Математическая викторина "Связь математики с другими предметами"
материал по математике
1. Викторина рассчитана на учащихся 6-8 классов.2. Проводить можно в рамках недели математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Математическая викторина «Связь математики с другими предметами».
Эту викторину можно провести в рамках недели математики. Каждый день проводится очередной этап викторины. Викторину проводят сами учащиеся (выбирает учитель, ответственный за викторину), разбившись на пары. По предварительной договоренности с учителями-предметниками, ведущие каждый день приходят на урок и задают вопросы викторины. Вопросы рассчитаны на учащихся 6-8 классов. Охватить можно сразу несколько классов. За каждый правильный ответ класс получает жетон-«эврик». Результаты каждого дня викторины записываются в таблицу, эта таблица весит в классе до конца викторины и дети видят, сколько эвриков они заработали .В конце недели подводятся итоги. На заработанные «эврики» (в зависимости от суммы) классы могут получить:
- урок без двоек;
- урок без домашнего задания;
- урок ответов по желанию;
- урок - самоуправление.
День 1
- Вступительное слово о декаде математики в нашей школе.
- О призах
Открытие недели математики.
Сегодня, ребята, у нас необычный праздник. Этого праздника нет в календаре, но в нашей школе он проводится не впервые. Предстоящая неделя в нашей школе посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике. Математика всегда сопровождала человека в жизни.
Как и когда зародилась математика? Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!». А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет. Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры. Многие правила из школьных учебников арифметики и геометрии были известны древним грекам две с лишним тысячи лет назад. Другие древние народы — египтяне, вавилоняне, китайцы, народы Индии — в третьем тысячелетии до нашего летосчисления имели сведения по геометрии и арифметике, которых не хватает некоторым ученикам пятого или шестого класса. Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать, без математики не обойтись. А чем дальше, тем больше и точнее нужно было считать. С каждым десятилетием математика становилась всё нужнее людям.
Что может математика? Астроному она помогает определить пути далёких звёзд. Инженер с помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию. Учёному-физику математика открывает законы атомного ядра, а моряку указывает путь корабля в океане. Словом, математика может всё или почти всё там, где нужно что-либо вычислять
А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Где можно обойтись без математики?
Вот строители, строят дом. Надо высчитать, сколько цемента, сколько кирпичей. Высоту, ширину. Проект составить. Вот портниха собирается шить платье. Обмеривает человека, составляет выкройку. Нужна ей математика? Наверное… В магазине считают полученный товар, выручку. В банке считают деньги, имея дело с огромными суммами, с процентами. Даже в музыке, в поэзии приходится считать – ритм, размер, восьмые, четвертные, ямбы, хореи. Что уж говорить о таких сложных науках, как космос(ракеты, спутники), компьютерная техника, телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики. То есть математика вся наша жизнь?
Нужны ли знания по математике современному человеку? Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт. Но с каждым годом у нас появляется всё больше и больше замечательных машин: сложных станков, различных автоматов. Для того чтобы хорошо работать на таких машинах, надо очень много знаний. Сейчас математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру, и рабочему на заводе. Однако ещё несколько десятков лет назад встречалось немало таких задач, решить которые было практически невозможно, хотя математики и знали, как их нужно решать. Бывало, что для решения одной единственной задачи десятки людей работали несколько лет. Вычисления шли медленно. Главные «инструменты» математика были те же, что во времена древних греков — собственная голова и чистый лист бумаги с карандашом.
И вот у математики появился новый могучий помощник, который называется электронно-вычислительной машиной. Существующие быстродействующие компьютеры работают в сотни тысяч раз быстрее человека.
Никогда ещё математика не была настолько всеобъемлющей и такой нужной людям наукой, как сегодня. О том, какой будет математика завтра, говорить трудно. Она развивается сейчас так стремительно, так часто делаются в ней новые открытия, что гадать о том, что будет, пожалуй, бесполезно. Одно можно сказать наверняка: завтра математика станет ещё могущественнее, ещё важнее и нужнее людям, чем сегодня.
Математика помогает развивать у человека такие важные качества личности, как:
Логическое мышление;
Целеустремленность, сильную волю;
Устойчивое внимание, сосредоточенность;
Хорошую память;
Умение логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
Способность к творчеству и научной фантазии;
Чувство предвидения;
Умение прикидывать и оценивать результаты;
Работоспособность;
Четкость и реализм в своих суждениях и выводах;
Находчивость и смекалку;
Чувство юмора.
А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке. «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей»,-говорил Л.Магницкий.
«Вдохновение-это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»,-заметил он.
Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но все же открытия, тот будет стремиться познать еще и использовать полученные знания в жизни.
День 2
Введение.
Несколько лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, т. к., по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно с математикой мы встречаемся ежедневно, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёты в космос. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без неё не обойтись! Вот такая она важная математика!
Сегодня у нас первый урок:
Урок литературы.
И эпиграфом к этому сообщению хочу взять слова АС Пушкина.
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов.
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
Вопросы викторины:
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
1. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (Александр Сергеевич Грибоедов)
2. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
3. Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола). Внимание на экран, что такое гипербола в математике и литературе.
4. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
День 3
Урок иностранного языка
В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.
Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
- • Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
- • Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
- • Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
- • У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)
- • Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)
• Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр).
День 4
Наша викторина продолжается теперь
Урок русского языка
Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел.
А теперь вопросы викторины:
- • Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
- • Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная)
- • Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три)
- • С буквой "и" – это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" -это существительное, обозначающее сторону треугольника. (катит-катет)
День 5
Урок истории
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)
2. Что на Руси раньше называли "ломаными числами" (дроби)?
3. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4. Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди? (Пальцы рук)
5. Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса
6. Немецкого математика называли королем математиков. В трехлетнем возрасте он делал поправки при расчетах. Кто он? (Карл Гаусс)
7. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
В конце недели жюри объявляет результаты, награждает команду – победительницу, которая выбирает приз: «Урок без «2»; «Урок без домашнего задания» ; «Урок ответов по желанию»; «Урок самоуправления»; «Урок-игру». Остальные классы-участники выбирают себе призы из оставшихся номинаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция ОБЖ с другими предметами (ИЗО, окружающий мир, технология) 3 класс
Годовое планирование интеграции ОБЖ с другими предметами (ИЗО, окружающий мир, технология) в 3 классе по месяцам...
Урок математики по теме: «Предмет «Математика». Счёт предметов. Порядковые числительные»
Урок математики по теме: «Предмет «Математика». Счёт предметов. Порядковые числительные», ставший призёром муниципального этапа Всероссийского конкурса "Мой лучший урок - ...
Взаимосвязь уроков физической культуры с другими предметами
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрас...
Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: Объединение предметов в группы по количеству (в пределах 4).
Представлена технологическя карта урока по учебномупредмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...
Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: «Классификация предметов по признаку «высокий-низкий».
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».
Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...