План работы с одаренными детьми
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
План работы с одаренными детьми 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odaren_deti_2012_-2013.docx | 79.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Зенинская СОШ Вейделевского района Белгородской области»
План работы
с одарёнными учащимися
3 класса
учителя начальных классов
Бескишко Л.П.
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность .
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога;
Календарно-тематическое планирование
занятий по математике
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки прохождения программы |
1. | Диагностическое обследование | ||
2. | Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание». | ||
3. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | ||
4. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | ||
5 | Задачи ловушки , шутки. | ||
6. | Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты» | ||
7. | Задачи связанные с величинами | ||
8. | Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения | ||
9. | Решение логических задач | ||
10 | Решение логических задач | ||
11 | Задачи на упорядочение множеств | ||
12 | Задачи решаемые с помощью графов | ||
13 | Комбинаторные задачи | ||
14 | Олимпиадные задачи | ||
15 | Олимпиадные задачи | ||
16 | Олимпиадные задачи | ||
17. | Олимпиадные задачи |
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....
План работы с одаренными детьми
План работы на год с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми.
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
план работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...
План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5
План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель: создание благо...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....
План работы с одаренными детьми в начальной школе на 2013-2014 учебный год
План работы на год...