1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Приветствие учителя.
Орг.момент
Сегодняшний урок хочу начать с цитаты: «Значение единицы то возрастает, то уменьшается, все зависит от нулей, стоящих за ней». Вы согласны с этим выражением? Приведите пример
С каким большим разделом мы продолжаем знакомство? Желаю на уроке вам достичь поставленных задач. |
Приветствие учеников.
Самоопределение к учебной деятельности.
Да. Если за 1 два нуля, то это число 100. Если за 1 стоят 3 нуля, то это число выросло и стало 1000. С многозначными числами
| Продолжить работу над формированием внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (ЛУУД); Принимать и сохранять уч. Задачу (РУУД);
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Кластер: Запишите слово: многозначное число, а вокруг этого слово всё, что мы о нем говорили.
Что мы знаем о классе единиц? Что мы знаем о классе тысяч?
Что вы знаете о разрядах (ед, дес, сот)?
Что обозначает нуль в записи числа?
1 вариант записывает правило чтения мн.ч. (Учащиеся 1 варианта заполняют карточку с алгоритмом чтения многозначных чисел с пропусками )
2 вариант записывает, какое правило записи многозначных чисел (далее МН.Ч.) (Учащиеся 2 варианта заполняют карточку с алгоритмом записи многозначных чисел с пропусками)
Работа в паре. Оценка результатов работы пары. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил задание ваш сосед по парте. Если он выполнил всё верно, поставьте ему +, если допустил ошибки (1 и больше поставьте?) Верните тетради, обсудите с соседом вашу отметку. Поднимите руки, кто согласен с отметкой, который поставил одноклассник. Кто не согласен? Почему? Ежегодно эксперты в области популяции зверей отслеживают их количество. Как вы думаете, зачем?
Какой предмет необходимо изучать в школе, чтобы не ошибаться при ведении статистики живой природы? Верно, во многих профессиях, связанные с расчетами нужны такие умения, которые мы сможем развить только на уроке математики. Заполняют таблицу. (Называю числа по порядку, ученики записывают в столбик) Вид популяции в Р.К. | Численность | Кабан |
| Рысь |
| Росомаха |
| Дикий северный олень |
| Горностай |
| Бобр |
| Куница |
| Заяц |
| Белка |
|
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил задание ваш сосед по парте. Если он выполнил всё верно, поставьте ему +, если допустил ошибки (1 и больше поставьте?) Верните тетради, обсудите с соседом вашу отметку.
Поднимите руки, кто согласен с отметкой, который поставил одноклассник. Кто не согласен? Почему?
На доске пары чисел, которые надо сравнить. 1) Кабан 80 840 Росомаха 2) Рысь 329 840 Росомаха 3) Олень 9 782 9 047 Горностай 4) Бобр 15 200 15 918 Куница 5) Заяц 102 716 184 743 Белка
Какую пару чисел вы точно сможете сравнить? Почему?
Посмотрите на 3,4,5 пары чисел. Чем они отличаются от предыдущих? Как вы думаете, правило сравнения трехзначных чисел схожи с правилом сравнения МН.Ч.
Тогда предлагаю сравнить оставшиеся 3 выражения - это и будет ваше пробное действие. Для чего оно необходимо?
Кто не смог выполнить задание? -Сформулируйте свое затруднение.
Кто уверен, что выполнил задание правильно? Обоснуйте правильность своего мнение.
Сформулируйте свое затруднение.
| Отвечать на вопросы учителя, рассуждать. Вспомнить пройденный материал о многозначных числах.
Вспомнить и обобщить основные понятия темы «Многозначные числа» Класс единиц, класс тысяч разряды, единицы, десятки, сотни, правило записи , правило чтения.
содержит разряды ед. дес. сот. содержит разряды ед. тыс., дес.тыс., сот.тыс.
они образуют класс.
отсутствие единиц данного разряда.
Чтобы прочитать МН.Ч., его разбивают на классы, отсчитывая справа по три цифры, Начиная с высшего класса, читают число в каждом классе, добавляя названия классов (кроме единиц). Названия классов, где все цифры ноли не читаются.
Записывать МН.Ч. надо, начиная с единиц высшего класса (До слов: тысяч, миллионов). После этого пишут сколько единиц следующего класса. Проверь: в классе единиц обязательно должно быть три цифры. Между классами при записи делают небольшой промежуток.
Эксперты наблюдают увеличивается или уменьшается численность животных из года в год, проводят статистику и мероприятия по их охране.
Математику.
Сверяем по эталону.
Вид популяции в Р.К. | Численность | Кабан | 80 | Рысь | 329 | Росомаха | 840 | Дикий северный олень | 9 782 | Горностай | 9 047 | Бобр | 15 200 | Куница | 15 918 | Заяц | 102 716 | Белка | 184 743 |
Ответы детей
Первую, двузначное число меньше трехзначного. Вторую, сотни 1 числа меньше сотен 2 числа.
там надо сравнить многозначные числа
Да
Чтобы понять, чего мы не знаем Выполнение пробного действия и обоснование затруднения Сравнивают многозначные числа.
Проведения самоконтроля и самооценки. Поднимают руки. Я не смог сравнить многозначные числа, не понял задание др.( не поставил знак) Поднимают руки.
Я не могу обосновать правильность своего мнения,
|
Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме(РУУД);
Участвовать в учебном диалоге (КУУД);
Уметь различать классы, разряды. (П)
Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД);
Контролируют и оценивают процессы и результаты деятельности (РУУД);
Строить монологические высказывания(КУУД);
Закрепить умения записывать и читать многозначные числа (П)
Контролируют и оценивают процессы и результаты деятельности (РУУД);
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (ПУУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
формирование способности к оценке своей учебной деятельности (Л);
|
3.Выявление места и причины затруднений.
| Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Какое было задание? В каком месте у вас возникло затруднение?
Почему у вас возникло затруднение?
Кто считает, что сравнил многозначные числа верно, почему не можете обосновать правильность своего мнения. | Определять причину затруднения, выясняют, что не знают причину изменения окончания
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Сравнить многозначные числа.
В трехзначных числах были только понятия разряды: ед, дес., сотен В многозначных числах появились классы, в каждом по три разряда.
так как при сравнении многозначных чисел опирался на алгоритм трехзначных чисел. |
Развивать умение оценивать результаты деятельности (РУУД);
Строить монологическое высказывание (КУУД);
|
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
| Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Сформулируйте цель урока?
Как можно назвать тему урока?
Что можем использовать для достижения цели?
Что представляет собой алгоритм сравнения трехзначных чисел?
Алгоритм для сравнения многозначных чисел вам нужно получить в таком же виде. Как вы будете работать?
Но МН.Ч. отличаются от трехзначных чисел. Может ли это отразиться на последовательности шагов к выбору знака?
Посмотрите на план работы (на доске): - Вспомнить и записать алгоритм сравнения трехзначных чисел
- Подумать нужно ли внести новые шаги алгоритма.
- При необходимости изменить план алгоритма сравнения трехзначных чисел так , чтобы можно было его использовать при сравнении многозначных чисел.
Вот это вам и нужно будет решить в своей группе: все ли шаги алгоритма сравнения трехзначных чисел подойдут, если нет, то что вы оставите, а что уберете. | Ставят цели на урок. Определяют тему урока. Выбирают средства достижения поставленных целей Учатся работать с таблицей, Проводят самооценку и самоконтроль Фиксируют наличие мнения.
Составить алгоритм сравнения многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Алгоритм сравнения трехзначных чисел.
последовательность шагов к выбору знака <=>
Вспомним последовательность шагов при сравнении трехзначных чисел. По аналогии запишем последовательность шагов при сравнении МН.Ч
Да, наверно, какие –то шаги алгоритма могут измениться, либо появятся новые шаги.
|
Развивать умение формулировать цели своей деятельности (РУУД);
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (ПУУД);
Контролируют и оценивают процессы и результаты деятельности (РУУД); |
5.Реализация построенного проекта.
| Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Ребята, перед тем как начать работать в группе, обратите внимание на лист самооценки «Работа в группе», как только вы закончите работать оцените себя, поставьте знак +. Каждой группе выдается таблица с пропусками: 1 | Дано 2 трехзначных числа | 2 | Посчитать_______________ цифр у каждого числа.
| 3 | _________________ количество
| _______________ количество
| 4 | cмотрим на цифру _______________ разряда. | всегда ___________ то число, у которого цифр ________________ | 5 | Если первые цифры совпадают, смотрим на цифры _______________ разряда | 6 | Как только найден разряд с _________________ количеством единиц | ставим знак < > | 7 | ставим знак < > |
После согласования на доску вывешивается эталон алгоритма сравнения трехзначных чисел 1 | Дано 2 трехзначных числа | 2 | Посчитать количество цифр у каждого числа.
| 3 | одинаковое количество
| разное количество
| 4 | cмотрим на цифру наибольшего разряда.
| всегда больше то число, у которого цифр больше | 5 | Если первые цифры совпадают, смотрим на цифры следующего разряда | 6 | Как только найден разряд с разным количеством единиц | ставим знак < > | 7 | ставим знак < > |
Молодцы, первый пункт плана выполнили: - Вспомнить и записать алгоритм сравнения трехзначных чисел
Второй пункт плана: 2) Подумать нужно ли внести новые шаги алгоритма для сравнения многозначных чисел.
Чтобы понять, нужно ли внести данные, что можно сделать?
Читаем третий пункт плана: 3)При необходимости изменить план алгоритма сравнения трехзначных чисел так , чтобы можно было его использовать при сравнении многозначных чисел.
Мы сравнили 2 многозначных числа по эталону трехзначных чисел. Есть необходимость изменения алгоритма? Ребята чем отличается алгоритм сравнения многозначных чисел от алгоритма трехзначных чисел?
Новый алгоритм сравнения мы не создали. тогда какое новое знание мы открыли?
И мы можем этим алгоритмом пользоваться при сравнении любых натуральных чисел. В эталоне меняю только слово трехзначное на многозначное. 1 | Дано 2 многозначных числа | 2 | Посчитать количество цифр у каждого числа.
| 3 | одинаковое количество
| разное количество
| 4 | cмотрим на цифру наибольшего разряда.
| всегда больше то число, у которого цифр больше | 5 | Если первые цифры совпадают, смотрим на цифры следующего разряда | 6 | Как только найден разряд с разным количеством единиц | ставим знак < > | 7 | ставим знак < > |
Какое новое слово вы добавите в КЛАСТЕР «Многозначное число»?
Вернитесь к листу самооценки работы в группах. Поднимите руку, кто поставил знак +,напротив Я активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение. Я работал хорошо, но немного отвлекался. Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. Я не участвовал в работе группы , был в стороне. Уточняю, что именно не поняли, почему отвлекался. |
Определение алгоритма сравнения трехзначных чисел
Анализируют и заполняют таблицу.
Каждая группа вывешивает свой вариант алгоритма. План уточняется, при необходимости дополняется.
Отвечают на поставленные вопросы.
сравнивать 2 многозначных числа по этому алгоритму
Определение алгоритма сравнения многозначных чисел
Нет.
Ничем, они одинаковые.
Узнали, что алгоритм сравнения многозначных чисел и трехзначных чисел одинаковый.
Приходят к выводу, что алгоритм сравнения многозначных чисел и трехзначных чисел поразрядно одинаковый. (Открытие нового знания)
Записывают в кластер новое понятие.
Алгоритм сравнения
Заполняют лист самооценки.
Лист самооценки. Как я работал в группе. | Я активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение. | | Я работал хорошо, но немного отвлекался. |
| Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
| Я не участвовал в работе группы, был в стороне. |
|
Ответы детей. |
Создание условий для формирования умения сравнивать многозначные числа (П) Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (ПУУД);
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (учитель – ученик) (КУУД);
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (РУУД)
Развивать умение оценивать результаты своей деятельности (РУУД);
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Проверим свой алгоритм по учебнику. Возвращаемся к выражениям. 3) Олень 9 782 9 047 Горностай –фронтально 4) Бобр 15 200 15 918 Куница 5) Заяц 102 716 184 743 Белка
На доске: 9 782 > 9047
Предлагаю я или учащиеся, те цифры в разряде, которые отличаются подчеркивать первое время цветным карандашом.
4,5- работа и проверка в паре. 15 200 < 15 918 102 716 < 184 743
Если у учащихся будут ошибки, проговорить, как пришли к такому ответу. Если нет, то просто проговорить алгоритм.
| Сравнивают многозначные числа, пользуясь известным алгоритмом. Дано 2 многозначных числа 9 782 9047 Посчитать количество цифр у каждого числа.-их 5.-одинаковое. Смотрим на цифру наибольшего разряда.-это 9 ед. тыс. ,цифры совпадают. Смотрим на цифры следующего разряда- это 7 сотен и 0 сотен. Найден разряд с разными цифрами. 7 сотен больше 0 сотен, ставим знак >
| Создание условий для формирования умения сравнивать многозначные (П); Развитие адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности (ЛУУД); Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (учитель – ученик) (КУУД); Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (РУУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (КУУД).
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Организация самостоятельной работы для применения нового знания в типовых заданиях.. Посмотрите на новую таблицу. Это численность птиц в РК.
птицы РК | численность | Гуси | 15 800 | Рябчик | 500 770 | Тетерев | 290 896 | Глухарь | 158 729 | Ворона | 290 459 | Куропатка | 800 142 |
Эталон на доске. (гуси)15 800 < 158 729 (глухарь) (рябчик) 500 770 < 800 142 (куропатка) (ворона) 290 459 < 290 896 (Тетерев) Во всех выражениях надо было поставить знак МЕНЬШЕ. Кто смог верно сравнить все три выражения, поставьте +, Если сомневаетесь в своем умении сравнивать мног.числа-поставьте-? Если совсем не поняли алгоритм сравнения мног.числа- - Кто поставил себе знак -,?+ ? . |
Самостоятельно выполняют задание.
Читают и сравнивают многозначные числа.
Самостоятельная работа (Гуси)15 800 158 729 (глухарь) (рябчик) 500 770 800 142 (куропатка) (ворона) 290 459 290 896 (Тетерев) Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют сформированность умения После проверки исправляют ошибки, если есть.
Карточка «сомнений» + - «Я понял все»; - - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».
| Формировать способность к оценке своей учебной деятельности (ЛУУД); Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности (РУУД);
|
8.Включение в систему знаний повторение.
| Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
Выполнение заданий по учебнику стр 27№ 117 и под треугольником внизу стр 28 №127.
Ребята, как вы думаете, при сравнении каких еще числах нам поможет этот алгоритм?
Доп.материал. Ребята, кто сможет глядя на диаграмму, ответить каких птиц больше всего? Меньше всего? Каких птиц больше 200 000, но меньше 500 000? Такой тип сравнения часто используют ученые- математики, физики и другие. В старших классах вы научитесь составлять такие диаграммы на уроках информатики.
|
Выполняют. (Сравнивают многозначные числа)
Отвечают на поставленные вопросы.
Анализируют и извлекают информацию в виде диаграммы. |
Использовать диаграмму для решения задач урока (ПУУД);
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (ПУУД); |
9. Рефлексия УД на уроке.
| Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Ребята, что мы сегодня создавали на уроке? С какой целью создавали этот алгоритм ?
Что вы брали за основу построения алгоритма сравнения многозначных чисел? Проанализируйте всю работу на уроке, заполняя лист самооценки.
Ребята, заполните лист самооценки.
Лист самооценки по теме «Сравнение многозначных чисел» | критерии | +, - | Я знаю алгоритм сравнения многозначных чисел |
| Я умею пользоваться алгоритмом при сравнении многозначных чисел. |
| На уроке у меня не было затруднений. |
| На уроке у меня были затруднения (указать какие) |
| При выполнении самостоятельной работы у меня возникли затруднения (указать какие) |
|
Домашнее задание. Повторить способы и алгоритм сравнения многозначны чисел. Стр 27 № 120, 123 | Отвечают на поставленные вопросы.
Алгоритм сравнения многозначных чисел. Чтобы уметь сравнивать многозначные числа.
Алгоритм сравнения трехзначных чисел
Проводят самоконтроль и самооценку.
| Адекватного понимания причин успешности/неус-пешности учебной деятельности (ЛУУД);
Осуществлять итоговый контроль по результату (РУУД); |