Олимпиадные задачи по математике 4 класс
олимпиадные задания по математике (4 класс)
В материале даны задачи, которые можно использовать и на уроке, и на школьном туре олимпиады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_2022sol.docx | 190.38 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Решения и критерии оценивания
На второй тур приглашаются участники, набравшие не менее 14 баллов.
Незнайка умеет писать только цифры 0, 1, 2 и 3. Он записал числа 23, 20, 11, 33, 31, 32, 12, 10, 21. Какие ещё двузначные числа Незнайка мог бы написать, но пропустил? Постарайтесь перечислить их все.
Ответ: 13, 22, 30.
Критерии оценивания | баллы |
Написаны числа 13, 22, 30 (в любом порядке) и не написано лишних. | 4 |
Написаны числа 13, 22, 30 и одно из чисел, которые уже написал Незнайка. | 3 |
Написаны числа 13, 22, 30 и два числа, которые уже написал Незнайка. | 1 |
Написаны два из трех чисел 13, 22, 30. | 1 |
Написаны все возможные двузначные числа, которые можно составить из цифр 0, 1, 2, 3. | 2 |
Написано что-то другое. | 0 |
Впишите в каждый квадратик натуральное число так, чтобы сумма любых двух соседних чисел оказалась меньше 43, а сумма всех чисел вместе взятых — больше 250.
Ответ: 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41.
Комментарий: Решение единственно. Найти его можно, например, из следующих соображений. Сумма любых двух соседей не больше 42. Поэтому все числа не больше 41. А сумма первых десяти чисел не больше 42 5 = 210 (поскольку их можно разбить на пять пар соседей).
Поскольку сумма всех чисел больше 250, то последнее число обязательно должно быть больше, чем 250 210 = 40. Значит, последнее число равно 41. Предпоследнее число обязательно равно 1 (иначе сумма его и последнего будет слишком большая). Предпредпоследнее — опять 41. И так далее.
Критерии оценивания | баллы |
Написаны числа 41, 1, 41, 1, . . . , 1, 41. | 4 |
Написан неверный ответ, в котором числа чередуются «большое-маленькое- большое-маленькое-...-маленькое-большое». Например, 42, 0, 42, . . . , 0, 42 или 42, 1, 42, . . . , 1, 42. | 1 |
Написано что-то другое. | 0 |
3 Разделите фигуру на две равные (и по форме, и по размеру) части. Ответ:
Критерии оценивания | баллы |
Верный ответ нарисован на поле для ответа. | 4 |
Верный ответ нарисован на поле для черновика и помечен как ответ. | 4 |
Верный ответ нарисован на поле для черновика среди неверных ответов и никак не выделен. | 1 |
Верный ответ не нарисован. | 0 |
Вдоль прямой дороги старик посадил яблоню, грушу, сливу и репку. Между яблоней и грушей 100 м, между яблоней и сливой 15 м, между грушей и репкой 43 м, а между репкой и сливой 128 м. Сколько метров между сливой и грушей?
Ответ: 85 м.
Решение: Посадим яблоню и грушу. Есть четыре разных возможности, как могут быть расположены слива и репка. Изобразим их все на чертеже.
В первом случае между сливой и репкой 100 − 15 − 43 = 42 м, во втором случае 100 − 15 + 43 = 128 м, в третьем 100 + 15 − 43 = 72 м, а в четвертом 100 + 15 + 43 = 158 м.
Таким образом, нам подходит только второй случай. В нем между сливой и грушей 100 − 15 = 85 м.
Критерии оценивания | баллы |
Написано число 85. | 4 |
Написано любое другое число. | 0 |
Фрекен Бок испекла одинаковые на вид пирожки: 10 с яблоками, 12 с капустой и 15 с курагой. Карлсон попросил Малыша принести хотя бы один пирожок с яблоками, хотя бы два с капустой и хотя бы три с курагой. Какое наименьшее число пирожков должен утащить с кухни Малыш, чтобы наверняка выполнить эту просьбу?
Ответ: 28.
Решение: Если Малыш оставит на кухне хотя бы 10 пирожков, то может случиться, что он оставит все пирожки с яблоками. Поэтому больше 9 пирожков он оставить не может.
С другой стороны, если Малыш оставит 9 пирожков, то он возьмет минимум 1 пирожок с яблоками, минимум 3 пирожка с капустой и минимум 6 пирожков с курагой, и это устроит Карлсона.
Поэтому Малыш должен оставить 9 пирожков, а взять 10 + 12 + 15 − 9 = 28.
Критерии оценивания | баллы |
Написано число 28. | 4 |
Написано любое другое число. | 0 |
Шла Саша по шоссе. Сначала она сделала 10 шагов вперед, потом 2 шага назад, потом 10 шагов вперед, потом 3 шага назад, потом опять 10 шагов вперед и затем 2 шага назад, далее снова 10 шагов вперед и 3 шага назад и так далее. Сколько шагов она сделала к моменту, когда впервые оказалась в 150 шагах от точки старта?
Ответ: 244.
Решение: За один «цикл» Саша делает 10 + 2 + 10 + 3 = 25 шагов и продвигается вперед на
10 2 + 10 3 = 15 шагов. Поэтому через 10 циклов она сделает 250 шагов и окажется в 150 шагах от старта.
Но это был не первый момент, когда Саша оказалась в 150 шагах от старта. Три последних шага она сделала назад, поэтому после 247 шагов Саша была на расстоянии 153 шага от старта. А еще за три шага до этого, после 244 шагов, Саша оказалась на расстоянии 150 шагов в первый раз.
Критерии оценивания | баллы |
Написано число 244. | 4 |
Написано число 247. | 2 |
Написано число 250. | 1 |
Написано любое другое число. | 0 |
У Машеньки есть подвижная головоломка из 16 пронумерованных квадратиков, скрепленных шарнирами (она нарисована на картинке справа). Сможет ли Машенька сложить из неё изображённые снизу фигуры?
В тех фигурах, которые можно сложить, пронумеруйте квадратики, чтобы показать, как именно это делается. Под фигурами, которые сложить нельзя, напишите слово НЕЛЬЗЯ.
Ответ: Рамку сложить нельзя. Квадрат и фигурку в форме буквы Т можно, один из возможных способов нумерации приведен на рисунке.
Решение: Можно нарисовать в каждом квадратике диагональ от шарнира до шарнира. Они соединяются в непрерывную цепочку. А в рамке провести такие диагонали не получается: одна из них непременно упирается в угол и там уже не может ни с кем соединиться.
1 | 2 | 3 | 4 | ||
16 | 11 | 10 | 5 | ||
15 | 12 | 9 | 6 | ||
14 | 13 | 8 | 7 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | 15 | 14 | 9 | 8 | 7 |
13 | 10 | ||||
12 | 11 |
Т-шка складывается единственным образом с точностью до того, откуда начинается нумерация. Квадрат складывается единственным образом с точностью до поворота и места начала нумерации.
Оргкомитет считает, что головоломка достаточно толстая и пересекать сама себя не может.
Критерии оценивания (баллы за разные фигурки суммируются, максимум 2 балла за каждую) | баллы |
Написано, что рамку сложить нельзя. | 2 |
Приведена любая нумерация квадратиков рамки. | 0 |
Приведена верная нумерация квадратиков в квадрате/Т-шке. | 2 |
Приведена нумерация в квадрате/Т-шке, при которой головоломка пересекает сама себя. | 1 |
Приведена неверная нумерация в квадрате/Т-шке или написано, что фигуру сложить нельзя. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задачи
Олимпиадные задачи...
Математические олимпиадные задачи (по следам прочитанных сказок).
Математические олимпиадные задачи (по следам прочитанных сказок)....
ЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРО РАСПОЛОЖЕНИЕ СПИЧЕК. 3-4 КЛАСС
Проект состоит из авторских задач на перекладывание спичек. Развивается логическое мышление детей....
Кружковое занятие во 2 классе "Решение олимпиадных задач и заданий".
В презентации подобраны многие варианты олимпиадных заданий. Выполнение их вырабатывает некоторый алгоритм, помогающий в решении олимпиадных задач....
Презентация "Решение олимпиадных задач"
Данная презентация подготовлена к занятию по решению олимпиадных задач по математике по теме "Задачи на взвешивания" (3 класс)...
Олимпиадные задачи по математике для одаренных детей
задачи для 4 класса...
Олимпиадные задачи по математике
Нестандартные и занимательные задачи по математике для подготовки к предметным олимпиадам в начальной школе....