Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
опыты и эксперименты по математике на тему

Hовикова Марина Викторовна

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_novikovoy.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Марина Викторовна, учитель начальных классов

Содержание

I. Информация об опыте.                   3

        1.1. Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через  использование активных форм, методов и приемов обучения.                   3

        1.2. Условия возникновения и становления опыта.                   3

        1.3. Актуальность опыта.                   5

        1.4. Ведущая педагогическая идея опыта.                   6

        1.5. Длительность работы.                   7

        1.6. Диапазон опыта.                   7

        1.7. Теоретическая база опыта.                   8

        1.8. Новизна опыта                   9

II. Технология опыта.                   9

        2.1. Деятельностный компонент.                   9

        2.2. Приемы стимулирования.                 12

III. Результативный компонент.                 13

        3.1. Уровень обученности.                 13

IV. Библиографический список.                 16

  1. Информация об опыте.

1.1.  Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через  использование активных форм, методов и приемов обучения.

Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования  Л.П. Буевой, В.В. Давыдова,  

А.В. Маргулиса, А.М. Матюшкина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой  показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1,54]. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2,114].

1.2. Условия возникновения и становления опыта.

 Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному.

Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках,  у учащихся 1 «В» класса МОУ «Октябрьская СОШ Белгородского района Белгородской области» было выявлено, какие знания лежат в основе сложения и вычитания. Для этого была проведена самостоятельная работа, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. Поэтому в начале каждого урока в течение месяца давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний, вводились дидактические игры, применялись нестандартные задания. В итоге была проведена еще одна самостоятельная работа, результаты которой показывают, что дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении.

Таблица 1

Характер ошибок

Октябрь

Ноябрь

Писали работу

19 чел.

20 чел.

Выполнили верно

12 чел.(63,1%)

17 чел.(85%)

Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 10

1 чел.(5,2%)

2 чел.(10%)

Допустили ошибки на состав числа

7 чел.(36,8%)

2 чел.(10%)

Допустили ошибки на сравнение чисел

4 чел.(21%)

2 чел.(10%)

Допустили ошибки на сложение

4 чел.(21%)

2 чел.(10%)

Допустили ошибки на вычитание

7 чел.(36,8%)

4 чел.(20%)

Использование дидактических игр, логических заданий стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников. Так возникла тема опыта «Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через  использование активных форм, методов и приемов обучения».

1.3. Актуальность опыта. 

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Достичь результата в развитии познавательной деятельности младших школьников возможно при соблюдении комплекса требований, в которых заключается сущность опыта и его актуальность.

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании  учебной деятельности школьников на уроках  математики для развития познавательного интереса, логического мышления, формирование творческой активности учащихся.

Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приёмов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес  учащихся. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Но далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в самом процессе её учащийся должен находить привлекательные стороны.

1.5. Длительность работы.

 С 2007 года ведется диагностическая работа по изучению влияния разнообразных активных форм, методов и приемов обучения на развитие познавательной деятельности младшего школьника.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе»[10,42]. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На уроках предлагаются ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, развивающие познавательную деятельность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. (Приложение 1). В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

1.6. Диапазон опыта.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения [1,54]. Диапазон опыта представлен разнообразными видами: дидактическая игра,  логические задания, задачи повышенной трудности,  самостоятельная работа, что позволяет формировать стойкий познавательный интерес  при сочетании эмоций и рациональности в обучении.

1.7. Теоретическая база.

Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых, педагогов

Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского и А.А. Окунева.

В контексте своей педагогической теории проблему интереса к учению рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно - педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы [9,53].

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок [9,123]. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение).

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К. Крупской Окунева Анатолия Арсеньевича. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков

(А.А. Окунев) основываются на том, что:

  • движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;
  • принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;
  • хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
  1. теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
  2. принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  3. принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  4. принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  5. установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
  6. принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  7. мышление должно главенствовать над памятью [9,202].

1.8. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании своего подхода к проблеме развития познавательной деятельности учащихся на уроке математики через использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, нацеленных на развитие познавательных способностей младших школьников.

Младший школьный возраст  - это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе [7,61]. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия познавательных способностей.

II. Технология опыта

2.1. Деятельностный компонент содержания. 

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности, поэтому должны изменяться способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал

В.А. Сухомлинский [9,34] .

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно [3,12]. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

      Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она способ обучения.

    Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

    Основные функции дидактических игр:

1) формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) формирование психических новообразований;

3) формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Основные условия проведения дидактической игры:

1) наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

2)   выразительность проведения игры;

3)   необходимость включения педагога в игру.

           Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?» «Отвечай сразу».   Например, в играх:  «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?», « Теремок», «Не скажу», «Полёт в космос». (Приложение 2).

Также привлекают детей игры – путешествия:   « В цирке», «Плывём к Робинзону Крузо». (Приложение 2).

В играх - путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко [5,24].

       Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», например, в игре «Вычислительная машина». (Приложение 2).

         Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

Исследования показали, что развитие логического мышления у детей в период обучения в начальных классах включает в себя два этапа.

     На первом из них, обычно это происходит в возрасте 6-8 лет, формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде.

     На втором этапе - возраст 8-10 лет - формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений [4,64].

    Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.

     Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

             Задания повышенной трудности.

    Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету [8,50].

     Одна из важнейших задач - развитие у школьников логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приемов (Приложение 3):

     1) задачи на соответствие и исключение неверных вариантов;

     2) задачи на упорядочивание множеств;

     3) турнирные задачи;

     4) числовые ребусы;

     5) задачи о лгунах;

     6) игровые логические задачи;

     7) игры мудрецов.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать [6,48]. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть, выводить своих учеников на уровень эвристической деятельности, учить умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключение результаты тестирования анализируются, делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

2.2. Приемы стимулирования.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Используя разнообразные формы, методы и приемы обучения, необходимо постоянно помнить, что педагог даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает:

  • форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к     

     игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

     выполнению дидактических задач;        

  • между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
  • используемая в заданиях  наглядность должна быть простой и ёмкой.

     Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

III. Результативный компонент

3.1. Уровень обученности.

При изучении проблемы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках математики детям было предложено выполнить проверочную работу (В.Н.тРудницкая) с целью  сравнения уровня познавательной активности школьников. Результаты оценивались по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой, которые определяют уровень активности следующим образом [10,39]:

ТАБЛИЦА СХЕМА

          Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы, были выявлены следующие результаты: из 25 учащихся 15 имеют высокий уровень, 7 - средний, 3 – низкий. На диаграмме данные выглядят так:

Диаграмма 1.

Проанализировав работы детей, был проведён формирующий эксперимент.

 Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

          Для достижения этой цели в 4 классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание состязательной мотивации.

Формирующий эксперимент продолжался три недели.

    «Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач  в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.

Диаграмма 2 .

      Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.

     На этапе закрепления применялись индивидуальные карточки, активность детей также была высокой.

Диаграмма 3.

       Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит  оценку.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.

Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.

IV. Библиографический список

  1. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения. – Тула, 2002, с.112.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985, с.218.
  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005, с. 124.
  4. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.
  5. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.
  6. Лизинский В.М., Приемы и формы в учебной деятельности. -  М., 2004, с. 74.
  7. Орлов А.А., Основы профессионально-педагогической деятельности. -  М., 2004, с. 164.
  8. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. - М.: Грамотей, 2003. - с.48-56.
  9.  Смирнов С.А., Педагогика. Теории, системы, технологии. - М., 2006, с. 246.
  10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
  11. Фридман Б.М., Кулагина А.В. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991, с.148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ....

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"...