Текстовые задачи. Задачи на установление времени
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 4 классе 31.01.2023г
по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события».
Подготовила учитель начальных классов
"Шипаковской ООШ" – филиала МАОУ«Северо-Плетневская СОШ»
Семенова Людмила Васильевна
Цель: формирование умений решать задачи на установление времени (начало, конц и продолжительность события); систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).
Задачи:
1) продолжить работу над умением решать текстовые задачи;
2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о единицах времени;
3) воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять их недостающими данными.
Метапредметные:
Познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
Коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
Личностные: проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Межпредметные связи: окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока.
I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)(Слайд 1)
-Ребята, улыбнитесь друг другу, мне. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
- Что ещё может делать улыбка? (улучшает кровообращение, в организме увеличивается количество антител, борющихся с инфекциями, искренняя улыбка продлевает жизнь в среднем на 7 лет и это не цитата, а научно доказанный факт)
- Пусть сегодня с вами будет только хорошее настроение.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа
Мы знаем время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы
- Ребята , о чем это стихотворение? О каких единицах времени говорит автор?
Устный счет
- Начинаем урок с разминки
1) Найдите "лишнее":
1 год, 5 лет, 12 минут, 50 секунд, 2 метра, 1 век, 12 месяцев?
Почему? Докажите.
2) Реши "математическую" цепочку:
60 * 8 * 10 : 100 : 2 = ?
50 : 10 * 30 * 2 : 5 = ?
- Где в жизни встречаются эти числа?
3) Игра "Верно - неверно"
( у вас на столе лежат карточки с буквами Н и В, если ответ верный, поднимаете В, если неверный - Н)
- В 2 неделях 14 дней. (В)
- Полгода это 6 месяцев. (В)
- 4 века это 500 лет. (Н)
- 2 минуты это 120 секунд. (В)
- 3 часа это 300 минун (Н)
- Полвека это 50 лет. (В)
- В одних сутках 60 часов (Н)
- Третья часть суток это 8 часов.(В)
- Чтобы найти половину суток, нужно 24 : 2 = 12 ( ч ). (В)
-- О единицах какой величины мы говорили? (Время)
?????????? Подойдите ко мне. Девочки берут ораньжевые карточки, а мальчики - голубые. Девочки расположите все единицы времени, начиная с наименьшей, а мальчики - с наибольшей. (на доске карточки в единицами времени).
-- Какие величины вы ещё знаете?
У вас на столах лежат карты самооценки вашей работы, оцените свою работу, если все задания были выполнены без ошибок ставите 1балл, если было 2-3 ошибки - пол балла 0,5, если допустили более 3-х ошибок, то 0 баллов)
Оцениваем ЗАДАНИЕ №1
III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока
- Ребята, вспомните, чему мы учились на последних уроках математики?
- Какие задачи решали?
- Как вы думаете, сегодня на уроке мы чему будем учиться? (решать задачи). Связанные с какой величиной? (Временем).
- А вот какие задачи на время мы будем учиться решать, вы сейчас узнаете.
ЗАДАЧА 1: Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?
- О чём задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Сколько времени длятся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны определить время окончания уроков)
- Каким действием? +
- Во ск. закончатся уроки? 13ч 30 мин
- 13ч. 30 мин по другому это склько времени? 1ч 30 мин, половина второго
Начало события | 8ч 30мин |
Окончание события | ? |
Продолжительность события | 5ч |
ЗАДАЧА 2: Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?
- О чём эта задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны узнать продолжительность уроков)
- Каким действием ответим на вопрос задачи? -
- Чему равна продолжительность уроков? 5ч
Начало события | 8ч 30мин |
Окончание события | 13ч 30мин |
Продолжительность события | ? |
ЗАДАЧА 3: Уроки в школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?
- О чём эта задача?
- Сколько времени длятся уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны узнать время начала уроков)
- Каким действием ответим на вопрос задачи? -
- Когда начались уроки? 8ч 30 мин
Начало события | ? |
Окончание события | 13ч 30мин |
Продолжительность события | 5ч |
- Это задачи похожи между собой? Чем? (определяем время)
А чем отличаются? (В одной задаче нужно узнать время начала уроков, в другой - продолжительность уроков, а в третьей - время окончания уроков).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема: Задачи на установление времени (начало, продолжительность и конец события).
На доске карточки: начало, продолжительность, конец события.
(конструируем памятку на доске) +, - , -
- Поставьте перед собой задачи, чему будете учиться? (Учиться решать задачи, переводить одну единицу времени в другую, отрабатывать вычислительные навыки).
- Молодцы.
IV. Работа по теме урока.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте задачу.
ЗАДАЧА (один уч-ся у доски)
Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и прибыл на конечную станцию в 7 часов 15 мин вечера. Сколько времени был в пути поезд?
- Прочитайте задачу вслух.
- Что в задаче известно? (время начала пути и время конца пути)
- Что нужно узнать? (продолжительность пути)
- Каким действием решатся задача? (Посмотрите карточку-подсказку)
- Посмотрите внимательно, с чего начнёте решать задачу???? 7ч15мин вечера это по другому сколько времени??? 19ч 15мин
7ч.15мин вечера = 19ч15мин
- Запишите решение задачи:
19ч15мин - 6ч10мин = 13ч05мин - был в пути поезд
Ответ:
- Составим обратные задачи. Вам поможет СЛАЙД
Поезд вышел в 6 часов 10 мин утра и был в пути 13 часов 5 мин. Во сколько поезд ___________________________________? (прибыл на конечную станцию) 19ч 15мин
- Что в этой задаче нужно найти? (время окончания события (пути))?
- Каким действие будем решать? (сложением).
- Задачи на окончание события решаются сложением.
- Смотрим на слайд, сосьавляем вторую обратную задачу:
Поезд был в пути 13 часов 5 мин утра и прибыл на конечную станцию в 19 часов 15 мин вечера. Во сколько поезд ________________? (отправился в путь или начал своё движение) 6ч 10мин
- Что в этой задаче нужно найти? (время начала события (пути))?
- Каким действие будем решать? (вычитанием).
- Задачи на нахождение начала события решаются вычитанием.
Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ №2
V. Физкультминутка.
( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)
«Часики» - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
«Маятник» - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
«Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
«Будильник» - поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.
«Пружинка» - приседания.
«Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.
VI. Закрепление изученного
1. Решение с комментированием:
ЗАДАЧА: Урок длится 45 мин и закончится в 10ч 10мин. Во сколько начался урок?
- Что в задаче известно?
- Что нужно найти?
- Как найдём начало урока? Каким действием? (посмотрите на памятку на доске).
- Как запишем решение?
- Сколько получиться, кто первый назовет ответ, заработает 1б:
10ч10мин - 45мин = 9ч 70мин - 45мин = 9ч 25мин - время начала урока
Ответ: 9ч 25мин
2. Самостоятельная работа "Цветные карточки". НА ВЫПОЛНЕНИЕ 5мин
Задача (ЖЁЛТЫЕ) (базовый уровень), решение задачи и запись ответа - 1б
1) Поезда в метро ходят с одинаковым интервалом в 3 мин. 30 с. Первый утренний поезд прибыл на платформу в 5 ч 49 мин 40 с. Во сколько прибудет следующий поезд?
Ответ: в 5 час. 53 мин. 10 сек.
2) Мама закончила готовить ужин в 19 ч 20 мин. Сколько времени у неё заняло приготовление ужина, если она начала готовить в 17 ч 40 мин.?
Ответ: 1 час. 40 мин.
3) Спектакль продолжался 1 час 40 минут и закончился в 14 часов 10 минут. Во сколько начался спектакль?
Ответ: в 12 час. 30 мин.
Задача (ЗЕЛЁНЫЕ) (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б
Дети в загородном лагере отдыха хотели посетить три тренировки по разным видам спорта. Они располагали свободным временем, начиная с 10 ч. Тренировка по гандболу проходит с 12 до 13 ч, по настольному теннису — с 10 до 12 ч, а по бадминтону — с 11 до 13 ч.
Получится ли у ребят позаниматься по 1 ч каждым из указанных видов спорта? Если да, то в каком порядке и в какое время ребята посетят тренировки, запишите.
Ответ: Да, теннис с 10 до 11ч, бадминтон с 11 до 12ч, гандбол с 12 до 13ч
Задача (повышенный уровень сложности), запись ответа - 2б
После третьего урока, который заканчивается в 11 ч 30 мин, ученики 4 класса должны полить цветы в кабинете биологии, математики и химии. В кабинете биологии идут уроки с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин, в кабинете математики — с 9 до 12 ч. а в кабинете химии — с 12 ч 30 мин до 15 ч.
Успеют ли дети полить цветы во всех кабинетах до обеда в 13 ч, если в одном кабинете они поливают цветы 30 мин? Если да, то в каком порядке они будут поливать цветы в кабинетах., запишите.
Ответ: Да, химия с 11ч30мин до 12ч00мин, математика 12ч00мин до 12ч30мин, биология с 12ч30мин до 13ч00мин
Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 3
РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ (СЛАЙД)
Мультипликационно – математическая минутка (найдите ответы на вопросы вокруг себя в классе на карточках)
«Незнайка»: Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой? (197 минут)
«Кот Леопольд»: Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло? (на 48 день)
«Винни-Пух»: Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)
«Красная Шапочка»: Я должна унести своей бабушке пирожки. Дорога занимает 2часа 20 минут. Сколько времени занимает дорога в минутах?
Оцениваем свою работу ЗАДАНИЕ 4 (Кто первый найдет верный ответ, получает 0,5 балла)
VII. Подведение итогов урока
- В каких единицах измеряют время?
– Как найти начало события? (Ответ ученика: надо из окончания события отнять продолжительность события.)
– Как найти окончание события? (Ответ ученика: надо к началу события прибавить продолжительность события.)
– Как найти продолжительность события? (Ответ ученика: надо из окончания события отнять начало события.)
- Ребята, сегодня мы вами работали по теме «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события».
– Что было трудно?
– Где можно применить полученные знания?
- А вы знаете сколько по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее задание?(Ответы детей).
- Ребята, на выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение времени позволит вам заранее запланировать свой день.
VIII. Домашнее задание.
На выбор:
1) Задания нв Яндекс.Учебник.
2) Написать сказку-задачу по теме урока.
3) Составить задачу на нахождение конца события и обратные задачи к вашей задаче.
Рефлексия. Оценивание
Оцените свою работу, посчитайте набранные вами баллы и сдайте мне ваши карты самооценки.
На полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
- Благодарю вас за работу на уроке.
Урок я хочу закончить пословицей "Математике учиться - всегда пригодится"
И всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"
Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...
Конспект урока математики в 4 классе Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени
Конспект урока математики в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века».Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание событ...
Урок математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"
В работе приведен урок изучения нового материала по математике в 1 классе по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с по...
Презентация к уроку математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"
Презентация к уроку изучения нового материала по математике в 1 классе по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с понят...
Технологическая карта урока по математике 2 класс Текстовые задачи. Ознакомление с задачами в два действия
Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений...
Технологическая карта по математике по теме «Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление» (3 класс) УМК «Школа России», учебник математики 3 кл.: Учебник в 2ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степнова – М.: Просвещение, 2015. -Ч
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепить умение решать текстовые задачи в 2-3 действия.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закреплять умения решать текстовые задачи в 2-3 действия...
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема
Обучение навыкам решения сюжетных задач в одно действие, умению моделировать задачу с помощью краткой записи, рисунка, схемы....