РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа по математике (1 класс)
математические представления 1 класс - 2 вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления, 1 класс (2 вариант) (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
На уроках математических представлений используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
- при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Количественные представления;
- Представления о форме;
- Представления о величине;
- Пространственные представления;
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 4 классе по индивидуальной программе отводится 1 часа в неделю. Из них:
I четверть - ч.
IIчетверть - ч.
III четверть - ч.
IVчетверть - ч. Год – 34 ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- определять положение предметов на плоскости;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
- выполнять арифметические действия;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
- уметь пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки по предмету «Математические представления»
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.
5. Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Представление о форме.
- Геометрическое тело: шар.
- Геометрическое тело: куб.
- Геометрическое тело: призма.
- Геометрическое тело: брус.
Количественные представления.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
- Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
- Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
- Счет в прямой (обратной) последовательности.
- Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.
- Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3.
- Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
- Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
- Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.
- Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.
- Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
- Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.
- Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.
Представления о величине.
- Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
- Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
- Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
- Измерение с помощью мерки.
- Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
- Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Временные представления.
- Порядок следования частей суток.
- Последовательность дней недели.
- Смена дней: вчера, сегодня, завтра.
- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
- Порядок следования сезонов в году.
- Последовательность месяцев в году.
Пространственные представления.
- Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
- Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
- Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
- Определение, месторасположения предметов в ряду.
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | наглядность | основные виды учебной деятельности |
1. | Пространственные представления: «справа - слева; вправо - влево; правый - левый». | 1 | презентация, карточки |
| |
2. | Пространственные представления: «в середине, между». Геометрические фигуры. Квадрат. | 1 | презентация, предметные картинки | ||
3. | Пространственные представления: «вверху внизу», «выше - ниже», «верхний - нижний», на, над, под. | 1 | презентация, предметные картинки | ||
4. | Понятие о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины. | 1 | презентация, сюжетные картинки, ленты | ||
5. | Понятие о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты. | 1 | презентация, сюжетные картинки | ||
6. | Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | презентация, сюжетные картинки, предметы | ||
7. | Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия «рано – поздно». | 1 | сюжетные картинки | ||
8. | Понятие о массе: «тяжёлый - лёгкий». Сравнение предметов по массе: «тяжелее - легче, одинаковые по тяжести». | 1 | предметы, предметные картинки | ||
9. | Понятия: «много- мало, несколько, один – много, ни одного», «столько же». | 1 | предметы, предметные картинки | ||
10. | Число и цифра 1. | 1 | карточки |
| |
11. | Обозначение числа цифрой. Монеты: 1 рубль. | 1 | картинки, карточки | ||
12. | Число и цифра 2.Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел. | 1 | карточки, предметы, картинки | ||
13. | Знак «+». Образование числа 2. | 1 | карточки, картинки, схемы |
| |
14. | Состав числа 2. Знак «=».Знак «-». | 1 | «домик», карточки | ||
15. | Решение примеров и задач в пределах 2. | 1 | счётный материал | ||
16. | Число и цифра 3.Место числа в числовом ряду | 1 | счётный материал | ||
17. | Числовой ряд 1-3. Прямой и обратный счет. | 1 | счётный материал | ||
18. | Сравнение чисел. Состав числа 3. | 1 | счётный материал | ||
19. | Решение примеров и задач в пределах 3. | 1 | счётный материал | ||
20. | Число и цифра 4.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
21. | Числовой ряд 1-4. Прямой счет. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
22. | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | 1 | «ёлочка», счётный материал | ||
23. | Число и цифра 5.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
24. | Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет. Сравнение чисел. | 1 | счётный материал | ||
25. | Сложение и вычитание в пределах 5. сравнение чисел. | 1 | счётный материал | ||
26. | Точка, линии. Геометрические фигуры: овал. | 1 | геом. фигуры | ||
27. | Число и цифра 0.Сравнение чисел. | 1 | предметные картинки | ||
28. | Число и цифра 6.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
29. | Числовой ряд 1-6. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
30. | Сложение и вычитание в пределах 6.Построение прямой линии через две точки. | 1 | счётный материал | ||
31. | Число и цифра 7.Место числа в числовом ряду. | 1 | числовой ряд | ||
32. | Числовой ряд 1-7. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
33. | Число и цифра 8.Место числа в числовом ряду. Прямой и обратный счет. | 1 | числовой ряд | ||
34. | Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
35. | Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. | 1 | числовой ряд, счётный материал | ||
36. | Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10. | 1 | числовой ряд |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
- Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;
Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков
8. Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий - Ноутбук
- Слова-термины -Принтер-ксерокс
-Набор геометрических фигур и тел
-Числовой ряд от 1 до 10
-Счётные палочки
- Счёты
-Веер с цифрами
-Линейка
- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»
«Геометрические фигуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-1187533-1575193271.jpg)
Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому, обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-451007-1585223869.jpg)
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039621-1526915529.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039621-1526915529.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039621-1526915529.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ социальному МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
окружающий социальный мир...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039621-1526915529.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО адаптивной физкультуре 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
адаптивная физкультура 1 класс...