Технологическая карта урока математики
методическая разработка по математике (2 класс)

Латунова Алёна Викторовна

Урок позволяет познакомить детей с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_umnozhenie_.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема

Учимся выполнять умножение

Тип урока

Урок-мастерская открытия нового знания 

Цель урока

Познакомить детей с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения.

Познакомить детей со знаком и записью действия умножения.

Развивать умение решать текстовые задачи.

Задачи

Развивать умение организовывать свою учебную деятельность.

Развивать умение ориентироваться в системе знаний.

Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий.

Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре, группе.

Совершенствовать умения делать выводы и оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.

Умения

Предметные:

Научиться записывать и читать примеры на умножение.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

Уметь находить и исправлять свои ошибки.

Познавательные:

Совершенствование навыка решения задач и примеров, умение отбирать нужную информацию.

Коммуникативные:

Формирование конструктивных способов взаимодействия в группе и в парах.

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Ученики должны запомнить конкретный смысл умножения.

Ученики должны понять алгоритм записи примеров на умножение.

Организация пространства Работа индивидуальная, в парах,  в группах.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Я  приглашаю вас в математическую мастерскую.

Раз это мастерская, то  каждый  будет сам открывать новые знания и применять их в работе.

Для того чтобы наша мастерская прошла результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, помогать друг другу.

- Проверьте вашу готовность к уроку

Настраиваются на предстоящую работу

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту.

 Создание гипотезы по теме урока.

- Приступаем к работе.

 На доске запись:

4 • 3 и рисунок по 4 пирожка на трёх тарелочках

- Какие мысли, вопросы у вас появились?

- Как вы думайте, над чем  мы будем работать в нашей математической мастерской.

- Определить тему нашей мастерской.

Высказывают свои предположения

Ставят учебную задачу – познакомимся с новым математическим действием.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;  

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

3.Работа с материалом.

Учебная задача для учителя:

     Подвести учащихся к понятию смысла действия умножения  как сложение одинаковых слагаемых.

Индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи. 

Задание 1 

-Составьте выражения, которые являются решением задач,  и запишите их  в тетрадь.

(На доске картинка, показывающая условие задачи)

а) На трёх полках стояло по 6 игрушек. Сколько всего игрушек стояло на полках?

б) На столе стояли 4 тарелочки, на каждой было по 5 яблок. Сколько всего яблок было на тарелочках?

в) В доме три этажа. На каждом этаже по 4 квартиры. Сколько всего квартир в доме?

Задание 2 

Что общего во всех выражениях?

- Посмотрите, как я упрощу первые две записи

(на доске появляются опорные карточки). Попробуйте понять правило составления записи и сами замените последнее выражение.

Составляют выражения в тетрадях. По одному  ученику с каждого ряда выходят к доске, записывают своё решение. Класс дает условный знак «согласны» или «не согласны»

Комментируют выражение:

6+6+6- по 6 игрушек 3 раза;

5+5+5+5 -по 5 яблок 4 раза

4+4+4 -по 4 квартиры 3 раза

- Одно и то же число берут несколько раз.

Самостоятельно  пробуют составить записи.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия

4. Работа учащихся в парах

Фронтальная работа

- Сравните с соседом свои записи. Попробуйте объяснить, как вы их составили

-О чём должно говорить первое число?

- О чём должно говорить второе число?

- Какой же знак поставить между числами, чтобы всем было понятно, что до этого знака стоит число, которое берут несколько раз. А после этого знака стоит число, которое говорит, сколько раз нужно взять наше первое число. Обратите внимание на нашу запись в начале урока и рисунок к ней.

(на экране

4 • 3 и рисунок по 4 пирожка на трёх тарелочках)

Выслушиваются мнения детей

 -Совершенно верно, вы большие молодцы! Точка между числами – знак нового действия умножения. Умножение - это сложение одинаковых слагаемых. (на доске появляются опорные схемы)

- Поставьте точку – знак умножить между вашими числами.

-Давайте  прочитаем записи, дадим им объяснения

Работают в паре, показывают условные знаки «совпало», «не совпало»

- По сколько брали или какое число берут.

- Сколько раз надо взять первое число.

Высказывают своё предположение, пытаются его доказать

Читают записи, объясняют их значение

-6 умножить на 3, по 6 игрушек взять 3 раза

-5 умножить на 4, по 5 яблок  взять 4 раза

-4 умножить на 3, по 4 квартиры  взять 3 раза

Познавательные УУД:

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- осуществлять работу в паре;

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- действовать по алгоритму.

5. Работа учащихся в малых группах

- Сейчас будем работать в группах.  Возьмите

 карточку № 1.  Давайте вместе прочитаем задание: выбрать записи, которые можно заменить умножением. Заменить сложение умножением

Карточка № 2. Замените умножение сложением

Карточка № 3

Составить по рисунку выражение на умножение

Коллективно выполняют задание на  листочках А4

Карточка № 1

3+3+3+4

6+6+6

7+7+7+7

9+8+7

Карточка № 2

2 • 3

4 • 5

Карточка № 3

Учебник стр. 84 № 1

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании предмета;

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в группе;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя

6. Демонстрация групповых ученических работ, ознакомление с ними всего класса

-Посмотрите на доску. Дайте знак, согласны ли вы с выполнением заданий.

- Оцените работу вашей группы

1.Выполняли задания вместе и дружно?

2. Выслушивали мнение каждого участника?

3.Могли доказать друг другу правоту или ошибочность рассуждения?

Группы вывешивают карточки на доске.

Проверяют, дают условные знаки «верно», «неверно».

(Если обнаруживают ошибки, коллективно проводят их разбор)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании предмета 

Коммуникативные УУД:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- отличать верно выполненное задание от неверного

7. Осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания

-Продолжим работу в группах.

Составьте выражения, которые являются решением задач,   запишите их  на листок А4

(На доске картинка по условию задачи).

а) В классе 16 парт. За каждой сидят по 2 ученика. Сколько всего учеников в классе?

б) В классе 32 ученика. Каждый на завтрак получил по 3 конфеты. Сколько всего конфет получил класс?

- Покажите, что у вас получилось.

- Почему вы выбрали умножение, можно ли было решить задачи сложением?

Обсуждают и составляют выражения.

Демонстрируют свои записи всему классу.

Дают объяснения, рассуждают.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- использовать новую информацию для решения учебных заданий

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в группе.

Регулятивные УУД:

- осуществлять анализ учебного материала.

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

8.Рефлексия

- фиксация нового знания;

- оценка собственной деятельности на уроке

-Наша мастерская подходит к концу.

- О  каком  новом математическом действии узнали?

- Что такое умножение?

- Что означает число, стоящее до знака «умножить»?

- О чём говорит число, стоящее  после знака «умножить»?

- Как найти значение выражений: 6•3; 5•4; 4•3?

- Если интересно, можете дома найти значение выражений: 2•16 или 3 •32.

-Оцените свою активность на уроке, используя приём «ладошка»

(Открытая ладонь – мне всё понятно, я работал активно;

ладонь ребром – для меня есть непонятные моменты;

ладонь в кулаке – мне всё непонятно).

-Вы – большие молодцы! Всем спасибо за урок.

Отвечают на вопросы

Коллективно проговаривают смысл выражений, под руководством учителя находят значение.

Оценивают свою активность

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- анализировать и осмысливать свои достижения;

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....