План-конспект урока по математике на тему: "Итоговое повторение: Нумерация"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Гусева Анастасия Максимовна

План-конспект урока по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_12.05.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский педагогический колледж»

К занятию допущен (а)

Гусева Анастасия Максимовна

Руководитель практики: Четверикова Ирина Витальевна

КОНСПЕКТ

Урока по математике на тему:

«Итоговое повторение: Нумерация»

проведённого в 4 «В» классе

МБОУ СОШ № 49 г. Белгород

студентом 211 НК группы

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 12.05.2023 г.

КУРАТОР ПРАКТИКИ: Четверикова И. В.

ОТМЕТКА:__________

Белгород 2023

Тема занятия: «Итоговое повторение: Нумерация»  Класс: 4 «В»

Тип урока: Урок рефлексии

Цель занятия: создание условий для совершенствования вычислительных навыков.

Задачи занятия:

Образовательные: 

-повторить правила сравнения чисел, содержащих класс тысяч и класс единиц;

-совершенствовать умение увеличивать и уменьшать числа;

-закрепление умений умножать многозначные числа.

Развивающие: 

-способствовать развитию произвольного внимания через использование наглядности, устную речь;

-развивать навыки образного и логического мышления, речи, умения сравнивать, делать выводы, наблюдать;

- способствовать формированию навыка конструктивного общения, умение работать в парах, группах.

-формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к предмету, положительное отношение к процессу познания, чувство товарищества;

- воспитывать аккуратность, ответственность.

-воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

-умеют обобщать умения: выполнять математические действия с многозначными числами, представленными в задачах, планировать ход решения, выбирать и объяснять выбор действия; применять полученные знания на практике.

-знают приёмы вычисления; умеют пользоваться вычислительными навыками.

Метапредметные:

Познавательные УУД: понимают информацию, представленную в виде текста, таблицы; умеют находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные УУД: умеют сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач); умеют задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД: умеют удерживать цель учебной деятельности, умеют использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; самостоятельно планируют собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задач; вносят необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки; адекватно воспринимают аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Личностные УУД: проявляют положительное отношение и интерес к изучению математики; адекватно судят о причинах личной успешности/неуспешности в освоении материала; умеют признавать собственные ошибки

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальнальная, самостоятельная.

Методы и приёмы: беседа, приёмы технологии сотрудничества; приёмы активизации мыслительной деятельности, приёмы самооценки; прием слухового восприятия.

Используемые ресурсы: компьютер, учебник, презентация, платформа https://jamboard.google.com/d/12vCpsEWd0_LtYTcnfNqfTsNwP1Qshft2m1l5OBsfky8/viewer

Ход работы

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Максимовна. Сегодня урок математики проведу я. Садитесь.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал. Все готовы? Отлично!

- Сегодня очередной урок математики, на котором мы продолжим работать с математическими секретами.

-Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы: «Повторение - мать учения». Как вы понимаете эту пословицу?

- Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожелайте успеха друг другу.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Например, раз за разом решая разные задачи, человек приобретает навык, который никогда не забудется.

РУУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место

ЛУУД: формирование мотивации к обучению и познанию

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе.

(4 мин)

Откройте свои тетради. Отступите 4 клетки от домашней работы.

Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

Сейчас у нас будет небольшая разминка для мозга.

СЛАЙДЫ

Сколько цифр используется для записи чисел? Назовите их.

10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

55.200*100 = 5.200.000          509.000:10= 50.900

890*1000= 890.000              90.400:100= 904

6.200*10= 62.000              456.000:1000= 456

Представить в виде суммы разрядных слагаемых

305 = 300 + 5 - (3)три сотни, (5)пять единиц

30.050 = 30000 + 50 - (3)три десятка тысяч, (5)пять десятков

305.040 = 300000 + 5000 + 40 - (3)три сотни тысяч, (5)пять тысяч, (4)четыре десятка

1.985 = 1000 + 900 + 80 + 5 - (1)одна тысяча, (9)девять сотен, (8)восемь десятков, (5)пять единиц

720.000 = 700000 + 20000 - (7)семь сотен тысяч, (2)два десятка тысяч

137.000 = 100000 + 30000 + 7000 - (1)одна сотня тысяч, (3)три десятка тысяч, (7)семь тысяч

Решить задачу

Вы пришли в школьную столовую пообедать, у вас с собой есть 80 рублей. В столовой висит меню:

Блюда

Цена

Первые:

Суп овощной

20 рублей

Суп куриный

34 рубля

Вторые:

Котлета куриная с макаронами

45 рублей

Мясо с гречкой

55 рублей

Плов

48 рублей

Третьи:

Компот

10 рублей

Морс

12 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и третье), которое вы можете купить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.

(суп овощной, котлета с макаронами, морс; суп овощной, котлета с макаронами, компот; овощной, плов, морс; овощной, плов, компот)

Записывают число, классная работа

Выполняют устный счёт

Осуществляют самопроверку.

ЛУУД: проявлять готовность и способность к саморазвитию

ПУУД: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

РУУД: осуществлять самооценку собственной деятельности

  1. Локализация затруднений

(5 мин)

- Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих чисел и расшифруйте слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

456890

100000

99399

69999

5871000

587099

456909

70001

345789

Е

А

Ц

Я

Н

У

М

И

Р

Ответ: нумерация. СЛАЙД

- Какие математические термины мы будем повторять на уроке?

(Классы, разряды, разрядные слагаемые)

- Какие умения будем совершенствовать?

(Умения читать и записывать многозначные числа, сравнивать многозначные числа, определять число единиц в каждом разряде, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых)

Выполняют предложенное задание

Отвечают на вопросы учителя

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

ПУУД: формулировать тему урока с помощью учителя

РУУД: определять цель деятельности на уроке

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу                   ПУУД: ориентироваться в системе знаний.

  1. Построение проекта формирования умений.

(5 мин.)

- Ребята, в начале урока, я не просто так дала вам пословицу «Повторение - мать учения»

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

«Итоговое повторение: Нумерация»

- Поставим перед собой цели на сегодняшний урок. (высказывания учащихся)

- Итак, цель нашего урока: повторение пройденного материала по теме нумерация.

- Какие задачи поставим?

Формулируют тему урока, цель и задачи

Отвечают на вопросы учителя

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

  1. Реализация построенного проекта

(4 мин)

Номер 1.

С какого числа начинается счёт предметов?

Номер 2.

1) Как получается число, которое следует при счёте сразу за любым данным числом?
2) Как получается число, которое при счёте встречается непосредственно перед данным числом? Приведи примеры.

Ответ:

  1. Число, которое следует при счёте сразу за любым данным числом, получается путём прибавления к данному числу единицы.Например:7, 8, 9, 10 …

7 + 1 = 8;

8 + 1 = 9;

9 + 1 = 10.
2) Число, которое при счёте встречается непосредственно перед данным числом, получается путём вычитания из данного числа единицы.

Например: 7, 8, 9, 10, 5, …

7 − 1 = 6;

8 − 1 = 7;

9 − 1 = 8;

10 − 1 = 9.

Номер 3.

Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 0, 4, 7.

Ответ:

Если цифры могут повторяться, то: 400, 404, 440, 444, 700, 707, 770, 777, 447, 474, 744, 477, 747, 774, 407, 470, 704, 740.

Если цифры не могут повторяться, то: 407, 470, 704, 740.

Номер 4.

Назови наибольшее однозначное число. Какое число получится, если прибавить к нему 1? Запиши это число. Что обозначает в этой записи цифра 0?

Ответ:

Наибольшее однозначное число - 9.

Если прибавить к нему 1, то получится: 9 + 1 = 10 (десять).

Цифра 0 обозначает количество единиц в числе 10.

Номер 5.

Десяток можно назвать новой счётной единицей, так как десятки можно считать, как единицы: 1 дес., 2 дес., 3 дес. Какие ещё счётные единицы ты знаешь и как они получаются?

Ответ:

Другие счётные единицы: сотни, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы и т.д.

Они получаются из 10 единиц предыдущего разряда:

Для десятка единицы = 10, поэтому 10 дес. = 10 ∙ 10 = 1 сот.

Для сотен 1 единица - сотня, поэтому 10 сот. = 10 ∙ 100 = 1 тыс.

Номер 6.

Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 7, 0, 3? 9, 2, 6? Каждая цифра в записи числа используется один раз. Назови и запиши эти числа.

Ответ:

Из цифр 7, 0, 3 можно составить 4 числа, это числа:

30 − тридцать;

37 − тридцать семь;

70 − семьдесят;

73 − семьдесят три.
Из цифр 9, 2, 6 можно составить 6 чисел, это числа:

26 − двадцать шесть;

29 − двадцать девять;

62 − шестьдесят два;

69 − шестьдесят девять;

92 − девяносто два;

96 − девяносто шесть.

Ответ:

Счет начинается с числа 1.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

РУУД: определять успешность выполнения задания

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

РУУД: осуществлять самооценку собственной деятельности

Физминутка

(1 мин)

Мы с вами активно работали, предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку

  1. Исходное положение: положения «сидя», руки на пояс. Поднимайте прямые руки вверх, прогибаясь в пояснице.
    Дыхание: когда руки вверх — вдох, в исходном положении — выдох. Повторите 8 раз.
  2. Положение «стоя» у стола, попеременно подтягивайте к груди согнутые ноги. Прижимайте ногу к себе руками и напрягайте мышцы в течение 2-4 секунд.
    Дыхание: в исходном положении — вдох, при подтягивании ноги — выдох.
  3. Положение «стоя» у стола, выполняйте наклоны вперёд. Руками достаньте мыски ног, выпрямитесь в исходное положение. Присядьте с руками вперёд, выпрямитесь в исходное положение.
    Дыхание: в исходном положении — вдох, при наклоне и приседании — выдох. Повторите 8 раз.

Выполняют физминутку

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

  1. Обобщение затруднений во внешней речи.

(5 мин)

Номер 8.

Сколько и какие разряды составляют класс тысяч? класс миллионов? Как называется класс, идущий после класса миллионов?

Ответ:

Класс тысяч составляют 3 разряда: единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч.

Класс миллионов составляет 3 разряда: единицы миллионов, десятки миллионов, сотни миллионов.

После класса миллионов следует класс миллиардов.

Номер 14.

Как называется высший разряд в шестизначном числе? в восьмизначном числе?

Ответ:

В шестизначном числе высший разряд – сотни тысяч.

В восьмизначном – десятки миллионов.

Задача (НА ДОСКЕ СОВМЕСТНОГО ДОСТУПА) 1 слайд

В первый день на покраску забора маляра израсходовали 6 банок краски по 3 кг, а во второй 4 такие же банки. Сколько всего килограмм краски израсходовали маляра?

Решение:

1) 6 * 3 = 18 (кг) краски израсходовали маляра в первый день;

2) 4 * 3 = 12 (кг) израсходовали во второй день;

3) 18 + 12 = 30 (кг).

Выражение: (6 * 3) + (4 * 3) = 18 + 12 = 30 (кг).

Ответ: маляра всего израсходовали 30 кг краски.

Номер 18.

Сколько ты знаешь чисел, которые меньше числа 57? (Не забудь число 0.) Почему нельзя назвать все числа, которые больше, чем 57?

Ответ:

Я знаю 57 чисел меньше числа 57: натуральные числа от 1 до 56 и нуль.

Все числа, которые больше, чем 57, назвать нельзя, так как их существует бесконечность.

Номер

Найди закономерность и продолжи числовой ряд:

5670,5672,5674, …., ….          3970,3860,3750, …., ….

Номер 22.

Объясни, как изменится любое трёхзначное число, если в записи его приписать слева цифру 1; 2; 3.

Ответ:

Проверим, что станет с числом 500.

Приписываем слева 1.

Получится 1500.

Припишем к 500 слева 2, станет - 2500.

Припишем к 500 слева 3, станет 3500.

Получается, что мы будто добавляем разряд тысяч к исходному числу и оно становится соответственно больше на 1000, 2000 и 3000 тысячи.

Работают в паре

Озвучивают правила работы в группе

Осуществляют самопроверку

ПУУД: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

РУУД: осуществлять самооценку собственной деятельности

  1. Самостоятельная работа.

(5 мин)

Номер 9 (НА ДОСКЕ СОВМЕСТНОГО ДОСТУПА) 2 слайд

Покажи на примере, что 10 единиц любого разряда образуют единицу следующего разряда.

Ответ:

10 единиц − это десяток, так как 1 ∙ 10 = 10;

10 десятков − это сотня, так как 10 ∙ 10 = 100 или 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100

10 сотен − это тысяча, так как 10 ∙ 100 = 1000 или 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 = 1000

Номер 11. (парная работа)

Объясни, почему с помощью одних и тех же цифр можно записать несколько разных чисел.

Записи все возможные четырёхзначные числа с помощью цифр 4, 0, 3, 2, не повторяя в каждом числе ни одной из них. Объясни, что означает цифра 0 в записи каждого из этих чисел.

Ответ:

  1. Цифры в числах можно менять местами, соответственно, один и тот же разряд будет содержать разные цифры, а это уже разные числа.
  2. Все возможные трехзначные числа, записанные с помощью цифр 4, 0, 3 и 2 без повторения: 2034, 2043, 2304, 2340, 2403, 2430, 3024, 3042, 3204, 3240, 3402, 3420, 4023, 4032, 4203, 4230, 4302, 4320.
  3. Цифра 0 в записи каждого из этих чисел означает:

2034 - отсутствует разряд сотен,

2043 - отсутствует разряд сотен,

2304 - отсутствует разряд десятков,

2340 - отсутствует разряда единиц,

2403 - отсутствует разряд десятков,

2430 - отсутствует разряда единиц,

3024 - отсутствует разряд сотен,

3042 - отсутствует разряд сотен,

3204 - отсутствует разряд десятков,

3240 - отсутствует разряда единиц,

3402 - отсутствует разряд десятков,

3420 - отсутствует разряда единиц,

4023 - отсутствует разряд сотен,

4032 - отсутствует разряд сотен,

4203 - отсутствует разряд десятков,

4230 - отсутствует разряда единиц,

4302 - отсутствует разряд десятков,

4320 - отсутствует разряда единиц.

Задача (НА ДОСКЕ СОВМЕСТНОГО ДОСТУПА) 3 слайд

В первый день машинистка напечатала 48 страниц, а во второй на 16 страниц меньше. Вся работа за эти два дня у неё заняла 10 часов. Сколько часов работала машинистка в каждый из дней?

Решение:

1) 48 - 16 = 32 (стр.) напечатала машинистка во второй день;

2) 48 + 32 = 80 (стр.) за два дня напечатала машинистка;

3) 80 : 10 = 8 (стр.) за 1 ч печатала машинистка;

4) 48 : 8 = 6 (ч);

5) 32 : 8 = 4 (ч).

Ответ: в первый день машинистка работала 6 часов, во второй 4 часа.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам

Осуществляют самопроверку

ПУУД: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

 РУУД: осуществлять самооценку собственной деятельности

  1. Включение в систему знаний и повторение

(7 мин)

Тестовая работа (НА СЛАЙДЕ)

Обвести кружком номер правильного ответа:

  1. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

1) 13.560              2) 1.356         3)  1.300.056         4) 13.056

2. Число 32.028 читается:

1) три тысячи двести двадцать восемь;    

2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

3) тридцать две тысячи двадцать восемь.              

3. Число 986 состоит из суммы разрядных слагаемых

        1) 9 + 8 + 6       2) 900 + 80 + 6        3) 900 + 86        4) 980 + 6

4. Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:

1)10.803             2)108.003              3)18.111             4)10.830

5. Из чисел  11.010, 10.101, 11.100, 10.110  наибольшим является:

        1) 10.101            2) 11.010               3) 10.110            4) 11.100

6. Число, в котором 7 единиц первого класса и три единицы второго класса записывается:

        1) 7003               2) 307                    3) 3007               4) 703

7. Число, в котором 5 десятков тысяч и 80 единиц записывается:

        1) 5.080             2) 50.080                 3) 50.008            4) 50.800

8. В ряду чисел за числом 3.700 следует число:  

  1) 3.699             2) 37.001                3) 36.999            4) 3.800

9. В числе  500.300 сотен всего: 
        1) 500                2) 503                    3) 5003               4) 300

10.Число, к которому надо прибавить 1, чтобы получить  100.000:

1) 9.999             2) 999.999             3) 99.999           4) 100.001

11. Цифра 2 в записи числа 302.978 означает:

        1) десятки        2) единицы тысяч        3) десятки тысяч       4) сотни

Обвести кружком номера всех правильных ответов:

12. Больше числа 81.082  являются числа:

1) 180.280           2) 82.081            3) 8.281          

4) 82.018             5) 81.028            6) 8.182

13. Числа, которые больше 79.209, но меньше  90.270:

1) 79.299        2) 79.902          3) 79.092     

 4) 79.029       5) 90.720          6) 90.072

Ключ проверки

Ответ

1

4

2

3

3

2

4

1

5

4

6

3

7

2

8

2

9

3

10

1

11

2

12

1,2,4

13

1,2,6

ПУУД: планировать свою деятельность

РУУД: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

РУУД: осуществлять самооценку собственной деятельности

  1. Итог урока. Рефлексия.

(2 мин)

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какая цель, достигли ли мы её? А задачи?

- Оцените свою работу на уроке на доске совместного пользования.

- Если вы успешно справлялись со всеми заданиями, перетащите на дерево розовый цветок. Если испытывали трудности, допускали в работе ошибки – жёлтый цветок, а если постоянно ошибались – синий.

- Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали сегодня, я поставлю оценку 5 ...., 4....., другим ребятам нужно в следующий раз лучше стараться, чтобы получить хорошую оценку.

Подводят итог урока.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свои достижения.

Осуществляют рефлексию

РУУД: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по математике для 4 класса

Предмет: математика.Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначные». Урок №.45.По типу урок: комбинированный.Цель:Формирование умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного ...

План – конспект открытого урока по математике: Число 10. Состав числа10.

Цель урока:Учить написанию цифры 10.На раздаточном материале  закреплять навык образования числа 10....

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

План-конспект открытого урока по математике

Тема: таблица  умножения и деления на 3...

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100"

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование  умения распознавать среди замкнутых линий...

Конспект урока по математике по теме "Итоговое повторение. Правила о порядке выполнения действий" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по математике по теме "Итоговое повторение. Правила о порядке выполнения действий" 4 класс. УМК "Школа России" с использованием на уроке платформы Учи.ру...