Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс)

Рубцова Ольга Владимировна

Л.Г. Петерсон, 1кл, 1урок "Что изучает математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект855 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Что изучает математика».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

Предметные:

1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;

2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);

3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.

.


Вариант проведения урока

  • Оборудование
  1. Эталоны из курса «Мир деятельности»

Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности;

   

  1. Демонстрационный материал

Д1.1 Изображение белочки:

Д1.2 Портрет автора учебника (Л.Г. Петерсон).

Д−1.3 Текст с поздравлением от автора.

Д−1.4 Текст с заданием для пробного действия.

Д−1.5 Поэтапно заполняемый эталон свойств предметов:

Д−1.6 Заготовки букв П, Ф, Р, К.

Д−1.7 Наборы разноцветных кругов.

Д−1.8 2 конверта.

Раздаточный материал

Р−1.1 Наборы разноцветных кругов.

  1. Презентация к уроку 1: слайды 1−8.
  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

  • Недавно вы познакомились с тем, что делают ученики на различных уроках. Что вам больше всего запомнилось?
  • Ученики рассказывают, о том, что они запомнили из прошлой экскурсии. Учитель предлагает фотографии, на которых зафиксированы наиболее яркие эпизоды экскурсии.
  • Что делали на уроках ученики? (Они проводили опыты, читали, решали задачи, работали за компьютерами…)
  • Зачем они это делали? (Чтобы узнать что-то новое, научиться, …)
  • А вы чем будете заниматься на уроке? (Учиться, узнавать новое.)
  • Что значит учиться? (Значит, сделать два шага: понять чего мы не знаем, самим открыть новое знание.)
  • Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-1.1 и Д-1.2 из курса «Мир деятельности» или Слайд 1.
  • На сегодняшнем уроке мы начнем (или продолжим) разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
  • Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:

Рыжая, пушистая,

Шубка золотистая ?..   (Пауза. Ответы детей: лисица, белочка...)

По деревьям скачет

И орешки прячет? (Белочка.)

  • А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
  • Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
  • Учитель вешает на доску рисунок белочки Д-1.1 или Слайд 2, достает два конверта.
  • Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. Хотите узнать, что находится в этих конвертах?
  • В одном из конвертов лежит телеграмма от автора учебника.
  • Математика нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон. Откроем первый конверт. В нем лежит телеграмма от автора
  • Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора и телеграмму из первого конверта Д1.2 и Д−1.3.
  • Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

  • Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
  • Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
  • Как вы поняли, что же вы будете изучать с помощью этого учебника? (Мы будем изучать математику).
  • А чему же вы научитесь на уроках математики? (Мы научимся считать, решать примеры и задачи).
  • Сегодня на уроке вы будете изучать свойства предметов. Это и будет тема нашего урока.
  • Учитель записывает тему урока на доске.
  • Следующее задание будет для вас новым.
  • Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
  • Тогда открываем.
  • Учитель открывает конверт и Д−1.4 и читает задание.
  • Какие свойства изучает математика?
  • Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
  • У кого нет ответа?
  • Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать свойства, которые изучает математика).
  • У кого есть ответы?
  • Учащиеся перечисляют свои варианты.
  • Кто из вас уверен, что назвал правильно все свойства?
  • Учащиеся поднимают руки.
  • Я услышала, что вы назвали не все свойства.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать все свойства, которые изучает математика).
  • Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание).
  • Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.

3. Открытие детьми нового знания.

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
  • Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, какие свойства изучаются на уроке математики.)
  • Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
  • Значит, наш первый урок так и будет называться: «Что изучает математика?»

Физкультминутка.

  • Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений. В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
  • Сегодня вы попробуете открыть новое знание сами, а поможет вам в этом наш замечательный учебник.
  • Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
  • Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
  • Ученики по очереди рассказывают о предметах, изображенных на картинке.
  • Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
  • Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 3 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке Слайд 4.
  • Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
  • Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
  • Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
  • Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
  • Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
  • Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
  • Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
  • Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
  • Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:

  • Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
  • Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
  • Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
  • Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
  • Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
  • Значит, расположение предмета является его свойством.
  • Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:

  • Расскажите, что вы видите на следующей картинке в задании № 2? (Круги разного цвета.)
  • Учитель выставляет на доске с помощью «липучки» или магнитов такие же круги.
  • На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
  • Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
  • Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
  • Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
  • Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
  • Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предметы. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)
  • Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:

  • Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять коричневых кругов.)
  • Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
  • В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащей один маленький синий круг.)
  • По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
  • Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:

Физкультминутка.

  • Учитель берет в руки модель шара:
  • Обратите внимание на следующую картинку в задании № 3, Слайд 5. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
  • Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
  • А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
  • О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
  • Далее учитель берет в руки цилиндр:
  • Кто знает название этой модели?
  • Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
  • Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
  • Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
  • Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
  • Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
  • Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
  • Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
  • Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы Д−1.5 и Д−1.6, Слайд 6. Эталон принимает вид:

  • Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.
  • А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
  • Удалось вам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
  • Вы получили в результате эталон, на котором изображены свойства, которые изучает математика.
  • Перечислите эти свойства с помощью этого эталона.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

Физкультминутка.

  • Но прежде, чем завершить урок необходимо потренироваться в применении новых знаний, закрепить новые знания.
  • 1) Рассмотрите картинку в задании 3 (У) в учебнике. Что связано с предметом математики на картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
  • Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
  • 2) Откройте страницу 3 в тетради и найдите задание № 2 (РТ) Слайд 7. Белочка рассматривает картинку и думает: «Какие свойства подсказывают картинки?» Помогите белочке догадаться, какие это свойства. (Форма, размер, количество, положение предметов.)
  • Вы совершенно правы.
  • Назовите эти свойства друг другу в парах.
  • 3) Работа с прописью, стр. 3 учебника.
  • 4) А теперь найдите на этой же страничке задание № 3 (У).
  • Белочка решила пригласить гостей. Помогите ей разложить предметы по своим местам.
  • Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице должны занимать заданные предметы. 

5. Итог урока.

  • Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
  • А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
  • Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
  • Кому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите. Слайд 8 или Д-1.1 и Д-1.2 из курса «Мир деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...