Открытый урок математики. 2 класс. Тема: Сложение и вычитание чисел.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Быргазова Татьяна Николаевна

Закрепление и при необходимости коррекция навыков устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок.

МАТЕМАТИКА.        

Класс: 2 в

Учитель: Быргазова Татьяна Николаевна.

Дата: 16.12.2015г.

Урок: 55

Тема: Сложение и вычитание чисел.  (Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.)

Цель: закрепление и при необходимости коррекция навыков устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел.

Задачи урока:

  1. образовательные: отрабатывать умения делать вычисления, используя устные и письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел; развивать умения решать задачи с альтернативным условием.
  2. развивающие: создать условия для участия в обсуждении и формулировании цели конкретного задания, алгоритма выполнения (составление плана действий); выполнения работ в соответствии с заданным планом; участие в оценке и обсуждении полученного результата.
  3.  воспитательные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

   Этапы урока

                                            Ход урока

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

1. Организационный момент.

Нам звонок вновь прозвенел.

Всех он в класс собрать сумел!

Не сутультесь, встаньте ровно,

Ведь к уроку все готовы!?

Поздоровайтесь с гостями,

Все кивните головами.

Всем садиться разрешаю,

И урок мы начинаем!

 – Садитесь. Приготовили ладошки, растерли их. Поздоровались ладошки друг с другом. Помассировали пальчики. Поздоровались пальчики друг с другом: мизинчики, безымянные, средние, указательные, большие.  Мысленно пожелали удачи друг  другу.

– Мыслить быстро – это хорошее умение. Как вы думаете, с чего мы начнём наш урок? (с устного счета).

Сегодня разминка для ума пройдёт в виде математического диктанта. Я буду вам зачитывать весёлые задачки, а вы записывайте только ответы на карточках.

2. Математический диктант «Весёлые задачки».

  1. В автобусе ехало 7 пассажиров.

На остановке вышло четыре.

Восемь в автобус вошли у вокзала.

Сколько людей в том автобусе стало?              (11)

  1. 10 пингвинов катались на льдине,

Трое на санках, один на коньках.

Сколько пингвинов осталось кататься,

Если четыре полезли купаться?                               (10)

  1. Четыре тёплых варежки

Связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят:

Сколько у неё внучат?                                              (2)

  1. Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю?                                            (8)

  1. Сколько ушей у пяти мышей?                                  (10)

  1. 11 игроков из футбольной команды

Играли очень ответственный матч.

В игре этой было достаточно много

Голов, атак и передач.

Шесть игроков получили травмы,

Не могут играть и лежат на траве.

Сколько футболистов осталось в игре?                    (5)

  1. Восемь маленьких зайчат

На лужайке в ряд сидят.

Прискакали к ним три брата.

Им зайчата очень рады.

Прибежал ещё один.

Сосчитать мы всех хотим.

Сколько же всего зайчат

На лужайке той сидят?                                             (12)

  1. Сколько хвостов у трёх котов?                                  (3)

  1. Сколько рогов у двух коров?                                     (4)

  1. У Кузьмы в руках корзина,

В ней лежат два апельсина,

Восемь слив и две хурмы.

Сколько фруктов у Кузьмы?                                     (12)

                        Закончилась тренировка,

                        Помогла математическая сноровка!

                        (Взаимопроверка работ учащихся)

– Обменяйтесь карточками, для того чтобы проверить работу друг друга. (Ответы на слайде).

– Поднимите смайлики, те кто выполнил работу без ошибок – отлично; у кого 1-2 ошибки – хорошо; у кого 3-5 ошибок – удовлетворительно.

– Воспользуйтесь шифром, который лежит у вас на партах, расшифруйте слово и назовите тему нашего урока. (ПОВТОРЕНИЕ).

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать

вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

 

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. 

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- Чем сегодня нам предстоит заняться на уроке? Что мы изучали, чем занимались на предыдущих уроках? (Составляем план)

1. Складывали и вычитали двузначные числа в столбик (Примеры в столбик)

2. Решали уравнения.                                                    (Уравнения)

3. Изучали порядок действий.                                       (Порядок действий)

4. Решали задачи.                                                          (Задачи)

 – Можно ли эти записи принять за план нашей работы на уроке? Почему? В чём вы испытываете наибольшее затруднение?

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Построим «лесенку успеха».

- Нарисуйте себя на этой лесенке (кто считает, что он легко справится со всеми заданиями – рисует себя на верхней ступеньке, кто наполовину – на средней, кому трудно – на первой(нижней) ступеньке).

– Ребята, предлагаю вам посмотреть на работу ученика 2-го  класса. Как по-вашему, эта работа выполнена правильно? Какие ошибки допустил ученик?

– Ребята, а как можно исправить эти ошибки и что сделать для того, чтобы таких ошибок не было в вашей работе?

- Ещё раз, какие шаги помогут вам выполнять правильно сложение и вычитание в столбик? (проговаривание алгоритмов сложения и вычитания двузначных чисел)

 - Эти алгоритмы лежат у вас на столах в «кейсах», при необходимости вы можете ими пользоваться.

V. Этап реализации построенного проекта.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Работа в парах. (стр.18, № 3)

- Откройте учебники на с.18. Найдите задание № 3.

- Какие умения будем проверять и закреплять? (работа с планом урока)

- Посоветуйтесь в парах, расставьте порядок действий. Кто сомневается, воспользуйтесь алгоритмом (КЕЙС)

1 пара работает у доски.

Фронтальная проверка.

- У кого выполнение этого задания вызвало трудности? Проверим работу пары, которая работала у доски.

- Есть вопросы, замечания.  Поднимите руку, кто выполнил также. Поднимите руки те, кому надо исправить ошибки. Исправьте.

Минутка отдыха для глаз

Очень долго мы писали,

Глазки у ребят устали,

Посмотрите все в окно.

Солнце очень далеко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем.

А потом скатимся вниз.

Жмурься сильно, но держись.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Групповая работа

1 группа – 1 пример

2 группа – 2 пример

3 группа – 3 пример

4 группа – 4 пример

5 группа и 6 группа – выполняют задание № 2 (составить и решить уравнение) – индивидуальные доски.

Комментируют сильные учащиеся. (Работа по эталону – КЕЙС)

Проверка:  ответчик встаёт – называет промежуточный ответ и результат.

Проверка – защита работ на инд. доске.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Какие действия (шаги) мы выполняли при сложении и вычитании двузначных чисел?

 - Мы хорошо потрудились. Давайте вернёмся к плану работы.

- Что мы планировали сегодня сделать на уроке? Всё ли выполнили? Над чем будем работать завтра?

 - В начале урока мы нарисовали «лесенку успеха». Вернитесь к «лесенке», знаком «+» поставьте себя на ту ступеньку, на которой по-вашему мнению вы сейчас находитесь.

- Поднимите руки те, кто поставил плюсик на верхней ступеньке. Сегодня за работу на уроке вы получаете 5.

- Кто поднялся на ступеньку выше? Отметка 4.

- Кто остался на месте? Отметка 3.

Спасибо за урок. Приятно было с вами работать.

V. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).

Задача № 4 (а, б) – по выбору, № 8 – по желанию.

Приложение 1.

Эталон № 1

Эталон сложения :    34 + 6 = 40

  1. Двузначное число 34  замени суммой разрядных слагаемых: 34 = 30 + 4
  2. Сумму 34 + 6 представь так: (30 + 4) + 6
  3. Воспользовались сочетательным свойством сложения.

(30 + 4) + 6 = 30 + (4 + 6)

  1. 4 + 6 – замени его значением: 10
  2. Получили: 30 + 10 = 40

Эталон № 2

Эталон вычитания: 40 – 6 = 34

  1. Число 40 замени суммой удобных слагаемых.

40 = 30 + 10

  1. Запиши разность 40 – 6 так:  (30 + 10) – 6 = 30 + (10 – 6)
  2. Воспользовались свойством вычитания числа из суммы:

      (30 + 10) – 6 = 30 + (10 – 6)

  1.  Выражение 10 – 6 заменили его значением: 4
  2. Получили: 30 + 4 = 34

Эталон № 5/1

Эталон вычитания: 26 + 7 = 33

  1. Число 7 замени суммой удобных слагаемых.

7 = 4 + 3

  1. Запиши сумму 26 + 7  так:

26 + (4 + 3)

  1. Воспользовались сочетательным свойством сложения:  26 + (4 + 3) = (26 + 4) + 3

     4. Выражение 26 + 4 заменили его значением: 30

5.  Получили: 30 + 3 = 33

Эталон № 5/2

Эталон вычитания: 26 + 7 = 33

  1. Число 26 замени суммой разрядных слагаемых.

26 = 20 + 6

  1. Запиши сумму 26 + 7  так: (20 + 6) + 7
  2. Воспользовались сочетательным свойством сложения:

       (20 + 6) + 7 = 20 + (6 + 7)

     4. Выражение 6 + 7 заменили его значением: 13

5.  Получили: 20 + 13 = 33

Эталон № 6/1

Эталон вычитания: 33 – 7 = 26

  1. Число 7 замени суммой удобных слагаемых.

7 = 3 + 4

  1. Запиши разность 33 – 7 так:  33 – (3 + 4)
  2. Воспользовались свойством вычитания суммы из числа:

33 – (3 + 4) = (33 – 3) – 4  

  1.  Выражение 33 – 3 заменили его значением: 30
  2. Получили: 30 – 4 = 26

Эталон № 6/2

Эталон вычитания: 33 – 7 = 26

  1. Число 33 замени суммой так:

33 = 20 + 13

  1. Запиши разность 33 – 7 так:  (20 + 13) – 7  
  2. Воспользовались свойством вычитания числа из суммы:

 (20 + 13) – 7 = 20 + (13 – 7)

  1.  Выражение 13 – 7 заменили его значением: 6
  2. Получили: 20 + 6 = 26

Эталон № 3

Алгоритм сложения двузначных чисел:

1.   Пишем числа в столбик

2.Складываем  единицы:

              10 ед.- это 1 д. 0 ед.

              Результат пишем под единицами 0,

               а 1 десяток  надписываем над десятками

3. Складываем  десятки:

              К сумме десятков прибавляем 1 десяток,

который получился от сложения единиц.

              Результат пишем под десятками

4.   Ответ: ...

Эталон № 4

Алгоритм вычитания двузначных чисел:

  1. Пишем числа в столбик: …

  2. Пробуем вычитать единицы.   0  ≤  4

           Из меньшего не можем вычесть большее

           Берем из 6 десятков 1 десяток

           (чтобы не забыть, ставим над цифрой 6 точку )

           1 д. = 10 ед.

           10 – 4 = 6

           Результат пишем под единицами.

3. Вычитаем десятки.

            Было 6 десятков. Один д. был взят. Осталось 5 д.: 5д. – 1д. = 4д.

           Результат пишем под десятками: 4

4. Ответ: ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 и 100" 2 класс

Данный урок содержит занимательный материал, который поможет в интересной форме закрепить пройденный материал....

урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел. Взаимосвязь между компонентами действий." 2 класс.

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание чисел. Взаимосвязь между компонентами действий". Программа "Школа 2100"...

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание чисел" 2 класс, программа "2100".

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание чисел" 2 класс, программа "2100"....

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание чисел" 2 класс, программа "2100".

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание чисел" 2 класс, программа "2100"....

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100". 2 класс

Урок-путешествие по сказке "Новогодние приключения Маши и Вити" с презентацией....

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять  арифметические действия с опорой на знание состава чисел....