Рабочая программа по математическим представлениям, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_predst._4_kl_2_v.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления, 4 класс (2 вариант) (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
На уроках математических представлений используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
- при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Количественные представления;
- Представления о форме;
- Представления о величине;
- Пространственные представления;
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика», является частью учебного плана4 кл. 2 вар.УП в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 4 классе по индивидуальной программе отводится 1 часа в неделю. Из них:
I четверть - ч.
IIчетверть - ч.
III четверть - ч.
IVчетверть - ч. Год – 34 ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- определять положение предметов на плоскости;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
- выполнять арифметические действия;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
- уметь пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки по предмету «Математические представления»
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.
5. Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Представление о форме.
- Геометрическое тело: шар.
- Геометрическое тело: куб.
- Геометрическое тело: призма.
- Геометрическое тело: брус.
Количественные представления.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
- Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
- Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
- Счет в прямой (обратной) последовательности.
- Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.
- Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3.
- Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
- Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
- Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.
- Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.
- Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
- Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.
- Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.
Представления о величине.
- Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
- Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
- Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
- Измерение с помощью мерки.
- Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
- Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Временные представления.
- Порядок следования частей суток.
- Последовательность дней недели.
- Смена дней: вчера, сегодня, завтра.
- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
- Порядок следования сезонов в году.
- Последовательность месяцев в году.
Пространственные представления.
- Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
- Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
- Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
- Определение, месторасположения предметов в ряду.
6.Тематическое планирование
№ | тема урока | колич. часов | сроки | наглядность | словарная работа | основные виды учебной деятельности |
Представление о форме. | ||||||
1. | Геометрическое тело: шар. | 1 | шар | шар | соотнесение шара и круга | |
2. | Геометрическое тело: куб. | 1 | куб | куб | знакомство с кубом | |
3. | Геометрическое тело: призма. | 1 | призма | призма | знакомство с призмой | |
4. | Геометрическое тело: брус. | 1 | брус | брус | соотнесение геометрических тел с фигурами | |
Количественные представления. | ||||||
5. | Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). | 1 | раздаточный материал | уменьшение, увеличение | преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). | |
6. | Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. | 1 | числовой ряд | число | соотнесение количества предметов с числом | |
7. | Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). | 1 | числовой ряд | числовой ряд | работа с числовым рядом | |
8. | Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. | 1 | раздаточный материал | числовой ряд | работа с числовым рядом | |
9. | Счет в прямой (обратной) последовательности. | 1 | раздаточный материал | впереди, позади | работа с числовым рядом | |
10. | Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2. | 1 | раздаточный материал | сложение, вычитание | выполнение математических действий. формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания выполнение математических действий. формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания | |
11. | Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3. | 1 | счётный материал | количество | ||
12. | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | 1 | счётный материал | состав числа | ||
13. | Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | счеты | |||
14. | Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. | 1 | счётный материал | |||
15. | Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7. | 1 | раздаточный материал | |||
16. | Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8. | 1 | счётный материал | |||
17. | Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. | 1 | раздаточный материал | |||
18. | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | счётный материал | сложение, вычитание | ||
Представления о величине. | ||||||
19. | Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. | 1 | раздаточный материал | приложение | формирование умений сравнивать предметы | |
20. | Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). | 1 | иллюстрации | убывание, возрастание | формирование умений сравнивать предметы | |
21. | Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. | 1 | иллюстрации | толщина | формирование умений различать и сравнивать предметы по толщине, глубине, измерять предметы | |
22. | Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. | 1 | иллюстрации | глубина | ||
23. | Измерение с помощью мерки. | 1 | раздаточный материал | мерка | ||
24. | Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. | 1 | линейка | линейка | формирование умений пользоваться линейкой | |
25. | Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. | 1 | раздаточный материал | длина, высота | ||
Временные представления. | ||||||
26. | Порядок следования частей суток. | 1 | таблица | утро, день, вечер, ночь | формирование представлений о частях суток, смене времён года, знание названий месяцев и сезонов в году, последовательности дней недели | |
27. | Последовательность дней недели. | 1 | раздаточный материал | дни недели | ||
28. | Смена дней: вчера, сегодня, завтра. | 1 | раздаточный материал | вчера, сегодня, завтра | ||
29. | Соотнесение деятельности с временным промежутком. | 1 | раздаточный материал | сейчас, потом, | ||
30. | Порядок следования сезонов в году. | 1 | раздаточный материал | названия времён года | ||
31. | Последовательность месяцев в году. | 1 | плакат | название месяцев | ||
Пространственные представления. | ||||||
32. | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | раздаточный материал | около, рядом, здесь | формирование представлений месте расположения предметов в пространстве; определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между; определении, месторасположения предметов в ряду. | |
33. | Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | 1 | раздаточный материал | |||
34. | Определение отношения порядка следования. | 1 | раздаточный материал | крайний, перед, после, следующий, между. | ||
Повторение | ||||||
35. | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Геометрические тела. | 1 | счётный материал | сложение, вычитание | Выполнение действий сложения и вычитания чисел в пределах 10. | |
38. | Последовательность месяцев в году. Определение отношения порядка следования | 1 | таблица | Месяцы, перед, между | повторение последовательности месяцев |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
- Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;
Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков
8. Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий - Ноутбук
- Слова-термины -Принтер-ксерокс
-Набор геометрических фигур и тел
-Числовой ряд от 1 до 10
-Счётные палочки
- Счёты
-Веер с цифрами
-Линейка
- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»
«Геометрические фигуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс.
Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс....
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому, обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающих...
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
математические представления 1 класс - 2 вариант...
Рабочая программа по математическим представлениям, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....