План-конспект урока. Дециметр
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Дециметр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx105.34 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_-_1_klass.docx21.39 КБ
Файл igry_no1.docx244.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дециметр | План - конспект урока по математике (1 класс)

Тема урока: Дециметр

Тип урока: “открытие” нового знания

Цель: организация деятельности обучающихся для изучения новой единицы измерения длины – дециметр, на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Формирование у учащихся понятия “дециметр”;

Совершенствование практических навыков измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы

Закрепление знаний нумерации чисел

Обогащение словарного запаса

2.Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания и пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков;

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.

3.Воспитательные:

Развитие познавательной активности;

Формирование умения работать в паре;

Воспитание наблюдательности и любознательности;

Формирование навыков самостоятельной работы и ответственности за выполненную работу;

Воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к учебному материалу;

- обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека;

- формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников;

- умение организовать себя и свое учебное место;

- развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта.

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу;

- формулировать тему и цели урока, планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;

- оформлять мысли в устной форме;

- находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение использовать речь для регуляции своих действий;

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение выражать и обосновывать свою точку зрения;

- умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Виды деятельности:

-решение проблемных ситуаций;

-словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), практические (упражнения, работа у доски);

-работа в парах и в группах при выполнении совместных заданий.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, наглядный материал

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация. Психологический настрой учащихся.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

Здравствуйте, друзья! Садитесь.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, а вам напомощь придут: находчивость и внимание.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты

  1. Актуализация знаний учащихся.

В этом процессе работы учащиеся повторяют изученный материал,

который необходим для работы на уроке.

Выявление затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

В процессе этой работы учащиеся анализируют, сравнивают и классифицируют.

Элементарно обосновывают высказанное суждение.

-Прежде, чем приступить к ещё одному маленькому открытию в мире цифр и чисел, необходимо повторить то, чем мы занимались на предыдущих уроках.

1. Найдите и соедините линиями примеры с одинаковыми ответами.

Новый точечный рисунок

Ответ: Новый точечный рисунок - ответы

  1. Дополните до 10 числа:

5, 8, 9, 6, 7

– Уменьшите на 1 числа:

12, 14, 18, 20, 16

– Увеличьте на 1 числа:

15, 10, 9, 19, 17

Молодцы, вы справились с заданием и теперь мы можем приступить к новым открытиям.

Учащиеся выполняют задания на повторение ранее  изученного материала

  1. Целеполагание.

Цель: Создать условия для формулирования детьми темы, цели, задачи урока

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

В процессе этой работы учащиеся анализируют, сравнивают, осуществляют доказательство.

В процессе этой работы учащиеся выдвигают целеполагание, как постановку учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Для определения нашей темы урока я предлагаю вам просмотреть фрагмент мультфильма “38 попугаев”

- Что делали зверята? (измеряли удава)

- Как? При помощи кого?

- Какой единицей измерения вы предпочли бы измерить удава? (сантиметром).

- Давайте повторим известные вам величины. *карточки с величинами закрыты на доске*

Какие величины Вы знаете?

(Единица длины - сантимет. Литр - вместимость сосудов или емкость. Килограмм - масса предметов)

- Один не открыла, как вы думаете почему? (потому что мы еще не знакомы с этой величиной)

- Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, мы вспомним единицу измерения длины СМ и познакомимся с новой единицей измерения - “дециметр”.

Учащиеся смотрят мультфильм и отвечают на вопросы учителя.

Называют известные им величины

  1. Составление плана для достижения учебной задачи.

  1. Реализация плана.

Физкультминутка

Выполнение интерактивного задания

Практическая работа

Поиск оптимального решения учебной задачи

Учащиеся формулируют предположение по решению проблемы

В процессе этой работы дети проводят исследование новой темы путём практической работы

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении задачи.

В процессе этой работы учащиеся анализируют, добывают новые знания

Укрепление полученных знаний

В процессе этой работы учащиеся анализируют, укрепляют уже полученные знания и применяют их на практике

- Что мы можем узнать об этой величине?

Проведём практическую работу.

- У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? (нет)

- Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)

- Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой? (10 см)

Следовательно, скольки равна большая мерка? (10 см)

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.

(На доске появляется карточка с названием единицы измерения.)

- Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см).

Для измерения нашего гостя - удава, нам необходима именно эта единица длины, поэтому нам предстоит разобраться, что такое ДЕЦИМЕТР, как он выглядит и мы попробуем с ним поработать.

- Рассмотрим полоски картона, измерьте их.

1 см

10 см=1 дм

- Начертите в тетрадях отрезки, равные этим меркам.

Сравните эти отрезки. 1 см 1 дм

Какой вывод мы ожем сделать? (Сантиметр короче дециметра, а дециметр длиннее сантиметра.)

Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)

Ребята, откройте учебник на странице 51. Посмотрите 1 задание.

- Что необходимо сделать? (отмерить на веревке 2 дм с помощью полоски бумаги длиной 1 дм)

- Сколько дм верёвки нужно отрезать?

- Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает.

- Сколько см в 2 дм? (20 см)

- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см)

- Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см)

- Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности? В чем? (если необходимо, еще раз объяснить: 12 см = 10 см + 2 см =1 дм + 2 см)

- Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения? (ответы учащихся: парта, дверь, доска)

Задание № 6

- Измерьте длину и ширину учебника. Сколько это дм и см?

- Сравните свои ответы с ответами соседа.

Задание №5

Ответы учащихся у доски с пояснением.

Предположения детей

Проводят практическую работу, отвечают на вопросы учителя.

Пробуют работать с новой единицей измерения.

Сантиметр короче дециметра, а дециметр длиннее сантиметра

Дети встают со своих мест для физкультминутки

Учащиеся укрепляют свои знания на пратике и отвечают на вопросы учителя

7.Итог урока.

Регулятивные:

Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание

Формирование умений соотносить цель и результат

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли цели?

- Какая тема была на уроке?

- О какой новой единице измерения длины узнали?

- Когда ей удобно пользоваться?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку «Яблоки».

Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.

IMG_256IMG_257IMG_258

Задание 7,8  на странице 62.

-Спасибо за урок!!!

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. участников: Шевцова Каролина Евгеньевна, Долинко Кристина Сергеевна

Тема урока: Дециметр      

Класс: 1.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр, способностях к измерению длины предметов и обозначению единиц измерения.

Задачи урока:

Дидактические: формирование у учащихся понятия “дециметр”; совершенствование практических навыков измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепление знаний нумерации чисел; обогащение словарного запаса

Развивающие: развитие логического мышления, внимания и пространственного воображения; развитие творческих умений и навыков; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;

Воспитательные: развитие познавательной активности; формирование умения работать в паре; воспитание наблюдательности и любознательности; формирование навыков самостоятельной работы и ответственности за выполненную работу; воспитание культуры поведения на уроке. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организация начала урока

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность

Словесный (беседа)

Приветствует учителя, проверяет готовность к уроку. Желают друг другу успехов в работе на уроке

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Желают друг другу успехов в работе на уроке

Фронтальная

Размышлять, высказывать свои суждения в устной форме.

П:Определять и кратко характеризовать свою деятельность

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

К:умение слушать и понимать речь других.

Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы.

2.Актуализация умений и знаний.

Организовать актуализацию изученных способов действий , достаточных для построения новых знаний

Словесный (беседа)

Практический (упражнения:устные и письменные)

Проводит работу по актуализации знаний.

Задания на повторение изученного ранее материала.

Выполняют задания на карточках. Соединяют одинаковые ответы между собой. Устно решают примеры и отвечают на вопросы заданные учителем.

Парная

Фронтальная

Умение использовать вычислительные навыки устных приемов сложения и вычитания, закреплению и актуализации ранее изученного материала

П: умение ориентироваться в своей системе знаний; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроках.

Р: оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения.

К: умение сушать и понимать речь других,отвечать на вопросы ,участвовать в диалоге; адекватно реагировать на замечания учителя.

Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы

3.Открытие новой темы. Целеполагание.

Способствовать продуктивному осуществлению позновательной деятельности по оформлению знаний обучающихся по теме урока.

Словесный (беседа)

Вопрос-ответ

Организовывать деятельность по определению темы урока и его задач при помощи мультфильма.

Определяют тему урока и задачи.

фронтальная

Проектор

Умение выражать собственное мнение,аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использоватьвычислительные навыки устных приёмов сложения и вычисления

П: оформлять мысли в устной форме; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя информацию,полученную на уроках.

Р: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя.

К:аргументировать свою точку зрения;

Актуализировать личностный смысл обучающихсяк изучению темы

4.Открытие новых умений и знаний

Дать понятие дециметру, учиться измерять используя новую единицу измерения; использовать математическую терминологию при выполнении математических заданий; закрепить знания обучающихся о единицах измерения

Словесный (беседа),

Практический

(упражнение:письменно)

Интерактивные задания

Объясняет задания, организует самостоятельную работу учащихся по учебнику и работу у доски. Организует решение задач на измерение предметов.

Выполняют задания, предложенные учителем.  Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Парная

Учебник, тетрадь, доска, линейка, веревка.

Решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и её результат; использовать математическую терминологию при чтении и решении математических примеров.

П: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, добывать новые знания; оформлять мысли в устной форме;

Р: адекватно оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать оценку учителя
К: уметь формулировать собственное мнение;

уметь понимать задаваемые вопросы; уметь выражать и обосновывать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя

Проявлять интерес к учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности

5.Физминутка

Практический

Проводит физминутку.

Выполняют физические упражнения

Фронтальная

7.Итог урока. Рефлексия

Словесный (беседа),

Наглядный (самооценка)

Проводит итог урока, организовывает деятельность по самооцениванию работы, запись домашнего задания.

Отвечают с чем познакомились на уроке,что узнали и к чему научились.Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Умение выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения, умения анализировать свою работу

П: находить закономерности используя ранее приобретенные знания

Р: умение формулировать задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя

К: высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Занимательный материал и дидактические игры к уроку математике по теме «Нумерация»

Игра №1. “Числа, бегущие навстречу друг другу”

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 9 + 1 =10

Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

Игра №2. “Составим поезд”.

А) Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.

Б) Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” .

В)Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук”. 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10fc/0000d44b-3bd93f95/hello_html_mbf2aaee.png

Игра №3. “Математическая эстафета”

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

Игра №4. «Соберём букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 5 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 5, называют свои цифры.

Игра №5. Назови соседей.

Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел.

Например: «Назови соседей чисел 10, 8, 9. Какое число «живет» между 5 и 7, 8 и 10 и т.д.»

https://fs.znanio.ru/8c0997/28/a1/b7b3625745b475750ee61e776c7f04a4a0.jpg

Игра №6. Маленькие покупки.

Материал игры: у учителя различные предметы или картинки с изображением предметов – ручки, перья, карандаши и т.д.; у учащихся таблички с числами от 1 до 20.

Содержание игры: Учитель говорит: «Один карандаш стоит 2 копейки». Затем показывает сначала один карандаш, потом несколько карандашей или картинки с их изображением и просит выбрать соответствующую табличку. Ученики выбирают и показывают таблички с ответами.

Игра №7. Круговые примеры или цепочка.

Особенности этих примеров заключаются в том, что ответ первого примера является началом второго, ответ второго – началом третьего и т.д. Наконец, ответ последнего примера является началом первого. С такого рода примерами следует познакомить учащихся не только с целью осуществления самопроверки, но и с целью обучения самостоятельно составлять такие примеры.

Содержание игры:

1) Сначала учитель предлагает учащимся решить столбик примеров и записать ответы, например: 12 + 7 = 19; 19 – 5 = 14; 14 : 2 = 7; 7 + 5 =12.
Затем он обращает их внимание на ответы и начальное число следующих примеров. Такие примеры называются круговыми. Учащиеся совместно с учителем составляют круговые примеры. Учащимся предлагаются карточки с круговыми примерами. Они решают примеры и располагают их так, чтобы получилась «цепочка».
Самостоятельное составление учащимися круговых примеров.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/037d/00018a1c-9736843a/img33.jpg

Игра №8.Распознай фигуру.

Материал игры: рисунки квадратов у каждого ученика.
Игра выполняется с помощью рисунка. Учащийся должен ответить на вопрос:
Сколько всего квадратов в квадрате?

https://mypresentation.ru/documents_6/221ac4d6894afe3a38654c68d37d4942/img11.jpg
Игра №9. “У кого больше рыбок?”

Материал игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображен пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа.

Содержание игры: соревнуются две команды по 3-4 человека в каждой. Каждый член команды (поочередно) «ловит рыбку», громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ по его десятичному составу. Если все ответы его правильны, то он «поймал рыбку», если ученик ошибся, то «рыбка уплыла» (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая «пойма больше рыбок», выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....