Рабочая программа по предмету "Математические представления".
рабочая программа по математике (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1_dop.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления.
1 (дополнительный) класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2);
- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- учить сравнивать предметы по форме, величине;
- учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один/много);
- учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;
- учить выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;
- учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
- учить пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Математические представления» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения Программы.
Личностные результаты:
- осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;
- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;
- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;
- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине с помощью педагога;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве;
- умение различать, сравнивать множества с помощью педагога;
- умение выполнять инструкции педагога.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет с опорой на наглядность:
- умение выделять и различать предметы по количественному признаку по подражанию, показу, образцу, слову с помощью педагога;
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Достаточный уровень:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- умение совершать практические действия с дискретными и непрерывными множествами;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;
- умение ориентироваться во времени с опорой на визуальное расписание.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет с опорой на наглядность:
- умение выделять и различать предметы по количественному признаку по подражанию, показу, образцу, слову;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение писать цифры на крупе, песке, по шаблону или обводить.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»).
Сравнение множеств (без пересчёта, с пересчётом).
Преобразование множеств (увеличение/уменьшение, уравнивание множества).
Представление о числовой последовательности. Пересчёт предметов.
Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой последовательности. Состав числа 2 (3,4,5) из двух слагаемых.
Представления о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия, отрезок.
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 4-х (6-х, 8-х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия, отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия, отрезок, круг).
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Узнавание весов, их назначение.
Различение предметов по толщине. Различение предметов по глубине.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центр).
Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно. Различение времен года. Сравнение людей по возрасту. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс.
Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс....
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому, обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающих...
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
математические представления 1 класс - 2 вариант...
Рабочая программа по математическим представлениям, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по математическим представлениям, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Математические представления" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....