Статья: Интеграция курса «Окружающий мир» с другими предметами.
статья на тему

Гришина Светлана Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_kursa_okr.mir_s_drugimi_predmetami.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция курса «Окружающий мир» с другими предметами.

Гришина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ№17, г.о. Коломна.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период.

Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы. Разрабатываются новые подходы к отражению содержания образования, посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

Понятие интеграция происходит от лат. Integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае – пространства школьных предметов. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.

Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений :

        Во – первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок  с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

        Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).

В-третьих, как результат – развитие учащихся.  Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.  

Можно рассмотреть технологию интегрированного обучения по межпредметному уровню интеграции. Содержание курса «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков) задаёт идею, вокруг которой группируется материал из других учебных предметов.

Основная задача изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе- воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира, происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. В курсе формируются первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираясь на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивая переход от понятия явления к его сущности.

Курс «Окружающий мир» способствует к восприятию и усвоению первоначальных природоведческих и обществоведческих понятий, так как они связаны с определёнными темами школьных курсов литературного чтения, ИЗО, музыки, русского языка, математики, технологии.  Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых природоведческих и обществоведческих понятий, закрепить ранее изученное. Дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.  Интеграция  в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

        При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи. Что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию творческого мышления.

Схема, приведённая ниже, показывает возможности для формирования основных природоведческих и обществоведческих понятий содержанием и средствами других предметов начальной школы.                                      

Таблица 1

        

Таблица 2

Примерные темы уроков для 2 класса

(в основе курс «Окружающий мир» авт. А.А. Плешаков)

Тема блока

Внеклассное

чтение

Музыка

Технология

Изобразительное искусство

Практическая деятельность

«Где мы живём и что нас окружает»

Чтение стихов о Родине

Песня «Притяжение»

Изготовление модели Земли из пластилина

Рисование по представлению «Земля в иллюминаторе»

«Какой я представляю планету, глядя на глобус?» Сочинение.

Про воздух и воду

Чтение стихов о красоте водоёмов из журнала «Юный натуралист»

Слушание песен о реках

Оригами. Стаканчик.

Рисование по памяти «Река»

Сбор материалов для изготовления стенда «Водоёмы нашей страны»

Живое рядом (о комнатных растениях и животных живого уголка)

Загадки о комнатных растениях. Чтение отрывков из различных произведений о домашних животных

Слушание песни «Не дразните собак»

Аппликация «моя собака (кошка)»

Рисование собаки, кошки

Фотовыставка на тему: «Я и мой четвероногий друг»

Дикорастущие и культурные растения

Загадки о дикорастущих и культурных растениях

Слушание песни «Хлеб всему голова»

Изготовление книжки-малышки «Дикие и культурные растения»

Рисование различных растений для книжки - малышки

Организация выставки.

Экскурсия на Девичье поле

«Разнотравье Девичьего поля»

Все профессии важны

Стихи «А что у вас?», «Кем быть» В. Маяковского

Слушание песен о различных профессиях

Аппликация из ткани. Платье для куклы.

Рисование фигур человека – мальчика и девочки разных профессий

Сочинение «Кем я стану, когда вырасту»

Литература.

  1.  Корожнева Л.А. Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир». Начальная школа.2009.№4
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир». М.:ВАКО,2004
  3. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. №9
  4. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. Начальная школа. 1990. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция ОБЖ с другими предметами (ИЗО, окружающий мир, технология) 3 класс

Годовое планирование интеграции ОБЖ с другими предметами (ИЗО, окружающий мир, технология) в 3 классе по месяцам...

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

В статье представлен  педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"...

Статья: "Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс"

Статья представлена в зарубежном сборнике (Великобритания)....

Статья Интеграция в различных типах организации процесса обучения.

Раскрывается смысл интегрированного курсапо всем предметам вокруг одной темы....