Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki._reshenie_zadach_na_vstrechnoe_dvizhenie.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки –формулы, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент:
- Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с профессией водителя и отправиться с ним в путешествие, передвигаясь пешком и на различных видах транспорта. Передвигаться мы будем все вместе одной дружной командой. А итогом нашей работы станут новые знания, умения и хорошее настроение. Согласны?
Всем путешественника- водителям дают напутствие. Вам тоже дали напутствие. А какое, вы сейчас узнаете. (Дети вслух читают памятку)
Памятка водителю.
Соблюдай правила дорожного движения.
Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Оптимальная скорость – безопасность пешеходов и водителей. Оптимальная скорость – экономия бензина, а значит и семейного бюджета - денежных средств.
Следует всегда помнить народную мудрость: «Тише едешь, дальше будешь».
- Откройте бортовые журналы, проверьте посадку и запишите число, классная работа.
2. Чистописание: Повторим написание цифр: 4, 5, 6. Составьте из данных цифр всевозможные трёхзначные числа и запишите.
( 456, 654, 546, 465, 645, 564)
3. Повторение пройденного.
а) индивидуальная работа по карточкам у доски:
26* 9 = 234 18*15 = 270
300: 150 = 2
124 * 10000 = 1240000
84:6 | 14 | 130: 2 | 65 | |
х7 | 98 | +35 | 100 | |
- 49 | 49 | +180 | 280 | |
+15 | 64 | : 40 | 7 | |
: 16 | 4 | х 60 | 420 | |
х20 | 80 | : 3 | 140 | |
+23 | 103 | -58 | 82 | |
*10 | 1030 | +718 | 800 |
Задача 1. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч, а другой 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
1 способ: (6+4)*3=30 (км)
2 способ: 6*3+4*3=30 (км)
Задача 2. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два лыжника. Один из них шёл со скоростью 12 км/ч, а другой 15км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
1 способ: (12+15)*2=54 (км)
2 способ: 12*2+15*2= 54(км)
Выполнить действия. Выполнить действия.
820 - 5 * 12 = 760 ( 630 + 270 : 9) : 2 = 330
Выполнить действия. Выполнить действия.
13* 11 + 77* 11 = 990 240 : 3 + 150 * 3 = 530
б) Весь класс: Математический диктант ( 1 уч. у доски)
1) За один прыжок кенгуру продвигается на 12 м. На сколько метров продвигается кенгуру за 3 прыжка? ( 36 м)
2) Масса булочки 75 г , масса куска сыра 25 г. Какова масса бутерброда? ( 100 г)
3) Длина тела кита 26 м, а тюленя - 2 м. Во сколько раз тюлень короче кита? ( в 13 р)
4) От Москвы до Балакова по шоссе 1000км, а по железной дороге на 30 км меньше. Сколько километров от Москвы до Балакова по железной дороге? ( 970 км)
5) Синица может пролететь за день 100 км. а скворец - 75 км. На сколько километров больше может пролететь синица, чем скворец? ( 25 км)
6) Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый из них? ( 40 мин)
Ответы: 36, 100, 13, 970, 25, 40
- Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте тему урока:
13,25,36, 40, 100, 970.
з а д а ч и
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи, а вот какие? Вы мне сами скажете позже.
4. Устный счёт.
Презентация ( слайды № 1 - 2) Счёт по"цепочке". Задача на смекалку.
5. Работа по новой теме.
1)Презентация ( слайд № 3 )
-Сейчас узнаем с какими задачами будем работать. Внимание на экран.
- Кто догадался, что это за задачи?( На движение)
- Как вы догадались? (Величины: V, t, S послужили подсказкой)
Движение - это жизнь. И я предлагаю вам подвигаться.
Физминутка.
Что помогает человеку быть здоровым? (Движение,прогулка,правильное питание,и,конечно осторожность).
Движение-это жизнь. Человек, который мало двигается,быстро дряхлеет. Ведь не даром говорится:
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо-влево, раз и два-
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
2)- И снова в путь друзья, заводим автомобили, поехали?
- Вспомните, что надо знать, чтобы найти время, скорость , расстояние? ( Слайды № 4, 5, 6)
3) Самостоятельная работа по карточкам. Блиц - турнир.
- Составьте устно три задачи, по данным, которые записаны в карточке и запишите их ответы. (Проверка по слайду № 7, устно проговорить)
- Что общего в задачах?
Задачи, на движение.
- Чем они различаются?
( Находили разные величины, разные наименования, действия разные производили)
- Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?
4)На уроке мы продолжаем работать над задачами на движение.
Слайд №8- Соедини картинку со значением скорости.
Слайд № 9 Тема урока
Разбор задачи по учебнику с. 113 № 483 ( устно)
Коллективное составление и решение задачи по( слайду № 10) Решение зада чи с объяснением у доски.
5)Физминутка для глаз (Слайды 11, 12)
- От напряжения у водителей устают глаза. Поэтому необходимо сделать гимнастику для глаз. Вспомним сигналы светофора.
6)Решение задачи на нахождение t ( слайд № 13)
6. Закрепление.Самостоятельная работа.
1)Дети самостоятельно решают задачу с предварительным разбором.
- Ребята как вы думаете, зачем надо уметь решать такие задач? ( знания пригодятся в старших классах, в жизненных ситуациях)
- Итак, мы начинаем решать составные задачи
На доске чертёж
50 км/ ч 60 км/ч
?
- Какие знакомые величины вы увидели?
- Какие предметы могут передвигаться с такой скоростью? ( автомобиль, автобус, мотоцикл)
- Что неизвестно в задаче?
( расстояние между населёнными пунктами)
- Используя эти данные составьте задачу.
( Из двух городов, навстречу друг другу выехали два автобуса и встретились через 3 часа. Первый ехал со скоростью 50 км/ч, второй – 60 км/ч. Какое расстояние между этими населёнными пунктами?
- Повторите условие задачи.
Назовите главный вопрос.
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Нет. Почему? ( рассуждение по алгоритму: чтобы найти расстояние. Надо скорость умножить на время. Нам известно время движения – 3 часа, известны скорости автобусов)
- Как же найти расстояние? ( автобусы движутся навстречу друг другу. Значит они сближаются. Надо найти скорость двух автобусов.
- Такую скорость называют скоростью сближения.
- Каким действие узнаем скорость сближения? ( + )
- Теперь можем ответить на главный вопрос?
- Каким действием? Покажите карточку. ( *)
- Запишите план решения в тетрадь
1) +
2) *
-Запишите решение в тетрадь
1) 50 + 60 = 110 ( км/ч) – скорость сближения
2) 110 * 3 = 330 (км)
- Посмотрите ещё на чертёж. Можно ли решить по другому эту задачу?
( ученики составляют план решения задачи, рассказывают второй способ решения)
Один ученик записывает решение на доске, устно составляют выражение)
- Посмотрите на следующее выражение и составьте вопрос к нему.
60 * 3 + 50 * 3?
- На доске появился второй чертёж. Что изменилось?
50 км/ ч 60 км/ч
330 км
( известно расстояние, скорость автобусов, неизвестно время)
- Составьте задачу.
( ученики составляют задачу, рассуждают, составляют план решения, записывают в тетрадь)
- + 50 + 60 = 110 (км/ч)
- 2) : 330 : 110 = 3 (ч)
- Запишите решение , составив выражение.
2) Самостоятельная работа по учебнику. Геометрический материал, решение задач по вариантам с. 116 № 492 (1, 2)
7. Домашнее задание.
с. 115 № 485, № 490
8. Рефлексия( Слайды № 14, 15)
- Наше путешествие подошло к концу. Покажем Всезнайке и нашим гостям, как вы сами оценили свою работу на уроке. ( на партах лежат полоски)
Зелёная полоска – работал в полную силу.
Жёлтая – работал хорошо
Красная – мог работать лучше.
9. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Технологическая карта урока «Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях»
конспект урока по математике...
Конспект урока для 4 класса "Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях"+презентация
Цель: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результаты: Личностные: понимать универсальность математических ...
«Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях»
Цель: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки...
разработка урока "Решение задач на встречное движение"
Урок математики в 4 классе по УМК "Школа России"...
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях
Открытый урок по математике 4 класс...
Разработка открытого урока математики по теме: "Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Школа России".
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями....