План работы с одаренными детьми
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Индивидуальный план сопровождения
одарённых детей
по математике
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Патлина Надежда Леонидовна
2021 год
Пояснительная записка.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Данный индивидуальный план занятий предназначен для учащегося 4 класса.
Цель занятий:
- расширение и углубление знаний по математике;
- ознакомление учащегося с некоторыми методами и приемами решения олимпиадных задач;
- развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
Основными формами организации учебно–познавательной деятельности являются:
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с учащимся, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных, районных олимпиадах по математике;
- Психологические консультации, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, соревнования;
- Использование современных средств информации (Интернет, компьютерные игры по предмету, электронная энциклопедия);
- Создание портфолио.
Индивидуальный план занятий предполагает занятия с учащимся по 1 часу в неделю. Объем курса - 19 ч.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Нестандартные задачи повышенной сложности. | 1 ч |
2 | «Старинные» задачи. | 1 ч |
3 | Игры с числами и цифрами. | 1 ч |
4 | Задачи на вычисление площади и периметра. | 1 ч |
5 | Решение задач с заданным алгоритмом действий. | 1 ч |
6 | Решение задач на нахождение единиц времени. | 1 ч |
7 | «Верные и ложные» высказывания. | 1 ч |
8 | Задачи повышенной трудности со сказочным содержанием. | 1 ч |
9 | Логические задачи. | 1 ч |
10 | Задачи на движение повышенной сложности. | 1 ч |
11 | Задачи с процентами и дробями. | 1 ч |
12 | Диаграммы. | 1 ч |
13 | Игра «Морской бой». | 1 ч |
14 | Математические кроссворды. | 1 ч |
15 | Координаты на плоскости. | 1 ч |
16 | Построение точек по их координатам. | 1 ч |
17 | Математические ребусы. | 1 ч |
18 | Математика древней Индии. | 1 ч |
19 | Математика в жизни семьи. | 1 ч |
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащийся должен знать: основные методы и приемы решения олимпиадных задач и задач повышенной сложности;
Должен уметь: применять изученные методы и приемы при решении олимпиадных задач.
Содержание:
Занятие № 1
Задание 1
Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из них?
Задание 2
Олег купил четыре книги. Все книги без первой стоили 360 рублей, без второй – 400 руб, без третьей – 300 руб, без четвертой – 290 руб. Сколько стоит каждая книга?
Задание 3
Толя начал читать книгу, когда Сережа прочитал уже 24 страницы такой же книги. Догонит ли Толя Сережу через 5 дней , если Толя читает в день 18 страниц, а Сережа – 12 страниц?
Занятие № 2
Задание 1
«Из двух городов шагают навстречу друг другу два работника. От нечего делать они считают свои шаги (в аршин каждый). Один насчитал в минуту 133 шага, а другой - 167 шагов. Вышли они одновременно и через 5 минут встретились. Чему равно расстояние между этими деревнями?» ( 1 аршин = 71 см.)
Задание 2
Шерлок Холмс пустился вдогонку за преступником в 7 часов утра. Сможет ли он догнать преступника к 2 часам дня, если скорость Шерлока Холмса 8 км /ч, скорость преступника 6 км /ч, а первоначальное расстояние между ними 12 км?
Занятие № 3
Задание 1
Игра « От 0 до 10»
Напиши числа от 1 до 10 с помощью четырех четверок, вставляя между ними, если ото необходимо, знаки арифметических действий и скобки:
4 4 4 4 = 1 4 4 4 4 = 6 4 4 4 4 = 2
4 4 4 4 = 7 4 4 4 4 = 3 4 4 4 4 =8
4 4 4 4 =4 4 4 4 4 =9 4 4 4 4 =5
4 4 4 4 =10
Задание 2
Найди закономерность и продолжи числа: 2, 5, 14, 41…
Занятие № 4
Задание 1
В прямоугольнике АВСД сторона АД 12 см, сторона СД на 3 см короче, а диагональ ВД на столько же длиннее, чем АД. Найди периметр и площадь прямоугольника АВСД и треугольника АВД.
Задание 2
На прямой отмечены точки А, В, С. (слева направо).Расстояние от точки В до С равно 10 см, а расстояние от А до В – на 4 см больше. Верно ли , что расстояние от А до С равно 24 см? Верно ли , что расстояние между серединами отрезков АВ и АС равно 5 см?
Занятие № 5
Задание 1
Математика, Петерсон, учебник 2 часть, № 16 с. 128.
Задание 2
Математика, Петерсон, учебник 2 часть, № 15 с. 104
Занятие № 6
Задание 1
Первый полет героев – летчиков из Москвы в Америку через Северный полюс начался 18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин и окончился 20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин. Полет второй группы героев – летчиков из Москвы в Америку начался 12 июля 1937 года в 3 ч 21 мин и окончился 14 июля в 17 ч 38 мин. Вычисли продолжительность обоих полетов. На сколько второй полет был короче первого?
Задание 2
Скорость самолета равна 12 км/ мин. Вырази его скорость в километрах в час.
Поезд ехал со скоростью 1200 м /мин. Вырази его скорость в километрах в час.
Грузовик за 1 час проехал 48 км. Чему равна скорость грузовика, выраженная в метрах в минуту?
Скорость автобуса 900 м/ мин. Чему равна его скорость, выраженная в километрах в час?
Занятие № 7
Задание 1
Верно ли высказывание:
16790÷365·800-(79·806+362700÷900)÷53 ≥1? (42956+131508)÷58+(95·35-3081÷39-3124)·270
Занятие № 8
Задание 1
В 3 часа ночи в старом замке появилось приведение. Часы на башне замка, которые до этого показывали правильное время, пошли с обычной скоростью, но в другую сторону. Приведение исчезло с рассветом, в 4 ч 45 мнут. Какое время в этот момент показывали часы?
(А) полночь; (Б)1 ч. 45 мин.; (В)1 ч 30 мин; ( Г)2 ч 15мин; (Д) 7 ч 45 мин.
Задание 2
На математическом вечере Олег, играющий роль факира, написал в строчку несколько различных чисел, не превышающих 10. Отличник Вова заметил, что в любой паре соседних чисел одно из них делится на другое без остатка. Какое наибольшее количество чисел мог выписать Олег?
(А)6; (Б)7; (В) 8; (Г) 9;(Д) 10.
Занятие № 9
Задание 1
Как с помощью двух бидонов емкостью 5 л и 8 л отлить из молочной цистерны 7 л молока?
Задание 2
Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший – 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?
Как на чашечных весах уравновесить кусок олова, массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь:1 г, 3 г, 9 г, 27 г. 81 г? разрешается класть гири на обе чашки весов.
Занятие № 10
Задание 1
Пассажирский поезд едет вслед за товарным. В 6 часов утра расстояние между ними было 70 км. Скорость пассажирского поезда80 км/ч, а скорость товарного 60 км/ ч. Успеет ли пассажирский поезд догнать товарный до 9 часов утра? Через сколько времени произойдет встреча?(ответ вырази сначала в часах, а затем в часах и минутах)
Задание 2
За минуту автомобиль проехал 2 км. Какое расстояние он проедет за 1 час? Чему равна скорость автомобиля, выраженная в километрах в часх?
Занятие № 11
Задание 1
Александр Великий, царь Македонии, был широко известен своими завоевательными походами. Однажды среди трофеев у него оказалось 2000 золотых монет: больших, средних и маленьких. Большие монеты составляли 35% от общего числа монет, а средние монеты - семнадцать двадцатых от числа больших монет. Сколько было маленьких монет? Каких монет у Александра Македонского оказалось больше – маленьких или больших, и на сколько?
Задание 2
Белочка, зайчонок и олененок сделали лодку грузоподъемностью 30 кг. Масса белочки составляет 6 % от массы зайчонка, а масса зайчонка равна три двадцать пятых массы олененка. Могут ли они отправиться в путешествие по реке на своей лодке, если масса белочки равна 180 г?
Занятие № 12
Задание 1
Математика, Петерсон , учебник, 3 ч № 3, 7 с.38 – 39 (круговые диаграммы)
Задание 2
№ 1 (в) с. 43 (столбчатые и линейные диаграммы)
Занятие № 13
Задание 1
Игра «Морской бой»
Занятие № 14
Задание 1
Кроссворд № 97 , № 98с. 83, № 99 с.84Сборник «200 школьных кроссвордов», Сухинин И. Г. Москва, Творческий центр, 2011 год
Занятие № 15
Задание 1
Расшифруй высказывание великого немецкого математика Карла Гауса задание № 5 с. 55 математика, Петерсон, 3 ч.
Задание 2
Рассказывают, что, когда Карл Гаусс учился в начальной школе, его учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал детям трудное задание – вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до100. Но маленький Гаусс это задание выполнил почти моментально. Попробуй и ты выполнить это задание.
Занятие № 16
Задание 1 № 3, 4 , 5. С. 58 математика , Петерсон, ч. 3
Занятие № 17
Задание 1
Расшифруй числовой ребус, если одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным_ разные: ПЧЕЛКА×7 = ЖЖЖЖЖЖ
Задание 2
Арифметический ребус «Звездочка»
В ребусе цифры зашифрованы буквами. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы, разным – разные. Запиши и прочитай число, соответствующее слову ЗВЕЗДОЧКА.
З + В =Е
× × -
З × Д = О
Ч – К = А
Занятие № 18
«Математика древней Индии» (исследовательская работа)
Занятие № 19
«Математика в жизни семьи» (проектная работа)
Используемая литература:
- Н. Ф. Дик, А. Н. Кацирис «Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3 4 классах» Ростов – на – Дону, «Феникс» 2009 год
- Н. А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы» Ростов – на – Дону, «Феникс» 2009 год
- И. Г. Сухин «200 школьных кроссвордов»Творческий центр. Москва , 2002год
- Интернет – ресурсы:
http://ppt4web.ru/matematika/drevnjaja-indija3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....
План работы с одаренными детьми
План работы на год с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми.
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
план работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми 3 класс...
План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5
План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель: создание благо...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....