Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике

Махнева Виктория Сергеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika_21.02.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике
УМК «Школа России», 2 класс,

(М.И. Моро и др. «Математика», стр. 29)

Организационно-деятельностный компонент:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Вычитание вида 52-24»

Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с новым приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток 52-24.

Задачи:
Образовательные:
формировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа  из  двузначного числа столбиком с переходом через десяток; отрабатывать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; развитие умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий; развитие культуры речи и эмоций учащихся; развить умение применять на практике изученные ранее приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  развитие познавательных интересов,  учебной мотивации.

Метапредметные:

формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать; решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

формирование регулятивных универсально учебных действий: развивает умение выполнять учебные действия: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; развивает самостоятельность, самооценку, осуществляет пошаговый контроль по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развивает монологическую и диалогическую речь, умеет слушать, участвует в коллективном обсуждении, понимает обращённую речь, следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя; развивает умение участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).

Предметные: умеют решать примеры на вычитание двузначного числа  из двузначного числа в столбик,  с переходом через десяток с использованием алгоритма; умеют правильно читать выражения и находить их значения; решают задачи изученных видов; дополняют условие задачи одним недостающим данным.

Основные образовательные ресурсы: М.И. Моро и др. «Математика», стр. 29

Тип урока: закрепление знаний.

Формы работы: фронтальная,  парная, индивидуальная работа.

Содержательный компонент урока:

Ход урока.

I. Организация начала урока. (1 минута)

1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята!
У: Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Виктория Сергеевна.

2. Проверка готовности к уроку:

У: Проверяем готовность к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал. Проверьте, чтобы у всех были закрыты портфели.

3. Мотивация к учебной деятельности:
У: Ребята, к нам на урок сегодня пришел Незнайка, он приглашает нас с вами отправиться в Цветочный городок, чтобы вместе с его друзьями узнать, чему мы сегодня будем учиться на уроке. Но Незнайка не уверен, для чего нам нужна учеба и математика – ведь можно сидеть дома, играть, есть сладости и ничего не делать. Как вы думаете, прав ли Незнайка? Нужна ли нам математика? Для чего?

О: Математика нужна, чтобы люди умели считать и решать. Без математики невозможно в повседневной жизни.

У: Теперь Незнайка понял, как важна математика и готов отправиться вместе с нами в Цветочный городок.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного. (5 минут)

У: Но вот незадача, прежде чем мы сможем войти в Цветочный городок, нам необходимо решить примеры, иначе ворота городка не откроются.

Устный счет:

Число 5 увеличьте на 4 (9).

9 уменьшите на 7 (2).

К 2 прибавьте 8 (10).

К 10 прибавьте 6 (16).

16 увеличьте на 4 (20).

К 20 прибавьте 7 (27).

27 увеличьте на 5 (32).

У: Отлично, ворота в Цветочный городок отворились. Смотрите, ребята, нас встречает один из друзей Незнайки, Цветик. Цветик – поэт, а потому предлагает вам поиграть в игру: он прочитает вам стихотворение, а вы сосчитаете то, о чем в них говорится.

Задачи в стихах:

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, налитых,

Три с кислинкой. Сколько их?

О: 5+3=8

У: Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Желтых пять и черных пять.

А всего?

О: Десяток

У: С кошкой играли восемь котят,

Трое котят убежали гулять.

Сколько с кошкой осталось играть?

О: 8-3=5

У: Молодцы, ребята! Цветик доволен тем, как вы решили его задачи. Но Незнайка думает, что задачки Цветика были слишком легкие и предлагает вам решить его задачу. Послушайте:

Задача на логику

Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?

О: Бабушка связала 6 рукавичек.

У: Почему?

О: Потому что 6 пар – это две рукавички, одна на правую и одна на левую руку.

У: Не смог вас Незнайка запутать, вы справились с его хитрой задачей, молодцы! Но Цветик не знает, какую тему мы сегодня будем проходить на уроке. Он предлагает сходить к художнику, Тюбику.

У: Тюбик считает, что прежде чем приступать к новой теме по математике, необходимо научиться красиво, разборчиво писать. Как вы думаете, для чего это нужно?

О: Чтобы другие люди, и мы сами, могли понимать наш почерк и то, что мы пишем.

У: Откройте свои тетради. Если есть оценка, отступите 2 клетки вниз, если оценки нет, отступите 4 клетки вниз. Запишите число, классная работа.

У: Тюбик загадал число, после чего прибавил к этому числу 8, и получилось 40. Какое число загадал Тюбик?

О: Тюбик загадал число 32.

У: Дайте характеристику числа 32. Какое оно?

О: Двузначное, четное.

У: Назовите соседей числа 32.

О: 31 и 33.

У: Сколько в этом числе десятков и единиц?

О: В числе 32 три десятка и две единицы.

У: Пропишите число 32 до конца строки, не забудьте отступить одну клетку от левого края. Помните: у каждого числа своя клетка.

У: Молодцы, ребята, Тюбик гордится тем, как вы выполнили эту работу.

III. Открытие новых знаний.

У: К сожалению, Тюбик тоже не знает, как же нам с вами узнать тему нашего сегодняшнего урока, а потому посоветовал отправиться нам к Знайке – самому умному крохе в Цветочном городке. Уж он-то точно знает, чему вам сегодня предстоит учиться.

У: Кажется, у Знайки что-то не получается решить. Посмотрим, с чем затрудняется Знайка и поможем ему. На доске вы видите примеры, решите их в столбик:

36 - 14

67 + 22

70 + 20

52 - 24

78 - 46
58 + 38

У: Все ли примеры вам удалось решить?

О: Нет, не все.

У: С какой трудностью вы встретились?

О: Мы не можем решить пример 52 - 24.

У: Знайка предлагает вам предположить, чем именно мы будем сегодня заниматься на уроке. С чем мы познакомимся?

О: С новым приемом вычитания.

У: Чему мы будем учиться?

О: Выполнять вычитание двузначного числа из двузначного числа новым приемом.

У: Знайка предлагает выполнить вычитание, используя правило вычитания суммы чисел из числа. Представим число 24 в виде суммы разрядных слагаемых. Какая сумма у нас получится?

О: 20 + 4

У: Вычтем из 52 сначала число 20, а затем число 4. Найдите разность 52 и 20?

О: 32.

У: Разность 32 и 4?

О: 28.

(Если дети затрудняются – представить число 4 в виде суммы 2+2)

У: Как вы думаете, подходит ли нам такой способ вычисления?

О: Нет, он очень длинный.

У: Знаете ли вы более короткий и удобный способ?

О: Вычисление в столбик.

У: Давайте воспользуемся этим способом и запишем числа в столбик. Десятки под десятками, единицы под единицами. Начнем с разрядов единиц. Можем ли мы вычесть из двух четыре?

О: Нет, не сможем.

У: Что нам нужно сделать?

О: Занять у десятков один десяток.

У: Ставим точку над десятками, чтобы не забыть. Сколько теперь в разряде единиц?

О: 12 единиц.

У: Чему равняется разность 12 и 4?

О: 8.

У: Записываем цифру 8 под единицами. У пяти десятков мы взяли один десяток. Сколько десятков осталось?

О: 4 десятка.

У: Можем ли мы вычесть из четырех два? Сколько получится?

О: 2.

У: Записываем цифру 2 под разрядом десятков. Какое получилось значение разности 52 и 24?

О: 28.

У: Откройте учебник на странице 29. Прочитайте вверху страницы алгоритм, дополните его.

О: Пишу число, десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 2 нельзя вычесть 4. Беру 1 дес. из 5 дес. (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5)

1 дес. и 2 ед. - это 12 ед.

12 – 4 = 8

Пишу под единицами 8.

Вычитаю десятки. У 5 дес. взяли один десяток, осталось 4 дес. Из 4 дес. вычитаю 2 дес. и пишу под десятками 2. Ответ: 28.

У: Хорошо. Знайка подготовил для нас карточку-памятку, которую вы будете использовать на уроке при работе.

Пишу…

Вычитаю единицы.

Вычитаю десятки.

Читаю ответ.

У: Потренируемся в вычитании. Запишем в столбик разность 72 и 34. (вызываю одного ученика к доске)

У: Реши пример, используя памятку, которую для нас составил Знайка.

О: Пишу число, десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 2 нельзя вычесть 4. Беру 1 дес. из 7 дес. Ставлю точку над цифрой 5.

12 – 4 = 8.

Пишу под единицами 8.

Вычитаю десятки. У 7 дес. взяли один десяток, осталось 6 дес. Из 6 дес. вычитываю 3 дес. и пишу под десятками 3. Ответ: 38.

У: Проверим, правильно ли ты сосчитал. Чем проверяется вычитание?

О: Сложением.

У: Что нужно сложить?

О: 38 и 34.

У: Сложи в столбик.

О: 38+34=72.

У: Какой вывод мы можем сделать?

О: Решение примера верное.

У: Хорошо, присаживайся. Ребята, Знайка подготовил для вас задание. Посмотрите в учебник на страницу 29, упражнение 1. Один ученик на доске, остальные в своей тетради. Самостоятельно выполняем вычисления в столбик, выполняем проверку сложением.

У: Кто не согласен с тем, как ваш одноклассник выполнил работу, поднимите руку. Хорошо. Незнайка перед уроком подготовил для вас оценочные листы. В них вы выставляете баллы за свою работу, в соответствии с критериями на доске. Подпишите свои оценочные листы и проверьте, правильно ли вы выполнили задание, после чего посчитайте свои баллы и выпишите их в строку «1 задание».

У: Знайка благодарен вам за помощь с этим нелегким заданием, и теперь он просит нас отправиться к доктору Пилюлькину, ведь вы, наверное, уже устали. Встаньте из-за парт, задвиньте стульчики. Доктор Пилюлькин предлагает нам передохнуть на физической минутке.

IV. Физическая минутка (2 минуты)

1. И.п – руки на поясе. 1 – наклон головы перед, 2 – и.п., 3 – наклон головы вправо, 4 – наклон головы влево. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – руки к плечам. 1-2 – круговые движения в плечевом суставе вперед, 3-4 – назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая скользит к подмышке, 2 – и.п., 3 – то же самое влево, 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

V. Закрепление изученного материала.

У: Хорошо, ребята, доктор Пилюлькин доволен тем, как мы позанимались, и отправляет нас дальше постигать науку математику. Незнайка говорит нам, что мы должны сходить к Ромашке, чтобы продолжить урок. У Ромашки проблемы! Она просит вас помочь разобраться, сколько сейчас домиков находится в Цветочном городке. Для этого вам нужно прочитать задачу номер 2 на странице 29.

У: Что необычного в этой задаче?

О: Главный вопрос неполный.

У: Как можно дополнить главный вопрос?

О: Сколько всего домов построили в нашем районе?

У: Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? Что нам для этого нужно?

О: Не можем. Мы не знаем, сколько домов построили в этом году.

У: Зная, сколько построили домов в прошлом году и узнав, сколько построили в этом году, сможем ли мы ответить на главный вопрос?

О: Да.

У: Поднимите руку, кто может решить эту задачу самостоятельно. Хорошо. Те, кто может решить задачу самостоятельно, решают в своих тетрадях, остальные со мной. Кто закончит раньше, решите три уравнения, которые вы видите на доске.

38 – х = 30         х + 10 = 50       у – 8 = 5

У: Что говорится о домах, построенных в этом году?

О: Их построили на 3 дома больше, чем в прошлом.

У: Что говорится о домах, которые построили в прошлом году?

О: Их было 12.

У: Какой главный вопрос задачи?

О: Сколько всего домов построили в нашем районе?

У: Как вы понимаете слово «всего»? Как обозначить это на схеме?

О: Фигурной скобочкой.

У: Что нужно найти сначала?

О: Сколько домов построили в этом году.

У: Каким действием?

О: 12 + 3 = 15 (дом.)

У: Какая задача у нас получилась?

О: Простая.

У: Каким действием мы будем решать задачу?

О: 12 + 15 = 27 (дом.) – всего.

У: Мы ответили на главный вопрос задачи?

О: Да.

У: Сколько всего получилось?

О: 27 домов.

У: Мы решили задачу?

О: Да.

У: Записываем ответ.

У: Мы помогли сосчитать дома в Цветочном городе для Ромашки, и она благодарна нам за помощь. Но она просит вас выполнить еще одно задание. Вам необходимо найти выражения, которые подходят теме нашего урока. После чего вы должны сосчитать только те выражения, которые вы выбрали. Один у доски, все остальные в тетради.

43 - 20 73 – 45 45-16

53 - 14 57 + 24 35-4

47 + 21 65 – 29 53 -25

У: Проверьте, как вы выполнили работу и поставьте себе баллы в соответствии с критериями в оценочный лист, в строку «2 задание».

У: Молодцы, Ромашке понравилось, как вы поработали с этим заданием. У Ромашки осталось для вас последнее задание, которое вы найдете в конвертах на ваших партах. Решите выражения в столбик в своих тетрадях и сопоставьте ответы с решением.

Парная работа

54 – 28 = 26          84 – 27 = 57      65 – 29 = 36

45 – 16 = 29          53 – 29 = 24  

У: Проверьте, как вы выполнили работу и поставьте себе баллы в соответствии с критериями на доске в свой оценочный лист, в строку «парная работа».

У: Молодцы, ребята, мы справились с этим заданием.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (1 минута)

У: С чем мы сегодня познакомились на уроке?

О: С новым приемом вычитания.

У: Чему мы учились?

О:  Учились выполнять вычитание двузначного числа из двузначного числа новым приемом

У: Как вы думаете, для чего нужно знать этот материал?

О: (ответы обучающихся)

У: Посчитайте баллы на вашем оценочном листе и поставьте оценку в графе «Оценка за урок».

У: Наш урок подошел к концу. Незнайка рад, что решил привести нас с вами в Цветочный городок, ведь вы подружились с каждым из его друзей. Чтобы узнать, как оцениваете вы сегодняшний поход, Незнайка подготовил для вас линейки. Отметьте на них ваше настроение после урока, чем больше – тем выше настроение.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 минута)

У: Вашим домашним заданием будет номер 3 на странице 29. Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...