Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
статья по математике

Конева Татьяна Григорьевна

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Каждый преподаватель имеет главный вопрос - как развивать интерес к своей тематике, как выявлять и помогать детям развивать свои умения по данному предмету.

Согласно требованиям ФГОС, целью образовательного процесса является формирование всестороннего гармоничного развития подрастающих поколений, формирование самостоятельных, свободных, культурных, нравственных личностей, осознающих ответственность семьи, общества, государства, уважающих права и права других граждан и конституции и законов, способных к сотрудничеству и взаимопониманию людей.

Современные педагоги должны быть готовы постоянно совершенствоваться, принимать новые решения. В моей практике использую разные виды занятий, направленных на раскрытие различных возможностей студентов.

Каждый класс полон учащихся, обладающих специальными способностями к изучению предмета. С этим детям проводится целевая работа. Форма и методика работы с талантливыми детьми должна совпадать с формой и методикой работы с каждым учеником класса, при этом должна иметь какое-то своеобразное значение. На уроках применяю дифференцированные задания, испытания, индивидуальные формы работы. Созданы дидактические материалы для дифференцированного обучения.

Вот некоторые приемы работы, как с одаренными, так и с остальными учениками.

  1. Урочная работа. Реализация образовательных условий, которые способствуют развитию личности, осуществляется в основном на занятиях, в которых учитывается возраст и индивидуальность ребенка, уровень его предметного знания.

Урок – основа для того, чтобы работать с талантливыми детьми, однако в этом случае требуется другая композиция, другое содержание и другая организация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Кроме того, при работе с талантливыми детьми нужно ориентироваться на качественное иное образовательное содержание, выходя за рамки традиционного обучения, установив связи с другими предметами, задачами или дисциплиной. Обеспеченная программа обеспечивает индивидуальный подход к обучению, используя дифференцированные формы представления учебных данных. Такая подготовка может быть осуществлена в рамках технологий инновационного обучения.

Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.

Внимание учителей начального класса уделяется учебному сотрудничеству и коллективной творческой деятельности, т.е. работе в группе или в группе, при которой каждая команда получает одно задание, при этом определена роль каждой группы. Сильный ученик выполняет свою роль учителя, устраняет ошибки, если это необходимо. Такая организация деятельности дает возможность каждому осуществлять себя в соответствии с его возможностями и способностями; увидеть и чувствовать продукт своей деятельности.

Особенно раскрыются ученики, которые работают в небольшой группе. Ученик здесь может максимально реализовывать дифференциацию образования и индивидуальный подход при помощи различных методов работы: наблюдания, экспериментов. Это дает возможность учесть разные потребности, возможности талантливых детей.

Проекты. Учащиеся разработают проекты, выполняемые в классе и в домашних условиях. В классе заранее делятся группы, где есть и талантливые, и слабые. Задание дается каждому из членов группы. Сильные ученики помогают слабому. Вся группа защищает проекты. В итоге каждый студент чувствует ответственность за выполнение порученного задания. К примеру, слабые школьники хорошо могут рисовать, а при этом рисуют и подписывают текст, могут запомнить правила, а за всеми повторять правильно.

Письменные задания (тесты) разных уровней сложности. Учащиеся получают задания разных уровней сложности. Выполнив свое задание, меняются заданиями. Если слабоуспевающий ученик затрудняется выполнить то или иное задание, другой помогает ему.

  1. Внеклассный труд. Важный фактор, влияющий на развитие талантливых учеников и выявление скрытых талантов и возможностей, — система внеклассного труда. Основные формы которого – предметные олимпиада, интеллектуальный марафон, различные турниры и конкурсы, проекты разной тематики, ролевая игра. Они позволяют одаренным студентам выбрать подходящий вид творческой работы. В отношении интеллектуально талантливых учащихся, конечно, ведущие и основные являются творческие методы - проблемы, поиски, исследования, проекты - в совокупности с методами индивидуальной, групповой и коллективной работы. Эти методики обладают высоким познавательным и мотивирующим потенциалом, соответствующим уровню познавательных активностей и интересов одаренных учеников.

Предметные недели. В рамках этой недели проводятся различные мероприятия. Например, для вторых классов – конкурс «Русский с удовольствием», где учащиеся могут показать свои первые успехи в изучении русского языка («Лучший знаток алфавита», «Лучший знаток слов» и т.д.) Для 3-4 классов проводится конкурс стихов.

Все эти и другие применяемые формы и методы позволяют выявить способности учащихся и развивать их в дальнейшем. Они принимают участие в разных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3) Система дополнительного образования (дистанционные олимпиады, дистанционные курсы обучения), которая медленными темпами, но внедряется учителями начальных классов, подразумевает активное использование ИКТ технологий в целях:

- извлечения необходимой  информации;

- тренировки языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;

- знакомства с реалиями современной жизни;

- участия в проектах и он-лайн тестах и олимпиадах;

4) Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа и создание индивидуальных программ предполагает использование нескольких учебно-методических пособий с современными информационными технологиями, в которых талантливый ребенок и неуспевавший может получить информацию необходимую для каждого.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....