рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс)

Шакирова Гульфия Сафуановна

рабочая программа по математике 2 класс по УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_klass.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  к ООП  НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Математика»

для обучающихся 2 классов

начального общего образования

Составители: Голикова С.А.

Шакирова Г.С.

Осадчая Л.А.

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в ФГОС НОО, примерной ООП НОО одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022) с учетом программы воспитания МБОУ «СШ №43».

Цель преподавания предмета «Математика» заключается  в математическом развитии младших школьников, в формировании способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); освоении начальных математических знаний -  понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; воспитании интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Реализация на уроке целей, которые сформулировали в программе воспитания, обеспечение  воспитывающего наполнения урока,  предполагает следующее:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания учащимися своего мнения, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через проекты, предметные декады, олимпиады, турниры, викторины, квесты, игры-эксперименты, дискуссии и др;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины, самоорганизации, взаимоконтроль и самоконтроль.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Математика»  входит  в  предметную  область  «Математика»  и  является  обязательным  для  изучения.  Содержание  предмета «Математика» структурировано как система тематических разделов  и входит в учебный план 1-4 классов программы начального общего образования в объёме 4 часа в неделю. На изучение математики  во 2  классе отводится 136 часов.

Используемые технологии, формы  и методы обучения

Технологии

Формы организации учебного процесса

Методы и приёмы

Технология личностно-ориентированного обучения

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Практические занятия

Дополнительные занятия

Творческие домашние задания

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Интерактивные («мозговой штурм», решение ситуационных задач, выступление в роли обучающегося и т.д.)

Проблемного изложения

Исследовательский

Эвристический

Частично-поисковый

Объяснительно-иллюстративный

Технология проблемного обучения

Технология групповой деятельности

Технология проектного обучения

Технология исследовательского обучения

Технология развития критического мышления

Технология АМО

Технология игрового обучения

Информационно-коммуникационные технологии обучения

Разноуровневое-дифференцированное обучение

Рефлексивная технология

Здоровьесберегающие технологии

Использование образовательных технологий в учебном процессе позволяет сделать процесс обучения индивидуальным и дифференцированным, повышает познавательный интерес к предмету и эффективность учебного процесса. Проектная деятельность формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.

Формы контроля: входной контроль (Диагностическая работа (УУД), Входная  контрольная работа); промежуточный контроль (Диагностическая работа (УУД), Контрольная работа); Итоговый контроль (Диагностическая работа (УУД), Контрольная работа за год)

Данная  программа  реализуется  на основе системы учебников  УМК «Школа России» ФГОС

1. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ С.И. Волкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.

2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 2 класс. Часть 1,2.

3. Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике: 2 класс: 1, 2 часть  к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику)/В.Н. Рудницкая. – 21-е изд., перераб. и доп.. – М.: Изд-во «Экзамен», 2017 г.

Электронные образовательные ресурсы

Сайт Министерства образования и науки РФ https://minobrnauki.gov.ru

Сайт Рособразования https://obrnadzor.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс  (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова,  М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Сайт «Начальная школа»
http://1-4.prosv.ru

Российская электронная школа  https://resh.edu.ru/subject/7/1/

Содержание учебного предмета

2 класс (136 часов)

1. Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.

Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

Соотношения между ними.

Длина ломаной.

Периметр многоугольника.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).

Наши проекты: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание от 1до 100 (письменные вычисления  (71 ч)

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Числовое выражение и его значение.

Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).

Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной видаа + 28, 43-6.

Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора.

Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.

Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.

Наши проекты: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

3. Числа от 1 до 100.  Табличное умножение и деление  (38 ч)

Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки).

Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.

Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.

4. Итоговое повторение (11 ч)

Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.

Решение задач изученных видов.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

- развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

- осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;

- стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Самоорганизация: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Самооценка: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Познавательные УУД

Базовые логические действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)

Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу ,диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.

Коммуникативные УУД

- конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

- использовать текст задания для объяснения способа решения математической задачи;

- формулировать ответ;

- комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

- в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

- ориентироватьсявалгоритмах:воспроизводить,дополнять,исправлятьдеформированные;

- составлять по аналогии;

- самостоятельносоставлятьтекстызаданий,аналогичныетиповымизученным.

Второклассник научится:

называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз; единицы длины, площади; компоненты  арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное); геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать: числа в пределах 100; числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);  длины отрезков;

различать: отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; российские монеты, купюры разных достоинств; прямые и непрямые углы; периметр прямоугольника;

читать: числа в пределах 100, записанные цифрами; записи вида 5 - 2 = 1 0 ,   1 2 : 4  = 3;

воспроизводить: результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры: однозначных и двузначных чисел; числовых выражений; моделировать: десятичный состав двузначного числа; алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;  

распознавать: геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);

упорядочивать: числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать: числовое выражение (название, как составлено); многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать: текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

конструировать: тексты несложных арифметических задач; алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать: свою деятельность (находить и исправлять ошибки);  

оценивать: готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи: записывать цифрами двузначные числа;  решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы

вычислений; вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр прямоугольника (квадрата); выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

Второклассники получит возможность научиться:

формулировать: свойства умножения и деления;  определения прямоугольника и квадрата;  свойства прямоугольника (квадрата);

называть: вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами; элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

читать: обозначения луча, угла, многоугольника;

различать: луч и отрезок;

характеризовать: расположение чисел на числовом луче; взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки); решать учебные и практические задачи: выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);  изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки; составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Электронные(цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Числа от 1 до 100. Нумерация

16

Электронное   приложение кучебнику  «Математика», 2 класс (Диск СD), авторы С.И Волкова, С.П.Максимова

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Эстетическое воспитание;

Духовно-нравственное воспитание;

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

2

Сложение и вычитание

71

Электронное   приложение кучебнику  «Математика»,

2 класс (Диск СD), авторы С.И Волкова, С.П.Максимова

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Эстетическое воспитание;

Духовно-нравственное воспитание;

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

3

Умножение и деление. Табличное умножение и деление

38

Электронное   приложение кучебнику  «Математика»,

2 класс (Диск СD), авторы С.И Волкова, С.П.Максимова

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Эстетическое воспитание;

Духовно-нравственное воспитание;

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

4

Итоговое повторение. Проверка знаний.

11

Электронное   приложение кучебнику  «Математика»,

 2 класс (Диск СD), авторы С.И Волкова, С.П.Максимова

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Эстетическое воспитание;

Духовно-нравственное воспитание;

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

Итого

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...