Урок математики во 2 классе «Конкретный смысл действия умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Урок математики во 2 классе
по программе «Школа России»
на тему: «Конкретный смысл действия умножения»
Цели:
- Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
- Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
- Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
- Воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_umnozhenievernoe.docx | 30.92 КБ |
umnozhenie.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики во 2 классе
по программе « Школа России»
на тему: « Конкретный смысл действия умножения»
Цели:
- Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
- Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
- Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: экран и мультимедийная система, карточки для работы в парах,
дерево, листья зелёные, жёлтые, красные,
индивидуальные карточки для дифференцированной работы
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Добрый день ребята!
- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелайте удачи себе и друг другу!
Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите свои улыбки мне.
- Сегодня на уроке нам предстоит открыть математическую тайну.
- Проверьте, всё ли готово к уроку? Будьте внимательными, активными, терпеливыми.
Прочитайте слова, записанные на доске.
«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»
Как вы понимаете эти слова? (Каждый день приносит нам что-то новое).
Вот и сегодня мы отправимся в путь за новыми знаниями.
- Математика пришла к нам не одна. Вместе с ней к нам пришли и её помощники. Один из них – Мудрая Сова.
-А живёт Мудрая Сова на дереве. /На доске/
-Что вы видите необычного на дереве? (белые листья)
- Мудрая Сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья.
Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.
Желтый лист – для тех, кто допускал неточности, кому нужно ещё поработать.
Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кто недоволен своей работой.
От ваших открытий и решений зависит, насколько успешно вы работали на уроке.
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Какой сейчас месяц? Какой он по счету?
- Какой сегодня день недели? Какой он по счету? (пропишем в воздухе).
Пропишите эти два числа через одну клеточку (31)
(Устный счёт)
1) -Первое слагаемое 14, второе слагаемое 8. Чему равна сумма? (22)
-Я задумала число, прибавила к нему 7 и получила 15. Какое число я задумала? (8)
- Какое число нужно прибавить к 11, чтобы получить 20? (9)
2) - Задача от Мудрой Совы:
Раз к крольчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк крольчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10) (3 слайд)
- Как посчитали?
3) Логическая задача:
-На одной чаше весов 3 совы, на другой – 2 кролика. Весы находятся в равновесии. Сколько весит 1 сова? Сколько весит 1 кролик? (Сова весит 2 кг, Кролик – 3 кг). (4 слайд)
3) – Молодцы!
2)Работа в рабочих тетрадях
Сова просит узнать:
1) Сколько ушей у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (5 слайд, 2 и 3 клик)
2+2+2+2+2
2) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (6 слайд, 1 клик)
4+4+4
- Какой способ действия использовали, чтобы это узнать?
СЛОЖЕНИЕ (на доске)
-Что общего в этих выражениях? (Способ действия – сложение, складывали одинаковые слагаемые) (7 слайд)
-Чем выражения отличаются? (Слагаемыми и их количеством)
3)-Следующий вопрос.
-Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? (8 слайд, 1 клик)
- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?
- Что у вас вызвало удивление?
- Сложность задания – как короче записать решение.
-Можно ли с помощью таких записей ответить на вопрос? 36+2, 2+36. 36-2(Нет, это другой способ действия (9 слайд)
- Мы должны посчитать, сколько глаз у 36 кроликов, если у каждого кролика по 2 глаза.
- Наверняка, есть какой-то хитрый способ, который мы с вами ещё не знаем…
Да и вы скажете, что такая запись может не вместиться в одну строку тетради. Наша задача – устранить возникшую трудность. Как же сделать запись короче, посчитать быстрее?
- Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему?
- Математика – точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
-Как же выйти из этого затруднения?
- Получается, что мы не знаем, каким арифметическим действием удобно решать похожие задачи?
Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.
3.Сообщение темы урока.
- Попробуйте спрогнозировать тему урока. (Новое математическое действие – УМНОЖЕНИЕ) (10 слайд)
-С чем мы должны познакомиться? (Познакомиться с новым способом действия)
-Задайте 1 вопрос, начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ. (11 слайд)
(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?) (12 слайд)
-Чему мы должны научиться? (Научиться выполнять арифметические действия, используя умножение
Но сложение заменятся умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.
- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием.
(на доске)
Умножение – новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
· - в рукописном тексте.
X – в печатном тексте,
*- на клавиатуре.
Знак умножения – косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 г.
Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак – точку, чтобы не путать его с буквой Х.
.
4. Решение проблемы. Работа в парах.
1) -У каждой пары на столе лежит лист бумаги. Что изображено на листе?
(На листе изображены точки)
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Обведите карандашом эти группы. Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
-При подсчёте видно, что удобнее - вести счёт по5.
- Запишем выражение в тетради.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
( получилось выражение из шести слагаемых, каждое из которых равно 5.Значит, сумма та же самая 40)
-Удобно ли так записывать? (Нет)
-Нужно придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых.
-Посмотрите на свои листочки и запись на них.
5+5+5+5+5+5=30
-Запишем иначе. Сначала запишем, по сколько точек группировали?
(По 5 точек)
-Далее поставим знак умножения (∙)
-Потом запишем, сколько раз по 5 у нас получилось? (8)
- Итак, мы по 5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 ∙ 8=40
- Я показала вам знак, благодаря которому можно упростить запись суммы одинаковых слагаемых.
Откройте наш учебник на стр.48 и давайте проверим, правильное ли открытие мы с вами сделали.
2)- Вернёмся к тетради. Мы пытались ответить на вопрос: Сколько глаз у 36 кроликов? Но так и не смогли этого сделать. Почему? (У нас получилась длинная неудобная запись)
- Но теперь мы знаем новый способ действия, который поможет нам упростить запись суммы одинаковых слагаемых.
- По сколько глаз у кроликов? (По 2)
- Сколько взяли кроликов? (36)
- Кто догадался, как записать решение с использованием нового способа действия?
(По два взять 36 раз 2 ∙ 36)
3)-Попытайтесь применить новый способ действия при решении следующей задачи.
На одной тарелке лежало 2 яблока. Сколько яблок лежало на 5 таких же тарелках? (13 слайд)
-Как сосчитать? Запишите (один на доске, остальные в тетради) (2+2+2+2+2=10)
-По сколько яблок было на тарелках? (по 2 яблока)
- Сколько было таких тарелок? (5 тарелок)
- Какие слагаемые? (одинаковые)
-Как запишем решение с использованием нового способа действия?
По 2 яблока взять 5 раз 2 ∙ 5=10
5. Физминутка
6.Первичное закрепление.
- Выполните следующее задание в парах.
7.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3
1)- У вас на столах лежат карточки. На карточках два номера. Выберите одну карточки, с заданием которой по-вашему мнению вы справитесь.
-Перед началом работы спрогнозируйте, на какую отметку вы выполните выбранное вами задание.
-Выполните задание.
-Выполняем задание на карточках.
- За каждый правильный ответ в таблицу ставьте один балл. Проверьте правильность выполнения задания, сверяясь с доской. В строке Оценка ____ поставьте свою оценку.
Если останется время!
2) Задача от Кролика.
Кролик посадил 2 ряда капусты по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов капусты посадил Кролик? (20 слайд)
- О чём говорится в задаче? (о кустах капусты)
- Что известно в задаче? (известно, что в одном ряду было 5 кустов капусты, а таких рядов было 2. По 5 кустов взяли 2 раза.)
-Что нужно узнать? (Сколько всего кустов капусты в двух рядах)
- Кто догадался, как записать решение задачи новым способом действия?
5 ∙ 2=10 (к.)
Ответ: 10 кустов капусты посадил Кролик.
8.Итог урока.
-Какой способ действия мы открыли на уроке? (Умножение)
-Когда мы можем применить этот способ действия? (Для сокращения записи сложения одинаковых слагаемых)
- В каком виде работы мы можем использовать открытый способ действия? (При решении арифметических задач)
9.Домашнее задание.
Составьте 3 числовых равенства на сложение и умножение . (21 слайд)
- Подумайте, чья работа соответствовала нашему девизу.
- Оцените и украсьте деревце листиком.
Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.
Желтый лист – для тех, кто допускал неточности.
Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кому нужно ещё поработать.
Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.
-Посмотрите, какое разноцветное и весёлое дерево получилось!
-Спасибо за урок! Вы молодцы! Сова тоже благодарит вас! (22 слайд) - Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта
Будьте внимательны! Думайте быстро! Решайте правильно!
Гимнастика для ума Раз к крольчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк крольчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?
Сколько весит 1 сова? Сколько весит 1 кролик?
Сколько ушей у 5 кроликов? 2+2+2+2+2
2 . Сколько лап у 3 кроликов? 4 + 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2 + 2 4 + 4 + 4
3 .Сколько глаз у 36 кроликов? 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+……
36 – 2 2 + 36 36 + 2
Новое математическое действие - УМНОЖЕНИЕ Тема урока
Что ? Что такое умножение?
Зачем ? Зачем нужно умножение?
Знак умножения · - в рукописном тексте. X – в печатном тексте, *- на клавиатуре.
Сколько всего яблок? 2 ∙5=10 2+2+2+2+2 =10
В нашем доме беспорядок, Не найдёшь у нас тетрадок. В трёх шкафах по 6 тетрадок Саша разбросал. Сколько же всего тетрадок, Кто бы сосчитал?
6+6+3=6∙3
Всегда ли сложение можно заменить умножением?
Проверь себя! 5+5+5+5+5=5 ∙5 9 ∙ 3= 9+9+9 а+в+с= 13+13+15=
Карточка № 1. 1) 8+8+8+8+8 = 8*5 2) 12+12+12+12 = 12*4 3) 33+22+44 = 4 ) 15+15+15 = 15*3 5) 7+9+12+6+5 = Карточка №2 13*3 = 13 +13 +13 24*4 = 24+24+24+24 46*2 = 46+46 16*4 = 16+16+16+16 32*3 = 32+32+32
Что такое умножение ? Зачем нужно умножение ?
Кролик посадил 2 ряда капусты по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов капусты посадил Кролик?
Домашнее задание Например: 9+9+9+9+9=9 · 5
Будьте внимательны! Думайте быстро! Решайте правильно!
СПАСИБО! УДАЧИ и УСПЕХОВ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение
Данный материал содержит разработку урока математики по теме "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу. Разра...
конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"
Урок формирует представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...
Конспект урока по математике 2 класс. Конкретный смысл действия умножения.
Конкретный смысл действия умножения 1 урок. Школа России 2 класс...
Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия деления"
Урок математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деления". УМК "Школа России".Данный урок представлен с презентацией и необходимым раздаточным материалом....
Урок математики во 2 классе УМК «Школа России» Учебник М.И. Моро «Математика» (часть2) Тема: «Конкретный смысл действия умножения» + презентация
Тип урока: Урок открытия новых знаний Цели: 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать...
2 класс конспект урока математики по теме : «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»
конспект урока по математике...
Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия умножения"
Конспект урока с элементами проблемного обучения...