Умножения на двузначное число столбиком
план-конспект занятия по математике (3 класс)
Конспект урока по математике. Запись умножения столбиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по математике | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема урока:
Умножение на двузначное число столбиком.
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Алейникова Елена Сергеевна
Тема: Умножение на двузначное число столбиком.
Тип урока: закрепление и систематизация новых знаний.
Цель: закреплять приём письменного умножения на двузначное число.
Планируемые результаты:
Предметные: закреплять понятие об умножении на двузначное число; отрабатывать алгоритм письменного умножения данного вида; совершенствовать навыки устных и письменных вычислений; развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Метапредметные:
регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать, что уже усвоено и что ещё следует усвоить, качество и уровень усвоения;
познавательные: самостоятельно выделять, формулировать познавательные цели; моделировать, выстраивать логические цепи рассуждения; приводить доказательства на основе схем, моделей; составлять устно монологическое высказывание по данной теме;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации с соседом по парте, в малой и большой группах; распределять работу и роли в группах, уметь выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.
Оборудование:
- алгоритм письменного умножения на двузначное число;
- карточка-таблица для устного счёта;
- шифр и код расшифровки для фразы РЕШАТЬ ЗАДАЧИ.
- учебник и его задания,
- квадраты (красного, желтого и зеленого цвета)
Ход урока:
- Эмоциональный настрой. Организация рабочего места
Учитель: Поприветствуем наших гостей на уроке (кивком головы). Давайте познакомимся с гостями. Я буду читать стихотворение, а вы как только услышите своё имя – присаживайтесь.
В нашем классе 2 Насти, Агата, Лена и Влад.
Есть ещё Роман, Надежда, Соня, Яна и Максим.
И конечно, Ксюша, Полина, Толя, 2 Тёмы и Роман.
Обожаем Аню, Ксюшу, Арсения, Дашу и Ванюшу,
И Диму, и Алёну, и Антона,
и конечно же Егора.
- Актуализация опорных знаний.
-Откройте свои тетради, подпишите число, классная работа. Что вы можете рассказать о числе 25 (двузначное, нечётное, состоит из 2 дес. и 5 ед., сосед слева – 24, а справа -26)
- Сколько двузначных чисел вы можете составить из цифр 2 и 5, если цифры в записи числа могут повторятся.
Послушайте одну притчу:
Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе...
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
-Как вы думаете, что сказал Учитель своим ученикам? Почему Арджуна не видел ничего, кроме центра мишени? (предположения детей)
Учитель дочитывает фразу
- Знайте: только такой человек может стать Попадающим в Цель.
И действительно, ребята, попадающим в цель может стать человек внимательный и сосредоточенный, умеющий настраивать себя на собранность и организованность своих действий.
- Формулировка темы урока. Обобщение и систематизация знаний.
- проведём мозговой штурм. Индивидуальная работа
– Посмотрите на доску, а что видите вы? (на слайде появляется квадрат с числами. Выслушиваем мнения детей)
- Ребята, проведём мозговой штурм.
Учитель диктует задание, ученик считает и закрашивает полученный ответ в карточке синим карандашом.
Проверяют правильность ответов по слайду.
90 | 540 | 450 | 600 | 53 |
20 | 130 | 190 | 850 | 400 |
700 | 300 | 800 | 500 | 30 |
93 | 25 | 660 | 500 | 68 |
920 | 360 | 270 | 70 | 32 |
1. Число 90 увеличили в 5 раз
2. Уменьши 740 на 200.
3. Неизвестное число меньше 180 на 50.
4. 900 разделить на 3.
5. Найдите произведение чисел 200 и 4.
6. На сколько 960 больше 300?
7. Сумма двух слагаемых равна 500. Первое – 230, найдите второе слагаемое.
8. 120 умножить на 3.
С целью самопроверки ученики проверяют правильность решения на слайде (должна получиться оценка 5)
- Что же у вас получилось? (пять!)
Динамическая пауза
Сейчас надо быть внимательными и правильно называть цифру в конце предложения.
Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру… (пять).
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на… (пять).
Надо хорошо учиться,
Надо дома помогать,
Коль работать не лениться,
Так обязательно на… (пять).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь,
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять).
Кто урок совсем не знает
И трудиться не желает,
Спишет у других страничку,
Тот получит… (единичку).
-Что же нужно делать чтобы не получать «единичку»? За выполнение первого задания вы уже получили отметку. Дальше за активную работу вы будете получать фишки. В конце урока по количеству фишек будет выставлена отметка (не меньше 5 фишек – пятёрка)
- организация формулировки темы урока
Вернёмся к квадрату.
На какие группы можно разделить все числа в квадрате (двузначные и трёхзначные). Один ученик работает у доски.
Выпишите только двузначные числа (90, 53, 20, 30, 93, 25, 32)
-На какие группы можно разделить двузначные числа? (подчеркни красным- круглые десятки, синим – остальные) Проверяем. Самооценка (если правильно, то на полях +). Представьте двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых (устно)
Постановка проблемы.
- Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок с повторения двузначных чисел?
Чем мы на уроке будем заниматься? Попробуйте назвать тему урока.(Мы учились умножать на двузначное число в столбик и сегодня будем продолжать работать над этой темой)
На слайде появляется тема урока: «Умножение на двузначное число столбиком. Закрепление».
- закрепление ранее изученного. Работа в парах.
- А сейчас давайте вспомним правило умножения на круглое двузначное число (при умножении на круглое двузначное число в произведении должен быть 0). Вы будете работать в парах.
Используя выписанные числа, составьте и запишите по 2 примера по теме: умножение на круглые десятки, а затем проверьте работу друг друга (на полях плюс). Но прежде, чем выполнять задание, посмотрите, как это задание выполнили Заяц и Волк. Сравните записи. Какая из них удобнее? На слайде два примера:
Заяц: 53х90=4770 Волк: 53х90=4770 (запись в столбик)
Ребята работают в парах, у доски 2 человека.
По итогам работы вывод:
у вас получились разные выражения и разные результаты, но обязательно у всех результатов есть в конце.
- Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
- Наблюдаем, сравниваем, рассуждаем (на доске) (коллективная работа)
Рассмотрите данные записи. Что вы можете сказать? (это умножение на двузначное число) Все ли записи верны?
Вместо точек поставь числа и вычисли значения выражений. Записываем в тетрадь выражении и решаем. Параллельно работа у доски.
х264 х264
__*__ *
***
Физминутка (музыкальная)
2 ) Исследуем (работа в группах).
Каждой группе раздаётся карточка со схемами. На слайде план исследования. Дети обсуждают схемы в группах по плану.
План исследовательской работы:
- Сравни модели примеров. Какой приём изображён на каждой модели?
- Чем отличается умножение на двузначное число от умножения на однозначное?
- На что необходимо обратить внимание при умножении на двузначное число?
- Какую модель вы примените при умножении на двузначное число? (модели вывешиваются на доску)
-Давайте вспомним алгоритм умножения на двузначное число.
Алгоритм умножения на двузначное число
- Умножу сначала цифру разряда единиц на число. Запишу первое неполное произведение.
- Умножу цифру разряда десятков на число. При записи второго неполного произведения сдвину результат на один разряд.
- Сложу получившиеся произведения.
- Прочитаю ответ.
- Закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа. Творческое задания
- Давайте посмотрим, как обстоят дела у Зайца и Волка с умножением на двузначное число. Посмотрите на слайд. Правильно ли Заяц решил и прокомментировал пример?
145 1. Умножу 7 единиц на 145, получу 1015
х 27 2. Умножу 2 десятка на 145. Получу число 290 д.
___ Записываем число 290 на 1 разряд влево.
1015 3. Складываю полученные числа. Читаю ответ: 3915
290
___
3915
- А как обстоят дела у Волка с умножением?
Откройте учебник на стр.21 №47. Ребята рассматривают задание, исправляют ошибку Волка (неправильно записано второе неполное произведение) (у доски 1 ученик). Записывают правильное решение в тетерадь.
- Самостоятельная работа (дифференцированная работа).
- Воспользуйтесь нужной моделью, и вычислите значение следующих выражений:
36х79, 197х24 – с комментирование у доски.
-Поработайте самостоятельно. Выберите те примеры, которые сможете решить сами. Время работы - 2 минуты. На слайде 3 столбика:
46х23 134х21 1245х32
36х14 235х24 2043х13
89х31 406х32 3192х21
Эту работу я проверю, когда соберу ваши тетради. Но вы предварительно оцените себя. Если считаете, что у вас всё правильно, поставьте плюс.
- Творческое задание.
А сейчас мы разделимся на две команды: мальчики – это команда Зайца, а девочки – это команда Волка. Выполни вычисления. Каждому ответу соответствует буква. Расположите буквы и составьте фразу. Вы узнаете, чем мы будем заниматься дальше.
1 команда:
150 | 250 | 320 | 360 | 430 | 660 |
р | е | ш | а | т | ь |
30х12=/А
15х10=/Р
10х43= /Т
25х10 = /Е
20х16=/Ш
11х60=/ь
2 команда:
40х12=А
140 | 260 | 340 | 480 | 540 | 770 |
з | а | д | а | ч | и |
14х10=З
10х54= Ч
34х10=Д
20х13=А
11х70=И
- Решение задач.
- (Задача на слайде) В кинотеатре 18 рядов по 32 места в каждом ряду. Ск. всего мест в кинотеатре? Устная работа.
18х32(в столбик) Найдите в данной записи ответы на вопросы:
Сколько мест в 8 рядах?
Сколько мест в 10 рядах?
Сколько всего мест в кинотеатре?
- Учебник стр.23 №52
Прочитайте задание. Обратите внимание на значок, что он обозначает? (не торопись с ответом, подумай!)
- Составьте задачу, решением которой было бы произведение 12 · 175.
– При вычислении ответа данной задачи примените правило перестановки множителей
и умножение столбиком (слушаем составленные задачи) Вспомнить правило перестановки множителей.
Задача. На склад привезли овощи на 12 одинаковых машинах по 175 т каждая. Сколько всего тонн овощей привезли на склад?
Решение:
Ответ: 2100 т. (если правильно, ставим плюс)
.
- Рефлексия.
Урок подходит к концу. Оцените свои достижения. Насколько вы сегодня точно попадали в цель. Составляем «коврик достижений» Если всё получалось – жёлтый квадратик, если были сложности – зелёный, если совсем ничего не было понятно – красный.
- Итог урок. Выставление отметок.
Что на уроке понравилось? Какие правила повторили? Какие задания понравились?
Дети, которые оценили себя жёлтым квадратом, какой совет вы бы дали тем детям, кто выбрал зелёный или красный квадраты? Важно ли в жизни ставить цель? Когда человек может добиться цели?
- Посчитайте количество фишек. У кого 5 и больше поднимите руку (получают – 5), у кого 4 фишки и меньше получат отметку с учётом проверки тетради.
- Домашнее задание
Рассмотрите домашнее задание. С какой целью вы его будете выполнять?
Печатная тетрадь: стр.15 №30,31 и составить карточки с примерами на изученную тему (обговорим размер карточек)
-Ребята, у меня для вас зашифровано волшебное слово, которое узнаете, когда разгадаете кроссворд.
- Исключи «лишнее» слово: уменьшаемое, вычитаемое, сумма
- Уменьши 455на 450 (5)
- Замени слово «пара» близким по смыслу.(два)
- Сколько в 1м см? (100)
- Число разрядов в классе (три)
- Замени знак «больше» одним словом? (больше)
- Математическое действие, заменяющее повторение одинаковых слагаемых. (умножение)
В результате получается слово СПАСИБО
- Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по математике 3 класс. Самостоятельная работа. Умножение на двузначное число столбиком.
Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Самостоятельная работа. Умножение на двузначное число столбикомЦели урока: составить алгоритм умножения на двузначное число столбиком; совершенствовать вычисли...
конспект урока по математике в 3 классе « Запись умножение на двузначное число столбиком»
конспект урока по математике в 3 классе « Запись умножение на двузначное число столбиком»...
Конспект урока на тему"Запись умножения на двузначное число столбиком" (УМК"ПНШ"3 класс)
Цель: формировать умение выполнять умножение на двузначное число столбикомПланируемые результаты предметные: уметь записывать и выполнять умножение многозначного числа на двузначное число столбиком.ли...
презентация по математике по теме : " Запись умножения на двузначное число столбиком"
В этой презентации дан алгоритм умножения на двузначное число . Предложены задания умножения многозначного числа на двузначное....
Конспект урока по теме"Запись умножения на двузначное число столбиком".
Данный конспект поможет в организации правильного усвоения материала....
Конспект урока математики «Запись умножения на двузначное число столбиком»
Тема: «Запись умножения на двузначное число столбиком»Цели деятельности учителя: формирование алгоритма умножения на двузначное число; формирование умения выполнять умножение на ...