Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
рабочая программа по математике (2, 3, 4 класс)

Шарай Елена Валерьевна

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_vneuroch_matematika_i_konstruirovanie.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Утянская  средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа  курса

внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

Уровень основного общего образования.

Срок освоения: 1 год  (2-4  класс)

Направление: общеинтеллектуальное

 Составитель:

Шарай  Елена Валерьевна

Учитель начальных классов

                                                                                                       

с. Утянка

2022 год

Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Программа   курса внеурочной деятельности

«Математика   и  конструирование»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Курс призван решать следующие задачи: 1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения; 2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами; 3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников. В целом курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  для

начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю) для 2-4 класса.

Основное содержание  курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые   и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4,8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой  цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и  более  осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих- пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей

«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление  игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Тематическое планирование

Курса внеурочной деятельности с использованием пособия «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.

2 класс (34  ч)

№ занятия

Тематическое планирование

Страницы пособия

Характеристика видов деятельности учащихся

1

2

3

4, 5

6

7–

9

10

11

12

13,

14

15,

16

17,

18

19–

21

22,

23

24–

31

32,

33,

34

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая

Виды   бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в про- странстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование моде- ли «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

Угол. Прямой угол.

Непрямые углы. Изготов- ление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

Изготовление моделей различных углов

Ломаная. Замкнутая, не- замкнутая ломаная.

Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной

 Многоугольник. Углы, стороны, вершины мно- гоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник        и                др. Классификация много угольников по         числу сторон

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение пря- моугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины

Изготовление геометрического набора тре- угольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Гео- метрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении 7. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению

Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата

6–8

8–11

11–13

14–19

20, 21

22–31

При- ложе- ния

 1,

2, 3,

4

28–33

34–36

37–39

40–53

54–57

58–61

62–67

68–71

При- ложе- ния 5–10,

с. 72,

82, 83,

85, 86,

87

88–91

 

Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и не пересекающиеся прямые.

Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке.

Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости

Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур

Обозначать буквами изученные геометрические фигуры.

Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. Конструировать модели объектов по образцам. Кон- струировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей

Чертить луч

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине

Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла.

 Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах

Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы,  стороны и вершины

Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата

Работать с бумагой

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами


3 класс (34 ч)

№ занятия

Тематическое планирование

Страницы пособия

Характеристика видов деятельности учащихся

1, 2

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат.

Изготовление изделий в технике оригами –

«Воздушный змей»

4–9

При- ложение 4,

с. 84,

85

3

Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника

10–13

Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник

4–8

9–

10

11

12–

14

15–

19

20–

22

Прямоугольник. Практическая работа «Изго- товление модели складного  метра».  Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.

Середина отрезка

Построение  отрезка, равного данному, с по- мощью циркуля

Практические работы:

«Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окруж- ности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность

Практические работы:

«Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок“»

При- ложе- ние 1,

14–30,

32–38,

41, 43,

44, 45,

32–34

35–38

41,

43–45

31,

39, 42

46–56

57,

58, 64

Изготавливать        модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника

Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений)

Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины)

Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата)

Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность

Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие

№ занятия

Тематическое планирование

Страницы пособия

Характеристика видов деятельности учащихся

23

24,

25

26,

27

28–

29

30,

31

Деление окружности на

6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

Чертёж. Практическая работа «Изготовление за- кладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов пря- моугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической кар- те (как вырезать кольцо)

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»

68–69

70–76

77–79

При- ложе- ния

2, 3,

с. 82,

83

При- ложе- ния 5,

6,

с. 86–

89

по предложенному условию

Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля

Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия.

Читать технологическую карту и выполнять по ней действия

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия

Дополнять чертёж недостающим размером

Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре:

распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки

32–

34

Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий

Приложение 7,

с. 90–

95

Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов

4 класс (34 ч)

№ занятия

Тематическое планирование

Страницы пособия

Характеристика видов деятельности учащихся

1, 2

Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник

7–11

3–6

Треугольник. Виды тре- угольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Конструирование моделей различных треугольников

12–21

Различать треугольники по сторонам  и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов

7–9

10

11–

13

14–

18

Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление геометрической игрушки «Флексагон» (гнущийся многоугольник) на основе полосы из 10 равносто- ронних треугольников. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата)

Периметр многоугольника

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям

Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций

«Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из различных частей опреде лённым образом разрезанного квадрата. Техно- логический рисунок

22–31

32–

35,

42–

50,

52–55

36–40

41, 52

Изготавливать        различные модели правильной треугольной пирамиды

Вычислять периметр многоугольника

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата)

Изготавливать по чертежу различные аппликации

19,

20

21–

22

23–

25

26,

27

28

29

30

31

32

33,

34

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море»

Площадь. Единицы площади. Площадь прямо- угольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямо- угольников и квадратов

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление мо- дели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов

Взаимное расположение окружностей на плоскости

Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и ли- нейки без делений)

Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)

Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры

«Танграм»

Оригами. Изготовление изделия «Лебедь»

Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»

56

57–66

67–75

76–81

82–84

85–87

88–90

91,

При- ложе- ние 1,

с. 92

При- ложе- ние 2,

с. 93

При- ложе- ние 3,

с. 94,

95

Выстраивать композиции по технологическому рисунку

Определять площадь прямоугольника (квадрата)

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности

Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений

Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг

Изготавливать аппликации из частей игры

«Танграм»

Работать в технике оригами 

Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена на основе программы: Программа и планирование учебного курса 4 класс. « Математика и конструирование» (М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России...