Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 1
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Что изучает математика».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
Предметные:
1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
.
Вариант проведения урока
- Оборудование
- Эталоны из курса «Мир деятельности»
Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности;
- Демонстрационный материал
Д−1.1 Изображение белочки:
Д−1.2 Портрет автора учебника (Л.Г. Петерсон).
Д−1.3 Текст с поздравлением от автора.
Д−1.4 Текст с заданием для пробного действия.
Д−1.5 Поэтапно заполняемый эталон свойств предметов:
Д−1.6 Заготовки букв П, Ф, Р, К.
Д−1.7 Наборы разноцветных кругов.
Д−1.8 2 конверта.
Раздаточный материал
Р−1.1 Наборы разноцветных кругов.
- Презентация к уроку 1: слайды 1−8.
- Ход урока:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Недавно вы познакомились с тем, что делают ученики на различных уроках. Что вам больше всего запомнилось?
- Ученики рассказывают, о том, что они запомнили из прошлой экскурсии. Учитель предлагает фотографии, на которых зафиксированы наиболее яркие эпизоды экскурсии.
- Что делали на уроках ученики? (Они проводили опыты, читали, решали задачи, работали за компьютерами…)
- Зачем они это делали? (Чтобы узнать что-то новое, научиться, …)
- А вы чем будете заниматься на уроке? (Учиться, узнавать новое.)
- Что значит учиться? (Значит, сделать два шага: понять чего мы не знаем, самим открыть новое знание.)
- Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-1.1 и Д-1.2 из курса «Мир деятельности» или Слайд 1.
- На сегодняшнем уроке мы начнем (или продолжим) разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
- Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая ?.. (Пауза. Ответы детей: лисица, белочка...)
По деревьям скачет
И орешки прячет? (Белочка.)
- А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
- Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
- Учитель вешает на доску рисунок белочки Д-1.1 или Слайд 2, достает два конверта.
- Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. Хотите узнать, что находится в этих конвертах?
- В одном из конвертов лежит телеграмма от автора учебника.
- Математика нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон. Откроем первый конверт. В нем лежит телеграмма от автора
- Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора и телеграмму из первого конверта Д−1.2 и Д−1.3.
- Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
- Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
- Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
- Как вы поняли, что же вы будете изучать с помощью этого учебника? (Мы будем изучать математику).
- А чему же вы научитесь на уроках математики? (Мы научимся считать, решать примеры и задачи).
- Сегодня на уроке вы будете изучать свойства предметов. Это и будет тема нашего урока.
- Учитель записывает тему урока на доске.
- Следующее задание будет для вас новым.
- Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
- Тогда открываем.
- Учитель открывает конверт и Д−1.4 и читает задание.
- Какие свойства изучает математика?
- Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
- У кого нет ответа?
- Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать свойства, которые изучает математика).
- У кого есть ответы?
- Учащиеся перечисляют свои варианты.
- Кто из вас уверен, что назвал правильно все свойства?
- Учащиеся поднимают руки.
- Я услышала, что вы назвали не все свойства.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать все свойства, которые изучает математика).
- Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание).
- Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.
3. Открытие детьми нового знания.
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
- Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, какие свойства изучаются на уроке математики.)
- Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
- Значит, наш первый урок так и будет называться: «Что изучает математика?»
Физкультминутка.
- Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений. В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
- Сегодня вы попробуете открыть новое знание сами, а поможет вам в этом наш замечательный учебник.
- Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
- Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
- Ученики по очереди рассказывают о предметах, изображенных на картинке.
- Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
- Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 3 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке Слайд 4.
- Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
- Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
- Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
- Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
- Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
- Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
- Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
- Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
- Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
- Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
- Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
- Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
- Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
- Значит, расположение предмета является его свойством.
- Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:
- Расскажите, что вы видите на следующей картинке в задании № 2? (Круги разного цвета.)
- Учитель выставляет на доске с помощью «липучки» или магнитов такие же круги.
- На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
- Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
- Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
- Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
- Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
- Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предметы. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)
- Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять коричневых кругов.)
- Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
- В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащей один маленький синий круг.)
- По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
- Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества Д−1.5 и Д−1.6. Эталон принимает вид:
Физкультминутка.
- Учитель берет в руки модель шара:
- Обратите внимание на следующую картинку в задании № 3, Слайд 5. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
- Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
- А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
- О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
- Далее учитель берет в руки цилиндр:
- Кто знает название этой модели?
- Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
- Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
- Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
- Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
- Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
- Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
- Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
- Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы Д−1.5 и Д−1.6, Слайд 6. Эталон принимает вид:
- Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.
- А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
- Удалось вам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
- Вы получили в результате эталон, на котором изображены свойства, которые изучает математика.
- Перечислите эти свойства с помощью этого эталона.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Физкультминутка.
- Но прежде, чем завершить урок необходимо потренироваться в применении новых знаний, закрепить новые знания.
- 1) Рассмотрите картинку в задании 3 (У) в учебнике. Что связано с предметом математики на картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
- Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
- 2) Откройте страницу 3 в тетради и найдите задание № 2 (РТ) Слайд 7. Белочка рассматривает картинку и думает: «Какие свойства подсказывают картинки?» Помогите белочке догадаться, какие это свойства. (Форма, размер, количество, положение предметов.)
- Вы совершенно правы.
- Назовите эти свойства друг другу в парах.
- 3) Работа с прописью, стр. 3 учебника.
- 4) А теперь найдите на этой же страничке задание № 3 (У).
- Белочка решила пригласить гостей. Помогите ей разложить предметы по своим местам.
- Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице должны занимать заданные предметы.
5. Итог урока.
- Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
- А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
- Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
- Кому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите. Слайд 8 или Д-1.1 и Д-1.2 из курса «Мир деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...