Описание системы работы по методике М.М. Безруких "Здоровьесберегающая школа"
методическая разработка по зож на тему

Чижова Светлана Александровна

Система работы включает описание мероприятий, направленных на здоровьесбережение младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chizhova_s.a._opisanie_sistemy_raboty.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы, осуществляемой по инициативе

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки

Безенчукского района Самарской области

Чижовой Светланы Александровны, реализующей методику М.М. Безруких

 «Здоровьесберегающая школа»

   Состояние здоровья – интегральная характеристика роста и развития ребенка, которая во многом определяется условиями его жизни:

  • генетическая предрасположенность к заболеваниям;
  • техногенные катастрофы, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью детей;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка;
  • нерациональное питание;
  • социальные проблемы;
  • экологические вредности;
  • некомфортные условия процесса обучения.

   Последний показатель настораживает, т.к. специалисты считают, что 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связанно со школой. Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса прежде всего означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

   Многолетние исследования Института возрастной физиологии позволили не только выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния:

  • интенсификация учебного процесса;
  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
  • низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

   Даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния школьных факторов риска приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, а значит способны оказывать неблагоприятное воздействие. Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их воздействие проявляется не сразу, накапливается в течение нескольких лет, не привлекает внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

   Положение о принятие необходимых мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здорвьесберегающих условий обучения вошли в «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создания условий для повышения качества общего образования, и в этих целях предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  • реальной разгрузки содержания общего образования;
  • использования эффективных методов образования;
  • повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • организации мониторинга состояния здоровья молодежи;
  • улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  • реализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

   С целью ликвидации основных школьных факторов риска я решила принять участие в разработке и апробации перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса требующих принятия ряда мер:

  1. С целью реальной разгрузки содержания образования использую в своей работе методы концентрированного обучения, которые позволяют изучать материалы укрупненными дидактическими единицами, блоками (например, все гласные буквы и звуки в период обучения грамоте, склонения, разряды имен прилагательных, взаимообратные арифметические действия и т.д.)

         Так, тему «Правописание безударных гласных»,вопреки сложившимся традициям и даже расположения материала, мы начинаем осваивать сразу после изучения темы «Состав слова». При этом использую метод опережающего обучения и заранее знакомлю детей с различными частями речи, т.к. изучение темы «Правописание безударных гласных» зависит от знания состава слова (что позволяет осуществить выбор способа проверки безударной гласной) и частей речи  (что позволяет осуществить выбор способа проверки безударной гласной в окончании). Ознакомление с данной темой, на изучение которой должно отводиться множество уроков в разных классах провожу за 1-2 урока, благодаря алгоритму, используя который дети учатся сравнивать и сопоставлять.

   Схемы и таблицы являются наглядным обобщением изучаемого материала и содержат основные единицы усвоения. Познавая материал укрупненными дидактическими единицами, дети устанавливают сходство и различие, проводя анализ, упражняются в доступных обобщениях. Приносит пользу и прием опережения в изучении материала, т.е. возможность «заглянуть за бугорок». Это позволяет избежать перегрузок при непосредственном изучении материала, например при изучении темы «Глагол».

   Концентрированное обучение позволяет сэкономить время для выполнения практических заданий по развитию навыков правописания, вычислительных навыков.

   На первый взгляд, данная методика кажется не разгружающей содержание образования, а на оборот, загружающей (перегружающей). В действительности это не так, потому что, изучая материал укрупненными единицами (блоками) ребенок сразу имеет «цельную картину» данной темы. Изучая все единицы данной темы одновременно, ребенок их усваивает в сравнении, что гораздо облегчает понимание. Все вышеописанное подтверждено практикой. Главным критерием успешной данной методики являются понимающие, активно работающие, жизнерадостные ученики, поэтому считаю метод концентрированного обучения эффективным как в процессе обучения, так и в процессе здоровьесбережения. Прилагаю таблицы - блоки используемые на уроках.

  1. С целью повышения удельного веса и качества занятий физической культурой мною разработана система оздоровительно - коррекционных игр, нацеленных на оптимизацию двигательной активности учеников; оздоровление часто болеющих детей; профилактику  и коррекцию плоскостопия; профилактику  и коррекцию дефектов осанки; профилактику  и коррекцию недостатков зрения (в том числе с использованием тренажера Базарного), проводимых на физкультминутках, переменах, динамических паузах, прогулках, во время досуговой деятельности.

   Большое внимание уделяю психологическому климату в классе. С целью его улучшения провожу психогимнастику – курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) в музыкальном сопровождении, показанных детям с чрезмерной утомляемостью, непоследовательностью, вспыльчивостью, замкнутостью, неврозами, а также используемых в психопрофилактической работе со здоровыми детьми с целью психофизической разгрузки. Организовать эту работу помогает использование оригинальной методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей М.И. Чистяковой. (Прилагаю планирование игр оздоровительно-коррекционной направленности на год).

  1. С целью реализации досуговой деятельности, каникулярного времени особое внимание уделяю проведению спортивных праздников, эстафет. Особенно ценны семейные праздники, т.к. именно, родители, ведущий здоровый (спортивный) образ жизни, своим примером формируют ценность здоровья в своих детях. Кроме того, спортивные праздники сплачивают как членов семьи, так и одноклассников, что благоприятно сказывается на психологическом климате в школе и дома. (Прилагаю сценарий семейного праздника).

   Немаловажную роль в организации досуга, нацеленного на здоровьесбережение учащихся, играют подвижные игры. Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать и физические, и умственные, и творческие способности, нравственные качества.

  1. С Целью организации мониторинга состояния здоровья детей мною была проведена исследовательская работа, организованная по методике «Здоровьесберегающая школа» М.М. Безруких позволяющий проанализировать учебную нагрузку, оздоровительную и профилактическую работу и заболеваемость учащихся, организацию вне учебной нагрузки; выявить уровень мотивации и степень напряженности функционального состояния учащихся

   Данные анкеты позволили получить характеристику различных сторон жизни школьников, определить болевые точки, приоритетные проблемы для того, чтобы выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья.                   

   

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы

описание системы работы...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля

.Для  учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...

Моё описание системы работы

Презентация и печатный материал по моей системе работы....

Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий

Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов....

Описание системы работы педагога и его основных достижений по использованию исследовательской и проектной технологий

Проектная  и проектно – исследовательская  деятельность обладают значительными ресурсами в достижении личностных и  метапредметных образовательных  результатов....

Описание системы работы учителя начальных классов.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...