технологические карты по математике
план-конспект урока по математике
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 «Б» классе (УМК «Школа России») Учитель: Сакович Елена Александровна Студентка: Воронкина Ольга Владимировна Методист: Шлапак Ирина Александровна Дата проведения: 21.04.2023 г. | |
Тема | «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида «󠆯+8; +9». |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида +8; +9»; развивать вычислительные навыки учащихся, развивать умения решать задачи изученных видов. |
Тип урока | Изученного нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток вида +8; +9»;, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
Личностные результаты | Развивать целостное восприятие окружающего мира; демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство. Коммуникативные: совершенствовать умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. |
Основные понятия и термины | Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, десяток, сложение с переходом через десяток |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная; словесный, практический, наглядный. |
Образовательные ресурсы | м/м презентация, учебник «Математика» …., рабочая тетрадь, карточки для рефлексии, демонстрационный материал. |
Технологическая карта урока математики
Этапы урока. Цель | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель: приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Ольга Владимировна. Тихонько садитесь. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Математика сейчас. - Ребята, проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности. | Приветствует учащихся; эмоционально настраивает обучающихся на работу; проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя; эмоционально настраиваются на урок; проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
II. Мотивационно-целевой этап Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Дидактическая игра «Сбор грибов» Определение темы и задач урока | - Ребята, представим, что мы грибники. Мы идём в лес и нам нужно собрать много грибов и положить их в вёдро. Нужно решить примеры на грибах, чтобы их собрать и положить в ведёрко. 8 + 4 = 7 + 6 = 6 + 5 = 9 + 2 = - Ребята, а мы можем решить примеры 8+8= , 9+9= ? (Нет, не можем) - А раньше мы решали такие примеры? (Нет, не решали) - Ребята, как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? (Прибавление 8 и 9) - А какие задачи мы поставим перед собой? (Научиться решать примеры +8; +9) | Проводит дидактическую игру «Сбор грибов» для подведения учащихся к теме урока. | Играют в дидактическую игру «Сбор грибов». Слушают учителя. Формулируют тему и задачи урока. |
III. Актуализация опорных знаний Цель: подготовка учащихся к восприятию новых знаний. | Устный счёт Решение примеров с окошками. | Сл. 1. - Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас вам необходимо заполнить окошки. + 5 = 13 - К какому числу нужно прибавить 5, чтобы получить 13? (8) 9 + = 16 - Какое число нужно прибавить к числу 9, чтобы получить 16? (7) + 6 = 12 - К какому числу нужно прибавить число 6, чтобы получить 12? (6) 7 + = 11 - Какое число нужно прибавить к числу 7, чтобы получить 11? (4) + 4 = 13 - К какому числу нужно прибавить 4, чтобы получить 13? (9) 8 + = 15 -Какое число нужно прибавить к числу 8, чтобы получить 15? (7) - Молодцы ребята! | Организует работу учащихся по решению примеров с окошками. (примеры с переходом через десяток.) | Решают примеры с окошками. |
Работа с фигурами. | Сл. 2.
- Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (геометрические фигуры) - На какие две группы мы можем разделить представленные фигуры? (розовые и голубые фигуры, фигуры с углами и без углов) - А на какие две группы мы можем разбить розовые фигуры? (фигуры с углами и без углов) - А на какие две группы мы можем разбить голубые фигуры? (фигуры с углами и без углов) - А на какие две группы мы можем разбить фигуры с углами? (на розовые и голубые фигуры) - А на какие две группы мы можем разбить фигуры без углов? (на розовые и голубые фигуры) - Ребята, а как называются фигуры, у которых есть углы? (многоугольники) - А как именно называются многоугольники, представленные на слайде? (четырёхугольники и треугольники) - А почему они так называются? (потому что у треугольника три угла, а у четырёхугольника четыре угла.) | Организует выполнение учащимися задания с фигурами. | Выполняют задание с фигурами под руководством учителя, сравнивают и анализируют. | |
Работа с логическими задачами. | - А сейчас вам необходимо решить задачи. - На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов стало? (Три стакана, потому что, Костя поставил стакан обратно на стол) - Красное яблоко тяжелее жёлтого, а жёлтое тяжелее зелёного. Какое яблоко самое тяжёлое? (Красное, потому что красное тяжелее жёлтого, а жёлтое тяжелее зелёного, то красное тяжелее и зелёного) | Организует работу по решению логических задач. | Решают логические задачи. | |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Решение примеров. Работа по учебнику, с.71 | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Запишем первый пример, который мы не смогли решить в начале урока. 8+8= - Будем прибавлять по частям. Сколько нужно прибавить к восьми, чтобы получить десять? (два) 8+2+6= - А сколько нам осталось прибавить? Почему? (шесть, потому что 8 – это 2 да 6) - Сколько у нас получилось? (16) 8+2+6=16 - Значит, если к восьми прибавить восемь, сколько у нас получится? (16) 8+8=16 - Запишем второй пример, который мы не смогли решить в начале урока. - Будем прибавлять по частям. Сколько нужно прибавить к девяти, чтобы получить десять? (один) - А сколько нам осталось прибавить? Почему? (восемь, потому что 9 – это 1 да 8) - Сколько у нас получилось? (18) - Значит, если к восьми прибавить восемь, сколько у нас получится? (18) - Откройте учебник на странице 71-ой. Обратите внимание на примеры в красной рамочке, это примеры, которые мы с вами сейчас решали. дома вам нужно будет выучить их наизусть. - Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получить 16? (8) - Какие числа нужно сложить, чтобы получить 17? (8 и 9) - Какие одинаковые слагаемые в сумме дают 18? (9 и 9) | Организует работу по решению примеров. Организует работу с правилом. | Решают примеры. Слушают учителя. Выполняют работу с правилом. |
Физминутка. | -Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим все из-за своих рабочих мест, смотрим на меня и повторяем все за мной. Поднимает руки класс— Это «раз», (Потягивания под счет учителя.) Повернулась голова — Это «два». (Движения головой.) Руки вниз, вперед смотри - Это «три».(Приседания.) Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». (Повороты туловища.) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками.) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». (Ходьба на месте.) | Осуществляет профилактику переутомления | Повторяют упражнения за учителем | |
V. Закрепление изученного материала. Цель: усвоить новые знания и способы действий; первичная проверка понимания | Решение задачи №2. | - Отступили одну клеточку вниз. Записали слово «задача». - Прочитайте задачу про себя. - Прочитайте задачу вслух. - О чём говорится в задаче? (О бензине) - А что говорится о бензине? (Было 9 л бензина, залили ещё 10 л и израсходовали 10 л) - Что надо узнать? (Сколько литров бензина осталось в баке) - Значит какие слова возьмём для краткой записи? (Было, залили, израсходовали, осталось) - Слово «было» обозначим заглавной буквой Б. - Слово «залили» обозначим заглавной буквой З. - Слово «израсходовали» обозначим Изр. - Слово «осталось» обозначим Ост. - От слова задача отступите одну клеточку вниз и одну клеточку от левого края. Запишите заглавную букву Б. Отступите одну клеточку вниз. Запишите заглавную букву З. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Из. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Ост. - Итак, сколько литров бензина было в баке? (9 л) - Запишите 9л. - Сколько литров бензина ещё залили в бак? (10 л) - Запишите 10л. - Сколько литров бензина израсходовали на поездку в город? (10 л) - Запишите 10л. - Что нам нужно найти? (Сколько литров осталось в баке) - Обозначим знаком вопроса на краткой записи. - Повторите задачу по краткой записи. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что нам не известно, сколько литров бензина стало после заправки) - А мы можем это узнать? Каким действием? (Да, нужно к 9 прибавить 10, получится 19) - А теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Да, потому нам известно сколько литров бензина стало после заправки и сколько израсходовали) - Каким действием? (Нужно из 19 вычесть 10, получится 9) - Сколько действий в задаче? (2) - Что найдём первым действием? (сколько литров бензина стало после заправки) - Что найдём вторым действием? (Сколько литров осталось в баке) - Запишем решение задачи по действиям. - Какой пример запишем первым? (9 + 10) - Сколько получилось? (19) - Что запишем в скобках? (л) - Какое запишем пояснение. Что мы нашли этим действием? (Сколько литров осталось) - Какой пример запишем первым? (19 - 10) - Сколько получилось? (9) - Что запишем в скобках? (л) - Прочитайте вопрос задачи про себя. - Прочитайте вопрос задачи вслух. - Какой ответ мы запишем? (Ответ: 9 литров бензина осталось в баке.) | Предлагает решить задачу, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль | Решают задачу, выполняют краткую запись |
Решение примеров №1. | - Ребята, отступим от написанного 1 клеточку вниз, 9 клеточек в право. Запишите №1. - Будем решать примеры с проговариванием, по цепочке. - Примеры запишем в два столбика. 5+5=10 7+8=15 5+6=11 5+9=14 6+6=12 9+5=14 6+7=13 4+7=11 7+7=14 7+4=11 | Предлагает решить примеры, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль | Решают примеры по цепочке. | |
Решение задачи №3. | - Отступили одну клеточку вниз. Записали слово «задача». - Прочитайте задачу про себя. - Прочитайте задачу вслух. - А с какой величиной связана эта задача? (с массой) - А какие единицы массы мы встретили в задаче? (килограммы) - О чём говорится в задаче? (О тыкве) - А что говорится о тыкве? (масса тыквы 6 кг, одна покупательница взяла 2 кг тыквы, а другая 1 кг) - Что надо узнать? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано) - Значит какие слова возьмём для краткой записи? (Было, продали, осталось) - Слово «было» обозначим заглавной буквой Б. - Слово «продали» обозначим заглавной буквой П. - Слово «осталось» обозначим Ост. - От слова задача отступите одну клеточку вниз и одну клеточку от левого края. Запишите заглавную букву Б. Отступите одну клеточку вниз. Запишите заглавную букву П. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Ост. - Итак, сколько килограммов тыквы было? (6 кг) - Запишите 6 кг. - Сколько килограмм тыквы продали? (2 кг и 1 кг) - Запишите 2 кг и 1 кг. - Что нам нужно найти? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано) - Обозначим знаком вопроса на краткой записи. - Повторите задачу по краткой записи. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что нам не известно, сколько всего килограмм тыквы продали) - А мы можем это узнать? Каким действием? (Да, нужно к 2 прибавить 1, получится 3) - А теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Да, потому нам известно сколько всего килограммов тыквы продали) - Каким действием? (Нужно из 6 вычесть 3, получится 3) - Сколько действий в задаче? (2) - Что найдём первым действием? (сколько всего килограммов тыквы продали) - Что найдём вторым действием? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано) - Запишем решение задачи по действиям. - Какой пример запишем первым? (2 + 1) - Сколько получилось? (3) - Что запишем в скобках? (кг) - Какое пояснение напишем? Что находили этим действием. (Всего продали) - Какой пример запишем первым? (6 - 3) - Сколько получилось? (3) - Что запишем в скобках? (кг) - Прочитайте вопрос задачи про себя. - Прочитайте вопрос задачи вслух. - Какой ответ мы запишем? (Ответ: 3 килограмма тыквы ещё не продано.) | Предлагает решить задачу, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль | Решают задачу, выполняют краткую запись | |
VI. Самоконтроль и самооценка. | Работа по карточкам | - У вас на столах лежат карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию и имя. Прочитайте внимательно задания и запишите необходимые числа в пустые клеточки. Ф.И._______________________________ 6+ … =10 9+ …=10 9+ … =10 9 = 4+ … 7+ … =10 8 = 2+ … 8+ … =16 18 = 9 + … Сл. 3 (для самопроверки) | Организует работу по карточкам. | Выполняют работу по карточкам. |
VII.Рефлексия учебной деятельности. Цель: провести анализ проделанной работы, рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | Беседа Рефлексия | - Чему мы научились сегодня на уроке? (Научились решать примеры +8; +9) - Какие примеры вы сегодня решали на уроке? (примеры +8; +9) -У каждого из вас на партах лежит листочек с изображением лестницы (3ступенек) – лестница успеха. -Вы должны будете поставить галочку на той ступеньке, на которой считаете нужным: Верхняя ступенька - если вы справились со всеми заданиями отлично. Средняя ступенька – если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями на уроке хорошо Нижняя ступенька - если вы не справились с заданиями на уроке. - Урок окончен. Всем спасибо, до свидания! | Подводит итоги., мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты. |
Учитель: ________________ Сакович Е.А.
Методист: ______________ Шлапак И. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".
Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....
технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100
Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...
Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.
Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....
Технологическая карта урока математики "Как в математике применяют союз "и" и союз "или" (4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока: рассмотрение строгого логического смысла союзов «и», «или» при построении математических предложений, формирование представления о двойном неравенстве.Задачи урокаД...