избавил детей от пересчитывания поленьев. Маша решила задачу.)

- Правильно решение задачи освободило ее от необходимости идти и пересчитывать еще раз поленья.

- Умение решать задачи – основа всей творческой жизни человека. Сегодня мы приступили к изучению самой интересной темы, которая поможет нам отвечать на многие вопросы в повседневной жизни.

– Как называется часть задачи, из которой мы узнаем данные числа, и что они выражают? (Это условие.)

– Как называется часть задачи, в которой указано, что требуется найти? (Это требование.)

- О каких частях задачи вы сейчас узнали?

- Прочитайте шесть первых строк разговора Маши, Миши и бабушки. Постарайтесь составить условие задачи. Из чьих слов мы его будем составлять?

- Теперь найдем требование задачи? Напоминаю, что требование – это то, что требуется найти, другими словами это вопрос. Кто из героев высказал требование задачи?

- Мы только что выполнили одну из целей нашего урока: узнали из каких частей состоит задача. А сейчас будем работать над следующей целью: учиться применять новые знания.

Задание 2.

- Сейчас вам предстоит работа в паре. Прочитайте, сравните два текста и обсудите, какой из них является задачей.

- Чем похожи эти тексты? Чем отличаются? Какой же из текстов является задачей? Докажите.

- Какие части должны быть в задаче?

– Назовите условие этой задачи. (В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки.)

– Назовите требование этой задачи. (Сколько детей играло в прятки?)

 – Запишем решение этой задачи.

– Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте по ней текст, который только похож на задачу, но задачей не является. (В вазе стояло 5 ромашек, а на столе – 2 ромашки.)

– Почему этот текст нельзя назвать задачей? (Нет требования.)

 

V. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.


- Продолжим работу в тетради. Откройте с.50.

Задание 1

- Приготовьте два карандаша красный и синий.

- Прочитайте задание. Выполнение с обсуждением. Прочитайте условие задачи, требование задачи. Поднимите руки кто думает также. Кто испытывал затруднения? Запись решения.

Задание 2

- А в данной задаче мы должны будем подписать к рисунку условие и требование задачи. Ниже запишем решение.

- Работаем в паре.

- ПОВТОРЯЕМ ЧАСТИ ЗАДАЧИ.

- Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.

1)В вазу поставили 7 роз, 2 завяли.

2)Сколько всего листов в книге?

3)На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?

-Что вы решили? Назовите задачу. Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)

- Решите задачу, запишите решение.

- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет требования, во втором нет – условия).

- С.р. Перед вами карточки. Сам-но подчеркните условие задачи красной чертой, а требование синей. Проверка. Оцените работу по лесенке. Правильность. Быстрота.

- Откроем учебник на с.33.

№ 3 – выполняет первый вариант; № 4 – выполняет второй         вариант.



IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 
- Над какой темой мы работали на уроке?

- Какую цель ставили? Достигли ли мы цели нашего урока? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке? 
- Какие знания вы приобрели?

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

- Были на уроке затруднения?

Д.з. спросить у родителей, где им приходится решать задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач" 4 класс

Разработка урока + презентация. Урок математики "Решение задач" 4 класс. Цель: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям....

урок математики "Решение задач на сравнение" 1 класс

Урок математики в 1 классе по теме: "Решениезадач на сравнение" УМК "Школы россии". Разработка урока содержит презентацию....

Урок математики "Решение задач. Закрепление изученного" 2 класс

   Урок проводился на городском семинаре по теме "Виды самостоятельных  работ на уроках в начальной школе".    На уроке отрабатывались различные приемы и методы самосто...

Презентация к уроку математики. Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс

Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему "Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс" по программе Школ...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...