«ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Открытый урок по математике в 3 «Б» классе
по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»
Тема: «Приемы устных вычислений вида 180*4, 900:3».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 3 «Б» КЛАССЕ
по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»
ТЕМА: «ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».
составитель: Золоева О.С.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №39 им. Т.С. Дзебисова
11.04.2023Г.
ТЕМА: «ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ВИДА 180*4, 900:3».
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального, закрепление вычислительных навыков.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые составные задачи на нахождение четвертого пропорционального, записывая условие в таблицу, арифметическим способом, закрепят вычислительные навыки.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности, чувство патриотизма, гордости за достижения России.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, парная, самостоятельная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России».
Оборудование: Экран, компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: устные приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000, оканчивающихся нулями.
Сценарий урока
I. Организационный этап.
-Ребята! Давайте перед началом урока подарим друг другу улыбки.
Снова зазвенел звонок
Начинается урок!
Вы друг другу улыбнитесь,
И гостям вы улыбнитесь
Да и мне вы улыбнитесь.
-Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Итак, начнём урок математики.
- Теперь внимание на меня.
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Парная работа.
(На доске записаны примеры.)
260 + 30 = 290 (Р) 500+400 = 900 (Я)
790 – 80 = 710 (Л) 400-300 = 100 (2)
500-80 = 420 (Е) 10 : 5 = 2 (1)
100+40 = 140 (А) 40 ∙ 5 = 200 (П)
-Ребята, у вас на партах лежат листочки с примерами, решите их и вы расшифруете код.
- Чтобы узнать, что там записано, мы должны расположить эти буквы и цифры в порядке возрастания ответов, около которых они записаны. Работаем в парах.
-Перед выполнением этого задания, вспомним о правилах работы в парах.
Ответ: 12 апреля
- Что вы знаете об этой дате? (День космонавтики.)
- Завтра наша страна будет отмечать День космонавтики.
– Вы знаете, кто первым полетел в космос?(Ю.А. Гагарин).
– В каком году это было? (12 апреля 1961 года.)
– Полет первого в мире космонавта продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут? (1 ч 48 мин.) Презентация, слайд 1.
- Как зовут первую женщину-космонавта? (Первая женщина в космосе – Валентина Терешкова. Презентация, слайд 2).
– Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом? (Ответы учащихся.)
– Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем? (Ответы учащихся.)
– Кто из вас мечтает полететь в космос? (Ответы учащихся.)
-Предлагаю совершить путешествие к планете Математика на ракете.
Вы видите на доске ракету. Она не раскрашена. И становится от этого немного грустно. А хотите, чтобы она стала яркой и красивой? Да? А какая ракета получится у нас в конце урока зависит от того, как хорошо мы поработаем. Готовы к путешествию?
- Сегодня ваша тетрадь превращается в бортовой журнал, откройте его и запишите число 11 апреля. Классная работа.
III. Актуализация знаний. Устный счет.
Во время устного счёта 5 учеников получают карточки с индивидуальным заданием.
1. Логическая задача. (Презентация, слайд 3).
Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?
Варианты ответов:
а) 15; б) 21; в) 30; г) 33; д) 36.
В музее ребята увидели:
1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;
2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.
2. Блицтурнир. (Презентация, слайд 4).
а) Если на каждую рубашку для космонавта идёт по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
Решение: 3 · 9=27(м)-было в куске.
Ответ: 27 м полотна было в куске.
б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
Решение: 8 : 2 = 4 (м) – на 1 костюм.
Ответ: 4 метра материи требуется на 1 костюм.
в) Космический нож стоит 20 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
Решение: 20 · 3 = 60 (р.) – стоят 3 ножа.
Ответ: 60 рублей заплатили за 3 ножа.
Во время устного счета 7 человек получают карточки для индивидуальной работы.
IV. Целеполагание.
- Коллективная работа. (На доске записаны примеры).
- Рассмотрите примеры. Чем они отличаются?
60∙4 180∙4
80 : 2 900 : 3
-Как выполнить вычисления в 1 столбике?
-Приходилось ли нам решать примеры, подобные примерам 2 столбика?
-Есть те, кто уже догадался, как решать такие примеры?
Вывод: умножение и деление трехзначных чисел можно заменить действиями с сотнями и десятками. (Презентация, слайд 5).
-Посмотрите на данные примеры. Какие приемы мы использовали при вычислении: устные или письменные?
-Правильно, устные приемы вычислений.
-На какую цифру оканчиваются наши числа?
- Формулирование темы и целей урока.
-Сформулируйте тему урока. (Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число)
Тема урока: Приёмы устных вычислений вида 180· 4, 900:3
Какие цели поставим перед собой? (научиться выполнять умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число).
Презентация, слайд 6.
V. Открытие нового знания.
- Прочитайте теоретический материал на с.82.
-Как выполнить умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число? (умножение и деление трехзначных чисел можно заменить действиями с сотнями и десятками).
№1 с. 82. Коллективное выполнение с комментированием у доски.
8:2 20*5 23*4 48:3
800:2 200*5 230*4 480:3
Физкультминутка
VI) Первичное закрепление.
Работа по учебнику №4 с. 82. (Презентация, слайд 7, 8).
- Прочитайте задачу.
Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый плащ?
- Как оформим краткую запись? (В виде таблицы).
Перед вами на листочках таблица к задаче, ее нужно заполнить.
-О чем эта задача? Что известно из условия задачи? Что нам нужно найти?
-Как назовем 1 столбец?
-Как назовем 2 столбец?
-Как назовем 3 столбец?
-О каких плащах идет речь в задаче? (О детских и взрослых плащах).
Расход ткани на 1 плащ | Количество плащей | Общий расход ткани |
Д. 2 м | 12 п. | одинаковый |
В. 4 м | ? |
-Что обозначает число 12? (Количество детских плащей).
-Что обозначает число 2? (Столько расходуется ткани на один детский плащ).
-Что обозначает число 4? (Столько расходуется ткани на один взрослый плащ).
-Что нужно узнать в задаче? (Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска).
-Что вы можете сказать о длине куска? (Длина одинаковая, так как сказано «из этого куска»).
-Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Длину куска).
-Её можно найти? (Да). Как? (Умножением).
-А сейчас можем узнать, сколько выйдет плащей для взрослых? (Да).
Как? Каким действием? (Длину куска разделить на расход на один плаз для взрослых).
-Запишите решение и ответ задачи.
Коллективная проверка решения задачи.
- 2∙12 =24 (м) – ткани в куске.
- 24 : 4 = 6 (п.) – для взрослых вышло из куска ткани.
Ответ: 6 плащей для взрослых выйдет из куска.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Презентация, слайд 9).
-Ребята, у вас в конвертах лежат карточки для самостоятельной работы. Возьмите карточку и решите примеры. На решение примеров даю вам 3 минуты.
Вариант 1. Вариант 2.
300 ∙ 2= 140 ∙ 3=
650 : 5= 720 : 4=
800 : 4= 200 ∙ 3=
120 ∙ 3= 600 : 3=
-Проверьте свои работы по эталону на экране.
VIII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
-Ребята, с каким приемом мы познакомились сегодня?
(Устным приемом умножения и деления трехзначного числа, оканчивающегося нулем, на однозначное число).
-Какой вывод сделали, как решать такие примеры? (Умножение и деление трехзначных чисел можно заменить действиями с сотнями и десятками).
-Дети, сегодня на уроке мы вспоминали о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Скажите, на каком космическом корабле он совершил полет? «Восток».
-На уроке мы тоже совершили путешествие на ракете. В начале урока мы решили раскрасить нашу ракету, оценив свою работу на уроку.
Итак, если в самостоятельной работе вы не допустили ни одной ошибки, то раскрасьте свою ракету зеленым карандашом. Если сделали одну ошибку-жёлтым, а если от 2 ошибок и более – красным.
-Выходите к доске и прикрепите свои ракеты на большую ракету. (Под музыку ребята выходят к доске и прикрепляют свою ракету на большую ракету).
Выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, с. 82, № 5, №6.
-Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок! (Презентация, слайд10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы устных вычислений вида 36+2, 36+20
Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК Школа России, учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1. М.И. Моро, М.А. ...
Презентация к уроку "Приемы устных вычислений вида 36+2, 36+20"
Данная презентация предназначена для урока в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК Школа России, учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. ...
Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90.
Консект урока математики в 3 классе по теме "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90".Программа "Школа России"...
Конспект урока по математике «Приемы устных вычислений вида 260+310, 620-200», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПредметные:- ...
Конспект к уроку математики , 3 класс. Тема: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 ".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...