Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Моти-вация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Вот учитель входит в класс. Что мы делаем сейчас? Встали дружно. Что нам нужно? Вот учебник, вот тетрадь, Их не надо открывать. Знает каждый ученик, Будет нужен и дневник. Не забудьте про пенал, Чтоб на парте он лежал
| Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки) | Фрон-тальная, индивидуальная | Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуа-лизация знаний | 1. Устный счет
| – Назовите числа по порядку от 37 до 45, от 52 до 43, от 25 до 50, от 11 до 33, от 63 до 18. | Слушают учителя. | Фрон-тальная, индивидуальная | П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. |
1) Упражнения на воспроизведение | – Назовите числа, следующие за данным при счете, предшествующие ему: 17, 29, 36, 78, 91. |
|
последовательности чисел в прямом и обратном порядке. |
| Выполняют задания. |
| 2) Упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел. | – Сколько десятков и единиц содержится в числах 72, 90, 64? – Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 7 десятков и 3 единицы? 5 десятков? – Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83. Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков? – Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем в порядке убывания (уменьшения). | Под руководством учителя у доски (в случае необходимости с использованием предметного абака) повторяют запись и чтение чисел в пределах 100. |
| Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек- |
3. Арифме-тический диктант. | каждое из чисел: 9, 29, 48, 99 – увеличьте на 1; џ каждое из чисел: 20, 30, 65, 80 – уменьшите на 1. (Можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых: |
|
4. Целепо- лагание. | 49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9 29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9 - Откройте учебник. Посмотрите на условные обозначения. Что вы можете сказать по теме урока. - Сформулируем цель нашего урока. | Выполняют задания. |
| 4. Знакомство с вводной статьей. | – Посчитайте сотнями от 100 до 1 000 в прямом и обратном порядке. |
|
| ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
| (У доски абак с кармашками). – На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни? – Как называются разряды? – Я поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом сотен, десятков и единиц. Ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871. – С помощью цифр 4, 5, 6 составьте на абаке 6 различных трехзначных чисел. Условие: цифра не должна повторяться в одном числе два раза. | Читают учебную статью. |
|
| Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
III. Практическая деятельность | 1. Повторение табличного сложе ния и вычитания. | Игра «Магический квадрат». – Как вы понимаете словосочетание «магический квадрат»? – В китайской древней книге «Жеким» («Книга перестановок») есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел. – У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го и 3-го столбцов. Получился тот же результат (15). Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало того, этот же ответ получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы назвали «ло-шу» и стали считать егомагическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом. | Выполняют задания с комментированием. | Фронтальная, | П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
|
|
| Игра «Какого рисунка не хватает». Игра «Набери слагаемыми». |
| индивидуальная |
Р – ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий. Л – осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
2. Работа по учебнику, в рабочей тетради. 1) Решение задач. | № 2.
Решение: 3 + 7 = 10 (чел.) – всего. Ответ: 10 человек всего.
Решение: 4 + 3 = 7 (чел.) – всего. Ответ: всего 7 детей.
Решение: 10 – 7 = 3 (чел.) – взрослых. Ответ: 3 взрослых.
Решение: 4 – 3 = 1 (чел.) Ответ: на 1 мальчика больше. | Совместно записывается условие, затем один ученик решает задачу у доски с комментированием одним способом, а второй ученик решает другим способом. После решения задачи сравнивают свой чертеж с данным в учебнике. Ученик читает задачу, затем записывает условие и решение. |
|
|
№ 5. Решить задачу с комментированием (можно вызвать к доске одного ученика).
Решение: 1) 8 – 3 = 5 (г.) – свеклы. 2) 8 + 5 = 13 (г.) – всего. Ответ: пропололи 5 грядок свеклы; всего 13 грядок. |
|
|
|
| № 6. Было – 5 р. и еще 2 р. Истратил – 3 р. Осталось – ? р. I способ: 1) 5 + 2 = 7 (р.) – было. 2) 7 – 3 = 4 (р.) – осталось. | Один из учеников читает вслух. |
| После решения задачи этим способом предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом. II способ: 1) 5 – 3 = 2 (р.) 2) 2 + 2 = 4 (р.) Ответ: 4 рубля осталось. | После рассуждений приходят к выводу, что сначала можно из 5 вычесть 3, а затем прибавить 2. |
2) Повторение устных | № 1. № 4 – выполняется устно. | Рассматривают решение примеров и вычисляют с устным объяснением. |
| приемов сложения и вычитания в пределах 100. |
|
|
|
|
3*. Задания из электронного приложения к учебнику. |
|
Выполняют самостоятельно |
|
|
|
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Мечта Это ложь, что в науке поэзии нет. В отраженьях великого мира Сотни красок со звуков уловит поэт И повторит волшебная лира. За чертогами формул, забыв о весне, В мире чисел бродя, как лунатик, Вдруг гармонию выводов дарит струне, К звучной скрипке прильнув, математик. Настоящий ученый, он тоже поэт, Вечно жаждущий знать и предвидеть. Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть. В. Михановский
| Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний |
– Чем мы занимались сегодня на уроке? – Что успели повторить? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения |
V. Домашнее задание | Инструкция к выполнению домашнего задания. Комментарий учителя | Учебник, с. 4, № 3. Рабочая тетрадь, с. 3, № 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |